Многие столетия наших предков сопровождали уже практически позабытые болезни, которые обрастали мифами и требовали странных, а порой и варварских методов лечения. Почему люди боялись колтуна, но не решались его состричь, и что называли “гостецом”, рассказываем в новой статье познавательного цикла "Болезни белорусов", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Польские крестьяне с путаницами Стефан Кох.jpgРисунок крестьян с колтунами. В левом нижнем углу – король Дании и Норвегии Кристиан IV, у которого тоже был колтун в виде косички

Колтун. "Проклятие волос"

Колтун ("каўтун" или "лямец" по-белорусски, “plica polonica" ("польская коса") на латыни) – состояние, при котором волосы на голове скатываются в плотные комки, похожие на войлок – по-научному называется трихома, и сегодня у людей практически не встречается. Тем не менее, эта болезнь оставила свой след в белорусской культуре. В народе колтун считали не просто физическим дефектом, а проявлением сверхъестественного: связывали со сглазом, проклятием или, например, расчесыванием волос в грозу или после захода солнца. Более того, в некоторых регионах колтун считался если не живым, то полуживым существом.

Колтун начинался незаметно, но со временем становился пугающим зрелищем. Волосы скатывались в плотные, жесткие комки, которые невозможно было расчесать. Они могли достигать длины в десятки сантиметров, напоминая дреды, но с гнойным запахом. Кожа головы под колтуном чесалась из-за вшей, грязи и воспаления сальных желез. Иногда появлялись язвы или коросты, а в особо запущенных случаях из-под колтуна выделялся гной, что усиливало дискомфорт и запах.

Колтуны в специальных фондах Главной медицинской библиотеки расположенной в бывшем павильоне Уяздовской больницы в Варшаве.jpgКолтуны в специальных фондах главной медицинской библиотеки в Варшаве

При этом в народе различают два вида колтуна: сам "каўтун" в виде продолговатых спутанных прядей на волосах и "каўтунiцу" в виде волосяной шапки по всей голове. Второй вариант считался опаснее.

Его появление современные врачи связывают с низким уровнем гигиены и антисанитарией. Но у наших предков было другое мнение, причем версий возникновения колтуна было много. Самая простая: колтун появляется "от нервов", то есть от стресса. Но также считалось, что он возникнет, если птица утащит состриженные волосы и совьет из них гнездо, что так заплетают волосы домовики, что это следствие сглаза или порчи…

banner

Кажется, сложного ничего нет: состриги и живи дальше, держа расческу под рукой. Но проблема в том, что колтун категорически запрещалось стричь! Считалось, что самое "легкое" последствие стрижки колтуна – сильнейшие головные боли на несколько месяцев. А вообще наши предки верили, что эта процедура может привести к слепоте, безумию и даже смерти.

Наиболее распространенным методам лечения было обращение к знахарям, которые читали заклинания, обливали волосы настоями из крапивы, полыни или мочи животных, веря, что это "усмирит духа". В средневековье были свои способы борьбы: волосы или кожу под ними обливали горячей смолой, воском или прижигали раскаленным железом, чтобы "выжечь нечисть".

колтун.jpgКолтуны сегодня хоть и нечасто, но встречаются

Также был "религиозный" вариант убрать колтун: от него можно было избавиться на первую после возникновения колтуна пасхальную всенощную (при возгласе священника "Христос воскрес!") или в Чистый четверг до восхода солнца. Причем требовалось не отстригать колтун ножницами, а отрубить топором.

Был и самый простой вариант – ждать, пока колтун сам "отвалится", через год-два. Потом его закапывали в землю с молитвами или заговорами.

В XIX веке польский врач Антоний Брыкчинский отмечал, что в белорусских деревнях колтун встречался у 20-30% населения. Сейчас он уже редкость. Но едва ли это можно назвать заслугой современной медицины: ученые хоть и выяснили, что в его появлении виноват особый микроорганизм, но так и не смогли его идентифицировать, а также понять, почему он начинает "работать".

Самый длинный сохранившийся колтун длиной 15 м Музей медицинского факультета Ягеллонского университета.jpgСамый длинный колтун в 1,5 м. хранится в музее Ягеллонского университета в Варшаве

Гостец. Белорусский "чужой"

В некоторых регионах "гостецом" называют сам колтун. Но широко распространен и другой вариант: гостец – это внутренний "колтун", злой дух, который живет в человеке. И лишь в заключительной стадии своего "развития" проявляется в виде "дредов" на голове. По сути, речь идет даже не о медицинском, а о социокультурном и даже мистическом белорусском феномене.

Этнографы XIX века, такие как Павел Шпилевский, отмечали, что в народе верили: гостец появляется от порчи, сглаза или "нечистой силы", особенно если человек нарушил какой-то запрет – например, работал в святой день. 

