Крещение Великого княжества Литовского произошло спустя почти 400 лет после крещения Руси: 15 февраля 1386 года Великий князь литовский Ягайло склонил голову перед католическим епископом, принимая новое имя – Владислав. Почему католицизм, а не православие? Было ли принятие христианской веры искренним или же стало политическим маневром? В новой статье цикла “Тайны белорусских магнатов” разбираемся в тайне крещения Литвы.

Все факты, с которыми мы вас знакомим, проверены партнером цикла публикацией – компанией “Регула”, производителем продуктов для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг.

1-Владислав II Ягелло король Польши и Великий князь Литовский.jpgВладислав II Ягелло, король Польши и Великий князь Литовский. Картина Михала Годлевского

Последний оплот язычества в Европе

К концу XIV века Великое княжество Литовское оставалось последним крупным языческим государством в Европе. Его правители ловко балансировали между католицизмом Запада и православием Востока, используя религию как инструмент дипломатии. Давление шло со всех сторон: Тевтонский орден, обосновавшийся в Прибалтике, устраивал крестовые походы против “язычников”. А с востока подпирало Московское княжество, предлагающее союз через православие. Ягайло, взошедший на престол после смерти отца Ольгерда в 1377 году, унаследовал не только огромные территории – от Балтики до Черного моря, включая белорусские княжества вроде Полоцкого и Витебского, – но и эти геополитические ловушки.

Гражданская война 1381-1384 годов добавила масла в огонь. Ягайло сражался со своим дядей Кейстутом и двоюродным братом Витовтом за власть. Кейстут, верный язычеству, был задушен в тюрьме, а Витовт бежал к тевтонцам, обещая им крещение Литвы в обмен на помощь. Ягайло пришлось искать союзников за пределами княжества.

Вариант 1: Православие, княжна Софья и московский престол

Перед Ягайло стоял судьбоносный выбор: принять православие и связать Литву с Москвой или перейти в католицизм и объединиться с Польшей. Оба варианта подразумевали скрепление договоров через династические браки.

Мать Ягайло, русская княгиня Ульяна (Иулиания) Тверская, активно лоббировала восточный вариант. В 1384 году велись интенсивные переговоры с московским князем Дмитрием Донским. Ягайло предлагали брак с его дочерью Софией. Это подразумевало крещение в православном обряде, принятие православия как государственной религии и превращение ВКЛ в вассала Москвы.

2-Дмитрий Донской на Куликовом поле.jpgДмитрий Донской на Куликовом поле

Такой вариант мог укрепить позиции Ягайло на востоке. И даже открыть путь к московскому престолу, если бы Дмитрий не оставил наследников. Однако минусов было тоже немало. Так, православие не решало проблему крестоносцев. Тевтонский орден, главный враг Литвы, считал православных “схизматиками” – почти такими же язычниками, как и литовцев. Крестовые походы не прекратились бы, а зависимость от Москвы угрожала суверенитету Литвы. Кроме того, языческая знать ВКЛ опасалась усиления влияния православных элит, что могло привести к внутренним конфликтам.

Правда, некоторые историки высказывают мнение, что Ягайло мог тайно принять православие еще до католического крещения. Это предположение основано на влиянии его матери Ульяны, а также на том, что его отец Ольгерд, возможно, тоже был крещен в православии. Если это правда, то католическое крещение 1386 года могло быть повторным. Однако прямых доказательств этому нет, и большинство источников считают Ягайло язычником до брака с Ядвигой.

3-Королева Польши Ядвига (портрет работы Марчелло Бачиарелли).jpgКоролева Польши Ядвига (портрет работы Марчелло Бачиарелли)

Вариант 2: Католичество, королева Ядвига и польский трон

Западный вариант казался более выгодным. Польские вельможи предложили Ягайло руку юной властительницы Ядвиги, корону Польши и военный союз против тевтонов. В обмен требовалось крещение в католическом обряде и христианизация Литвы.

Кстати, Ядвиге на момент брака с Ягайло было не более 12 лет (точная дата рождения неизвестна, но не ранее 3 октября 1373 года). И она уже более года была королем Польши (да, законы Польши запрещали возводить на престол женщину, вследствие чего Ядвига официально титуловалась королем, а не королевой).

