Медицина несколько веков назад на белорусских землях была, конечно, не столь совершенна, как сегодня, но не менее разнообразна. Нет, о гомеопатии и парапсихологии тогда речи не шло, но мы уже рассказывали о народной медицине, а также о первых хирургах-цирюльниках. В Средние века появились и первые аптеки и "шпитали" (прообразы современных больниц). Подробнее о них – в новой статье исторического цикла "Беларусь. Врачеватели", который подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Аптека-музей в Гродно. Это старейшее сохранившееся здание аптеки в Беларуси, построено иезуитами в 1709 году
Что можно было купить в аптеках 400 лет назад?
Первые упоминания об аптеках на территории современной Беларуси относятся к середине XVI века. Впрочем, это не означает, что до этого срока не торговали лекарствами. Этим занимались и купцы, и сами лекари, продававшие часть изготовленных ими снадобий. Причем не только на территории современной Беларуси – возили товар и в Москву. Правда, там привозимые лекарства чаще называли "ядами", а купцов могли и на костре сжечь. А в 1550 году царь Иван IV запретил въезд в свое государство купцам-евреям из Великого княжества Литовского под предлогом того, что те "обычно отравные зелья в наше государство привозили".
До конца XVIII века профессии аптекаря и лекаря часто были неразделимы. Лекарства готовили сами врачеватели. Со временем профессия аптекаря отделилась от ремесла лекаря, и аптеки стали выгодной отраслью торговли. Естественно, было их тогда значительно меньше, чем сейчас – 2-3 на большой город, да и цены на лекарства кусались.
Так выглядела средневековая аптека внутри. Фото из аптеки-музея в Гродно (фото – yandex.by)
Особенно дорого стоили сложные зарубежные лекарства, отмечается в книге об истории белорусской медицины "С факелом Гиппократа" Валентина Грицкевича. В топ самых дорогих входили "чудодейственные средства" от всех болезней: "рог единорога" (на самом деле – клык моржа), "перо феникса" и териак – мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней.
В состав териака Митридата (того самого, который, согласно легенде, так закалил себя ядами, что его невозможно было отравить) входило 70 ингредиентов, включая гадючье мясо и опиум. Естественно, его могли позволить только владельцы замков. А для всех остальных существовал "тириак для бедных", который состоял всего из трех ингредиентов.
Фото из аптеки-музея в Гродно (фото – yandex.by)
Аптеки принадлежали частным предпринимателям или католическим монастырям. Монахи получали огромные прибыли, так как быстрее доставляли заморские лекарства от своих собратьев по монашеским орденам. В каждой аптеке была не только торговая комната, но и склад, а также помещение для производства лекарств.
Оборудование не уступало европейским. Каждая аптека имела от 500 до 870 единиц посуды и приборов. В аптеках готовили сложные галеновые препараты, главным образом из растительного сырья (названы по фамилии выдающегося римского врача и фармацевта Клавдия Галена). Препараты готовили подогреванием лекарственных растений и собиранием продуктов дистилляции.
Кстати, в аптеках продавали не только лекарства: здесь можно было также купить парфюмерию, конфеты, алкоголь и различные восточные специи. Правда, со временем на территории современной Беларуси появились лавки, которые торговали "колониальными" (иностранными) товарами – и их владельцы добились монополии: аптекам запретили продавать такие товары. А после того, как белорусские земли в конце XVIII века вошли в состав Российской империи, аптеки-лавки окончательно стали специализированными фармацевтическими учреждениями.
Ассортимент в белорусских аптеках был широк, можно было купить не только лекарства, но и конфеты, и алкоголь. Фото из аптеки-музея в Гродно (фото – yandex.by)
Где нет аптеки – поможет олейкар
Счет аптек на территории Беларуси шел на десятки – естественно, для жителей деревень (а 2-3 века назад сельское население многократно превышало городское) они были недоступны. Особенно учитывая тот факт, что многие сельчане ни разу в жизни не бывали в городах. Лечились сами, при помощи знахарей и шептух. Иногда везло – в деревню приходил или заезжал странствующий торговец.