чужой.jpgБелорусы верили, что внутри человека появляется "гостец" задолго до написания сценария фильма "Чужой"

"Диагноз" гостец в народе могли поставить и при хронической ломоте в суставах, и при постоянных сильных головных болях, и при внутреннем дискомфорте (ощущение "чужого" внутри живота, груди или спины, иногда с тошнотой или тяжестью). Поэтому его также называли "костолом" (если болезнь проявлялась в виде ломоты в суставах) или "душэц" (в случае, когда гостец "давил" на грудь). Современные ученые считают, что гостец – это собирательный образ всех болезней, которые в старину не умели диагностировать – от ревматизма до туберкулеза и кишечных паразитов.

Учитывая, что речь шла о "мистической" болезни – ведь ее источником является некий злой дух, живущий в теле пациента – лечение было соответствующим. Так, знахари "выгоняли" гостеца заговорами, заставляя больного вдыхать дым от горящих трав (полыни, зверобоя) или даже сушеных лягушек. Лягушек считали "собирателями духов", и их дым должен был "вытянуть" гостеца.

лягушка.jpgДля кого – принцесса, для кого – лекарство

Также к больным местам прикладывали раскаленные камни, завернутые в тряпки, чтобы "выжечь" духа. Иногда камни клали прямо на кожу, оставляя ожоги и рубцы. Другой вариант – больного заворачивали в свежую шкуру животного (например, козы), так как считалось, что в таком случае "дух", а с ним и болезнь, перейдет на нее. В качестве "официального" лечения использовалось кровопускание, чтобы "выпустить дурную кровь", в которой прятался гостец.

С развитием медицины и диагностики болезни в первую очередь, гостец стал историей. И, пожалуй, потенциальной темой для киносценаристов.

выживший.jpgНочевавшему в лошади Леонардо Ди Каприо точно не грозит гостец

Болотная лихорадка. Трясовица Полесья

Болотная лихорадка (она же малярия), была настоящим бичом Полесья на протяжении столетий. Ею здесь болели постоянно. Передаваемая комарами, она вызывала приступы жара, озноба и слабости, которые могли длиться неделями.

Правда, о комарах наши предки не думали: в лучшем случае считалось, что виной всему "гнилой" воздух болот. Но чаще лихорадку связывали с "болотными девами" или "лихоманками" – духами, насылающими болезнь. Верили, что так они наказывают за работу в неурочное время.

болото.jpgБелорусское болото Дикое

В народе её называли "трясовица" или "болотница", а самая высокая заболеваемость приходилась на лето и осень – время сбора урожая. Болезнь начиналась с сильного озноба, когда человека буквально "трясло" (отсюда местное название "трясовица"). Затем температура резко поднималась до 40°C, сопровождаясь жаром и потливостью. Приступы повторялись каждые 2-3 дня, вызывая сильнейшую усталость. Без лечения болезнь переходила в хроническую. По некоторым данным, в полесских деревнях летом болотной лихорадкой страдало до половины населения, особенно в районах вдоль Припяти и ее притоков.

Чтобы вылечить больных, знахари заставляли их пить горький настой коры ивы (природный источник салицина), что помогало снизить жар. В XIX веке появился хинин, но он был редок и дорог. В некоторых деревнях больного окунали в холодную воду, чтобы "выгнать лихорадку". Получалось не всегда, но зато "в комплект" пациенты запросто могли получить воспаление легких.

малярийный комар.jpgМалярийный комар

Справиться с болотной лихорадкой помогла современная медицина и (в основном) мелиорация: осушение болот в XX веке практически ликвидировало малярию в Беларуси.

Клещевой энцефалит. Совсем не гость

Старики утверждают, что раньше о такой страшной болезни, как клещевой энцефалит в Беларуси знать не знали. И действительно, это тяжелое заболевание нервной системы начали выявлять у жителей лесных регионов Беларуси только после Великой Отечественной войны. Но, судя по всему, клещевой энцефалит – все же не новичок в нашей стране.

Еще в 1695 году минский староста Кшиштоф Завиша описал вспышку болезни, схожей с энцефалитом. "Эта болезнь корчила людей, отчего помирали быстро и в котором доме началось это, там все умирали, но эта болезнь была больше всего среди крестьян", - цитирует Завишу Валентин Грицкевич в своей книге "С факелом Гиппократа". Также воевода отмечал, что болезнь поражала преимущественно тех, кто пас скотину и подвергался укусам клещей в лесах.

Клещи.jpg

В.Грицкевич цитирует записи ксендза А.Бергофа, который писал в том же году, что "Бог допустил на Минское воеводство страшную и заразительную болезнь, которая много жертв забрала из класса беднейшего люда. Это были невыносимые судороги, которые когда кого-нибудь поражали, тот от боли сильно извивался, а если приходил в себя, убегал в леса как лишенный разума, а если его ловили люди, то проявлял ужасную прожорливость и ел за десятерых". Все эти признаки характерны для поражений различных отделов центральной нервной системы и встречаются при энцефалите.

К счастью, многие болезни стали историей, другие – научились эффективно лечить. Но они остались в истории и фольклоре, народных поговорках. И напоминают, что не так уж давно наши люди просто боролись за выживание и лечились дымом от сожженных лягушек. Вспомните об этом, когда будете возмущаться очереди в поликлинике.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.