Если говорить о самом важном изобретении XX века, которое глобально изменило жизнь человечества, то это, конечно же, Интернет. В XXI веке общедоступным стал искусственный интеллект – и это уже сегодня корректирует путь нашей цивилизации. Среди тех, кто закладывал основы этих изобретений, есть и потомки выходцев из Беларуси. Рассказываем о них в историческом цикле "Белорусский след в мировой цивилизации", который подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Основоположник теории ИИ – самый рассеянный ученый в мире

Одним из ученых, создавших предпосылки для возникновения искусственного интеллекта, был профессор Норберт Винер, которого также называют "Отцом кибернетики". Винер считается одним из первых, кто выдвинул теорию о том, что все разумное поведение является результатом механизмов обратной связи, которые, возможно, могут быть смоделированы машинами. Это стало важным ранним шагом на пути к развитию современного искусственного интеллекта.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 1.jpgНорберт Винер. Фото – архив Массачусетского технологического института

Кстати, популярное сегодня у IT-шников и маркетологов слово "фидбек" (feedback) – тоже ввел в оборот Норберт Винер (именно в том смысле, в каком это слово используется сейчас). А главной его работой стала книга "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине", которая стала настольной для ученых, работавших в области машинного обучения и искусственного интеллекта.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 2.jpgЛео и Берта Винеры – родители Норберта. Фото - архив Массачусетского технологического института

Отец Норберта, Лео Винер, тоже был весьма незаурядным человеком. Он родился в Белостокском уезде Гродненской губернии и был литваком (так называли евреев, живших на территории ВКЛ). Он учился в гимназиях Минска и Варшавы, был полиглотом (говорил на 34 языках), а за океан отправился с целью основать… вегетарианскую коммуну в Британском Гондурасе (сейчас – Белиз). Но добрался только до Нового Орлеана и осел в США, где обрел славу писателя и переводчика. Стал профессором в Гарварде и именно он оказал самое сильное влияние на родившегося в 1894 году Норберта, который сначала учился дома. 

"Разговор с ним мог начаться в спокойном и доброжелательном тоне, но ровно до того момента, как я впервые ошибался. Тут же из нежного и любящего отца он превращался в кровного врага", – вспоминал потом ученый.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 3.jpgНорберт Винер в 9 лет. Фото cantorsparadise.com

После домашнего обучения Норберт Винер в 9 лет поступил в среднюю школу, а в 11 лет уже ее закончил. В 12 лет его портрет оказался на первой полосе газеты New York World под заголовком "Самый выдающийся мальчик в мире". В 14 лет получил степень бакалавра в колледже Тафтса, а в 18 – степень доктора философии в Гарварде. 

banner

В 1919 году Норберт стал преподавателем на кафедре математики в Массачусетском технологическом институте, а к началу Второй мировой уже был профессором Гарвардского, Корнеллского, Колумбийского, Брауновского, Гёттингенского университетов. Но практически все время проводил в уже "родном" Массачусетском институте. И стал настоящей легендой – причем не только благодаря достижениям на научном поприще. Дело в том, что он был, наверное, самым рассеянным профессором в мире.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 4.jpgНорберт Винер на лекции.

Профессор Винер был близоруким, рост его был 157 см и, при этом у него был лишний вес. Винер постоянно курил толстые сигары, а по коридорам университета ходил "утиной походкой" и с постоянно с раскрытой книгой. Чтобы не сбиться с пути, вел по стене пальцем. Однажды он наткнулся на открытую аудиторию, и, не отрывая пальца от стены, обошел помещение по периметру и вновь вышел в дверь. Преподаватель и студенты (а в аудитории шли занятия) были в шоке.

В другой раз профессор забыл не только о том, где оставил свой автомобиль, но и как он выглядит. В результате ждал до позднего вечера, пока с университетской стоянки не разъедутся все авто – и забрал последнее. Известны случаи, когда он путал аудитории и читал лекции "чужим" студентам.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 5.jpgУченый играет в шахматы со своей дочерью Пегги. Фото - cantorsparadise.com

Еще один пример рассеянности профессора Винера и вовсе похож на анекдот. Он вместе с семьей переехал в другой дом. Супруга, зная о рассеянности мужа, записала ему новый адрес на листке бумаги. Его Норберт Винер благополучно потерял. И принял идеальное решение: отправиться по старому адресу и спросить, куда он переехал. Прибыв на место, близорукий ученый обратился к игравшей на тротуаре девочке: "Юная мисс, я профессор Винер…" "Да, папа, я знаю. Мама сказала тебя здесь встретить", - отозвалась девочка.

В то же время, как отмечают коллеги, профессор страдал комплексом неполноценности. Винер умер в марте 1964 года в возрасте 69 лет в Стокгольме от сердечного приступа.

Выходец из Пинска – один из создателей интернета

К числу "отцов Интернета" относят, как правило, Винтона Серфа и Роберта Кана. Однако был еще один человек, вклад которого в создание Всемирной сети сложно переоценить. Это Пол Бэран, изобретатель пакетной передачи данных и создатель теории распределенной сети (сети без "центрального коммутатора", в которой все компьютеры имеют одинаковый статус).