Среди таких продавцов лекарств выделялись олейкары (название состоит из двух белорусских слов – алей (растительное масло) и лекар. Они появились на наших землях в XVIII веке. Речь идет о странствующих лекарях из округа Подградье в центральной Словакии. Там издревле выращивали лечебные травы и готовили из них различные снадобья – часто на основе растительного масла. В те времена Словакия входила в Венгерское королевство, поэтому их также называли "венгерцами".
Читайте также:
Полынью лечили живот и отгоняли нечистую силу. Сколько трав знали наши предки и как их использовали?
Олейкары добирались до самых отдаленных деревень, а цены на их снадобья были вполне "подъемными" - поэтому они, как правило, были желанными гостями в небольших населенных пунктах. Более того, их популярность была настолько велика, что они даже стали героями народного фольклора: "венгерец" был одним из персонажей кукольного театра "Батлейка".
Так искусственный интеллект видит средневекового олейкара. Изображение сгенерировано с помощью нейросети Leonardo.ai
Описан костюм куклы "венгерца" из батлейки в Несвиже: черная одежда, шляпа с пером, на плечах сундук с товарами. Этот "венгерец" в представлении говорил, что имеет "олей, пролей от зубов болезни, от желудка нарушенья".
Шпитали: больницы или приюты?
Существовали в Беларуси и "стационары", которые назывались "шпиталями". Правда, с больницей в ее современном понимании у них не было ничего общего. Речь идет скорее о приютах, в которых жили инвалиды, бездомные, больные и сироты. Шпиталей было огромное количество – счет шел на сотни и открывались они даже в деревнях. Правда, не за счет государства: их финансировали магнаты, монастыри, цеха ремесленников и общины.
Первый известный нам шпиталь открылся в Бресте в 1495 году – его создала местная еврейская община. Позже они стали появляться повсеместно. К 1702 году в Могилеве, например, работало 13 шпиталей.
В селах шпитали не отличались от обычных деревенских домов. Изображение сгенерировано с помощью нейросети Leonardo.ai
Правда, заведения были совсем небольшими – в них жили от 3 до пары десятков человек. Как сообщается в книге "С факелом Гиппократа", в шпиталях получали кров над головой, питание, присмотр и лечение. Содержание обеспечивалось за счет подаяний, кроме того, они финансировались за счет землевладельцев. Находившиеся в шпиталях люди нередко тоже привлекались к труду.
Модным было указать шпиталь в завещании. Например, в 1645 году в завещании феодала Андрея Гладовицкого, основавшего шпиталь в деревне Новый Двор, было указано: "ржи бочек две, ячменя бочек две, гречихи бочек две, а также одежду, сермяги и платки новые белые чтобы ежегодно доходили до шпиталя через его построенного, поручил наследникам своим фундатор".
С XVIII века обустройством шпиталей для самых бедных активно занялись братья-бонифратры – монахи Ордена госпиталитов святого Иоанна Божьего, основанного в Испании в 1537 году. "Милосердные братья" своей целью поставили попечение о больных. Устав бонифратров предусматривал посещение шпиталя врачом и хирургом, выписывание лекарств по их советам.
3-я городская больница в Минске изначально строилась, как еврейская больница вместо обветшавшего еврейского шпиталя
Со временем шпитали все больше стали походить на больницы. В 1742 году в Щучине Тереза Юзефович-Глебицкая-Сципио, жена Яна Сципио дель Кампо, владевшего городом, построила шпиталь, в котором за больными ухаживали сестры милосердия из монастыря (монастырь Тереза построила до этого). При шпитале был приют для 60 детей и школа, а больных лечили не только стационарно, но и амбулаторно – лекарь оказывал помощь всем, кто приходил в приемный покой.
К началу XIX века часть шпиталей закрылась, а оставшиеся превратились в настоящие больницы, перестав исполнять функции приютов. Но на протяжении более чем трех веков люди, неспособные позаботится о себе, могли найти кров, еду и лечение под их крышами.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.