Даже сегодня всевозможные "народные целители" пользуются популярностью и становятся звездами шоу вроде "Битвы экстрасенсов". Что уж говорить о древности и средневековье. Задолго до появления официальных врачевателей, методы которых хотя бы отдаленно напоминали современную медицину, многие поколения жителей Беларуси лечились у бабок-шептух и знахарей. Больше ведь не у кого было! О знахарях рассказываем в новой статье исторического цикла "Беларусь. Врачеватели". Этот цикл создан Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Белорусские знахари и чародеи 1.jpgКартина Григория Мясоедова "Деревенский знахарь" (1860 г.)

Чаровать – мужское дело?

Если вы спросите у Гугла о белорусских колдунах, то он выдаст вам сотни результатов о вкуснейшем блюде национальной кухни и рецептах его приготовления. И будет неимоверно сложно найти информацию о колдунах-людях. Все просто – на наших землях просто не существовало такого термина.

banner

– Мужчин, якобы владевших мистической силой, на территории современной Беларуси никогда не называли колдунами. В зависимости от времени и региона их именовали чарадзеямi, чараўнiкамi, ведзьмакамi, варажбiтамi, валхвiтамi, знахарамi. Причем, если в северной и центральной Беларуси понятие знахарь было нейтральным, то, например, на западном Полесье слово "знахор" носило исключительно негативный оттенок. "Знахором" могли назвать и ходячего покойника, – рассказывает заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктор филологических наук Татьяна Володина. 

Белорусские знахари и чародеи 2.jpgТатьяна Володина, фото Христины Лузай

Сегодня ритуальное лечение считается, в основном, женским делом – на ум приходят те самые деревенские бабки-шептухи. Однако, по словам Татьяны Володиной, раньше именно мужчины преобладали в этой "отрасли". Но так уж получилось, что в последние 100 лет они постоянно попадали под удар: сначала в ходе коллективизации (знахари, как правило, были зажиточными людьми), затем атеизации (в ходе которой "выкорчевывали суеверия"), Великой Отечественной войны… Хотя считалось, что мужчины обладают куда большей "силой", нежели женщины.

– Для мужчины знахарство или чародейство было статусом, элементом самоутверждения. Зафиксировано немало рассказов, как чародеи просто пугали людей, например, вызывая волков. От этого никто не страдал: просто человек, владевший "силой", демонстрировал свои возможности и завоевывал своеобразный имидж. Поэтому его побаивались, – отмечает эксперт.

Белорусские знахари и чародеи 3.jpgВ разных регионах Беларуси слово "знахарь" воспринималось по-разному: в некоторых знахарей боялись, в других – принимали лояльно (изображение сгенерировано нейросетью Leonardo.ai)

Что умели белорусские чародеи?

Чародеям и знахарям приписывались самые разные качества и способности. Например, самый известный – князь Всеслав Чародей – мог оборачиваться волком. В какие еще силы знахарей верили их соотечественники?

– Люди верили, что чародеи могли повелевать волками – призвать, при необходимости стаю или наоборот, защитить от них. Также они управляли пчелами. Поэтому у большинства были свои пасеки. И наоборот: на каждого пчеляра-пасечника падало подозрение, что он "дружен" с потусторонними силами. А еще знахарям и чародеям, по поверьям, подчинялись змеи. К змеям они относились очень душевно и ласково, никогда не убивали. То есть, с природой связи у них были очень крепкие, – объясняет Татьяна Володина.

Белорусские знахари и чародеи 4.jpgТакими представляет ведьмаков современная массовая культура. Кадр из сериала "Ведьмак"

Со временем людей, которым приписывались особые способности и умения, начали делить на добрых (которые лечили и помогали) и злых – тех, кто мог наслать порчу и вообще занимался черной магией. Среди первых – чародеи и знахари. А вот ведьмаки ассоциировались со злом. Учитывая все особенности ведьмаков и приписываемую им силу, за помощью к ним обращались с опаской. Да и в целом врачевание не было их основным профилем. Сегодня ведьмаков можно встретить только в кино. Ну и еще в "Битве экстрасенсов".

А вот к знахарям-целителям (они же – чараўнiкi) люди продолжают обращаться и в наше время. Как правило, свои возможности знахари связывают с божественными силами: лечить людей – это их призвание, наказ, данный Богом.