4-Ягайло и Ядвига. Фрагмент картины Томазо Долабелла.jpgЯгайло и Ядвига. Фрагмент картины Томазо Долабелла

Вариант брака с Ядвигой предполагал, что прекратятся “крестовые походы” Тевтонского ордена (теперь Литва становилась христианским католическим государством). Кроме того, ВКЛ интегрировалось бы в западноевропейскую культуру, с доступом к технологиям, торговле и дипломатии. В те времена Польша была богаче и более культурно развита, нежели Москва, а союз с ней позволял сохранить независимость Литвы.

“Католический” выбор: уния, крещение и свадьба

В итоге, прагматизм победил: переговоры с Москвой сорвались, а в августе 1385 года в Крево была подписана уния, закрепившая католический выбор. Некоторые источники намекают на двойную игру – возможно, переговоры с Москвой использовались как рычаг давления на Польшу. Ну а Софью Дмитриевну, которую прочили в жены Ягайло, срочно отдали замуж за Федора Ольговича, сына рязанского князя.

5-Текст Кревской унии.jpgТекст Кревской унии

Брак с Ядвигой состоялся 18 февраля 1386 года, всего через три дня после крещения Ягайло в Кракове. За ним последовало крещение братьев и двора: Каригайло, Виганда, Свидригайло и даже Витовта, который к тому времени примирился с Ягайло. А Великий князь Литовский Ягайло стал также польским королем под именем Владислав II Ягелло.

О том, как вера использовалась для решения вполне себе мирских задач, можно проследить на примере двоюродного брата Ягайло, Витовта. Он несколько раз менял вероисповедание: в 1382 году во время междоусобной войны он бежал к тевтонцам, принял католицизм под именем Виганд, но затем вернулся к язычеству. В 1384 году крестился по православному обряду под именем Александр - чтобы укрепить позиции на востоке. Но вскоре Витовт примирился с Ягайло и принял католицизм вместе с ним в 1386 году. 

6-Великий князь Литовский Витовт.jpgВеликий князь Литовский Витовт

В 1387 году новый польский король вернулся в Вильню (Вильнюс), где началась массовая христианизация. Языческие алтари разрушали, священные рощи вырубали, а “домашних змей” (в Литве поклонялись священным ужам, которые содержались в домах людей) - символов язычества - сжигали. Первые церкви появились в ключевых городах: Вилькомире (сейчас - Укмерге, Литва), Лиде, Крево. Но процесс был насильственным: дворяне крестились первыми, за ними – крестьяне.

Как решение Ягайло повлияло на регион и привело к Грюнвальдской битве

Крещение 1386–1387 годов изменило Литву навсегда. Папа Урбан VI в 1389 году официально признал страну католической, что интегрировало ее в западноевропейскую культуру. Союз с Польшей, укрепившийся Кревской унией, привел к созданию мощной державы, которая в 1410 году разгромила тевтонов под Грюнвальдом.

7-Крещение Литвы картина Яна Матейко.jpg“Крещение Литвы”. Картина Яна Матейко

Для белорусских земель, входивших в ВКЛ, это означало культурный сдвиг: католицизм распространился среди элиты, хотя православие доминировало в восточных районах. В итоге, часть православных магнатов эмигрировала в Россию, дав начало родам вроде Голицыных. Выбор католицизма усилил разделение элит: Ягайло запретил смешанные браки между католиками и православными, требуя перехода последних в католицизм, и даровал привилегии католической знати.

Несмотря на официальное крещение, язычество в Литве не сдавалось легко. Сопротивление было особенно сильным в Жемайтии, где местные жители упорно цеплялись за старые верования, видя в христианстве инструмент иноземного влияния. Крестовые походы Тевтонского ордена продолжались даже после 1387 года, под предлогом, что крещение было неискренним. Папа Урбан VI в 1388 году приказал уничтожать языческие святилища, но языческие обычаи – поклонение священным рощам, змеям и предкам – сохранялись среди крестьян до XVII века. 

8-Ягайло фрагмент картины Яна Трициуса.jpgЯгайло. Фрагмент картины Яна Трициуса

История крещения Ягайло – это зеркало эпохи, где духовное переплеталось с прагматичным. В контексте белорусской истории это напоминание о том, как решения магнатов формировали нашу идентичность, балансируя между между Востоком и Западом, верой и властью.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.