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 6.jpgПол Бэран

Настоящее имя Пола Бэрана – Пейсах Баран. Он родился в Гродно в 1926 году, однако уже через два года его родители переехали в США. Семья жила в Филадельфии, где отец Пейсаха, Мойша Баран, открыл продуктовый магазин. Заработка хватило, чтобы отправить сына учиться в частный университет Дрекселя по специальности электротехника. Позже Пол Бэран получил степень магистра в области инженерии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

В конце 1950-х Пол Бэран начал работать в государственном исследовательском институте RAND Corporation. Задача – создание устойчивых систем связи. Пентагон был озабочен тем, что все системы связи в США после ядерного удара отключились бы. Требовалась связь, которая "выжила" бы во время ядерной войны.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 7.jpgИз презентации Пола Бэрана: схемы централизованной, децентрализованной и распределенной сети

Пол Бэран предложил идею распределенной связи, в которой не было самой уязвимой части – центрального коммутатора. То есть система была похожа на рыбацкую сеть, в которой все узлы были равнозначными. Даже в случае повреждения значительной части этой сети, сигнал шел в обход, по уцелевшим каналам. 

Еще одна идея Бэрана – отправка информации блоками, то есть пакетная передача данных. Разбитое на пакеты сообщение полностью собиралось бы только в компьютере получателя. Одновременно с выходцем из Гродно систему пакетной передачи данных придумал и Дональд Дэвис из Великобритании. Позже Бэран и Дэвис признаны историками и Национальным залом славы изобретателей США как независимые изобретатели концепции цифровой коммутации пакетов, используемой в современных компьютерных сетях, включая Интернет.

Также Бэран придумал протокол маршрутизатора, в котором использовался IP-адрес (этот принцип работает в Интернете и сейчас).

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 8.jpgТехнические специалисты ВВС США оценивают компьютерную систему UNIVAC (1951 год), в создании которой участвовал и Пол Бэран

Первые испытания предложенного метода коммуникации прошли в 1969 году. Была построена первая компьютерная сеть ARPANET, состоящая из двух терминалов: в Калифорнийском и Стэнфордском университетах, на расстоянии около 600 км друг от друга. Из Калифорнии в Стэнфорд передавали слово LOGIN. Удалось со второго раза (во время первой попытки компьютер завис на третьей букве). Сеть ARPANET просуществовала до 1990 года, а опыт ее построения и использования лег в основу нынешнего Интернета.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 9.jpgПрезидент США Джордж Буш награждает Пола Бэрана Национальной медалью в области технологий и инноваций, 2007 год

В дальнейшем Пол Бэран создал Институт будущего в Пало-Альто (Кремниевая долина). А затем основал несколько частных компаний, включая такие, как производитель модемов Telebit (в середине 1980-х годов Бэран придумал технологию дискретного многотонального модема) и Metricom, которая развернула в США первую публичную беспроводную интернет-сеть Ricochet (еще до того, как появились технологии 3G и WiFi). Многие разработанные им технологии являются неотъемлемой частью современной цифровой связи. Пол Бэран умер в марте 2011 года.

Изобретатель "гибрида" – за 30 лет до того, как это стало модным

В 1919 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Минска Эстер и Авраама Айзека Воук родился сын Виктор. Семья была бедной, однако отец за много лет тяжелой работы сумел скопить денег и открыть прачечную. Появилась возможность дать детям образование. Виктор получил степень бакалавра в Колумбийском университете в 1939 году, а позже – степень доктора философии в Калифорнийском технологическом институте в 1942 году.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 10.jpgВиктор Воук

Делом всей жизни Виктора Воука стало создание электромобиля. В 1950-е автомобильными гигантами США уже велись разработки электромобилей, но без особого успеха. Он работал с компанией AMC, разрабатывал преобразователи переменного тока в постоянный, регуляторы скорости, экспериментировал с батареями. Автомобили получались неплохие, однако запас хода был слишком мал. Тогда Воук задумался о гибридах.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 11.jpgВиктор Воук и его детище: "гибрид" на базе Buick Skylark 1972 года

Идея Воука создать гибридный автомобиль была одобрена в 1971 году, и американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) должно было "рассмотреть возможность проведения общенационального испытания транспортных средств на основе его конструкции, если прототип будет удовлетворительным. Виктор Воук и поверившие в него инвесторы вложили $300 тыс. в переоборудование седана Buick Skylark 1972 года.

Получился гибрид с 20-киловаттным электродвигателем постоянного тока и роторным двигателем RX-2 Mazda. Во время лабораторных испытаний автомобиль показал экономию топлива более чем в два раза, а уровень выбросов автомобиля составлял всего около 9% от среднего уровня выбросов автомобиля с бензиновым двигателем той эпохи. Автомобиль получился чуть ли не идеальным, однако EPA так и не выделило денег на создание дополнительных автомобилей для общенациональных испытаний.

Отец кибернетики и дедушка электромобилей 12.jpgВиктор Воук тестирует электрический Сitycar

Тем не менее, даже создание прототипа принесло Воуку прозвище "дедушки электрических и гибридных автомобилей в Соединенных Штатах". Массовое производство "гибридов" началось только в конце 1990-х. Одним из первых на рынке появилась Toyota Prius – и оказалось, что она построена на принципах, разработанных Виктором Воуком. Изобретатель успел на ней покататься – взял в аренду в 2001 году. А в 2005 умер от рака в своем доме на Манхэттене.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.