Одним из самых известных знахарей (или целителей) в истории Беларуси был Далман – сын русского потомственного дворянина из Воронежской губернии, который в конце XIX века перебрался на хутор Веретеи в Поставском районе.

– Когда Далман начал лечить, установить трудно. Но так или иначе, он начал помогать людям, прежде всего – избавлять от психоневрологических болезней, таких, как падучая, паралич, всевозможные испуги. И его деятельность полностью вкладывается в образ белорусского знахаря: во-первых, у него была особенная сила, во-вторых, он обладал пророческим даром – заранее видел, с какой болезнью к нему едет человек. И, при этом, он был человеком глубоко верующим и жертвовал большие суммы на церковь, – рассказывает Татьяна Володина.

Белорусские знахари и чародеи 5.jpgЗнаменитый Далман. Фото из книги Татьяны Володиной и Владимира Лобача "Далман. Асоба і міф" (2022 г.)

Слава о Далмане распространилась очень широко. Во время Великой Отечественной войны он лечил партизан, а после ее окончания – попал под суд по обвинению в шарлатанстве. Пока шло следствие, Далман успел вылечить следователя от заикания, а потом в его поддержку поднялась вся округа. Дело замяли.

– Позже известность Далмана стала практически всесоюзной. К нему приезжала Валентина Терешкова, были и "гонцы" от Леонида Брежнева. На железной дороге открыли станцию – рядом с маленьким хутором! Это все – реальные факты. И существует масса свидетельств того, что Далман действительно помог обратившимся к нему людям, – подчеркивает эксперт.

Белорусские знахари и чародеи 6.jpgПамятник Всеславу Чародею в Полоцке. Если судить по древним рукописям, то князь был оборотнем (фото с сайта welcome-belarus.ru)

Ведьмаков пытали "по регламенту"

Отношение к чародеям на территории современной Беларуси менялось кардинально. Если в древности к ним относились вполне лояльно (опять же, вспомним Всеслава Чародея), то с наступлением Средних веков жизнь их стала несладкой. В Западной Европе бушевала инквизиция, на площадях жгли ведьм. В ВКЛ власти оказались более лояльны, а церковь – не настолько лютой. Но суды были. И пытки тоже. Особенно в отношении "чаровников", которые лечили болезни – люди считали, что знахари могли и вызывать их мистическим образом. Документальные примеры мы нашли в книге "Под факелом Гиппократа. Из истории белорусской медицины" Валентина Грицкевича.

Так, например, в договоре 1691 года между гродненским монастырем святой Бригиды (который выступал юридическим защитником обвиненного в "ворожбе" Максима Знака) и городом Гродно было указано, что потенциальный "ведьмак" будет подвергнут пытке в течение часа. Если сознается – его сожгут, если выдержит – вознаградят за раны. Кроме того, предусматривалась выплата монастырю "головщизны" (плата за убийство) в случае гибели Знака от мук. На Знака пожаловалась чета Юхальских, содержавших шинок: они утверждали, что чаровник навел на них порчу. Во время пыток Знак сразу же признался во всем: и что умеет "дуть, когда у кого-то болит живот", и что по заказу конкурентки Юхальских навел порчу на шинок. В результате его сожгли на Рыночной (ныне Советской) площади в Гродно.

Белорусские знахари и чародеи 7.jpgВ Средние века ведьмаков (а заодно и знахарей) в ВКЛ жгли на кострах – хоть и не так часто, как в Западной Европе (изображение сгенерировано нейросетью Leonardo.ai)

В 1615 году в Могунах, деревне в Вороновском районе Гродненской области, оригинально проверяли подозреваемых на принадлежность к ведьмакам. Троих обвиняемых дважды бросали в воду, и оба раза они не тонули. Для сравнения в воду бросили одного из подвернувшихся крестьян. Тот сразу пошел на дно, и его "еле спасли". По итогам испытания обвиняемых решили сжечь как ведьмаков.

Пытать "ведьмаков" (да и пытки в целом) в Речи Посполитой запретили в 1776 году. И в этом отношении Речь Посполитая была прогрессивным государством: во Франции пытки запретили четырьмя годами позже, в Австрии – в 1788 году. А в России сначала в 1801 году, а затем в 1832 году – первый запрет не сработал и пытать там продолжали еще более 30 лет.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.