Официально масоны появились в 1717 году, когда была создана Первая великая ложа Англии. Но задолго до этого уже были тайные общества, которые принято считать прототипами “общества вольных каменщиков”. Бытует мнение, что Николай Христофор Радзивилл, известный как “Сиротка”, вернувшись из европейских странствий, привнес идеи масонства на белорусские земли. Конспирологическая это теория или нет? Разбираемся в новой статье цикла “Тайны белорусских магнатов”.
Все факты, с которыми мы вас знакомим, проверены партнером цикла публикацией – компанией “Регула”, производителем продуктов для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг.
Радзивилл – рыцарь ордена Святого Гроба Господня
Николай Христофор Радзивилл родился 2 августа 1549 года в семье одного из самых влиятельных магнатов ВКЛ – Николая Радзивилла Черного. Его отец был ярым сторонником кальвинизма, новой ветви протестантизма, которая быстро распространялась в Европе. Молодой Николай, потеряв родителей в раннем возрасте (отсюда и прозвище “Сиротка”), воспитывался под опекой дяди Николая Радзивилла Рыжего, также кальвиниста.
Николай Христофор Радзивилл “Сиротка”
Однако в 1567 году Николай тайно перешел в католицизм. Это решение шокировало семью и стало поворотным моментом в его жизни. Переход можно рассматривать как первый шаг к мистицизму: католицизм того времени был полон тайных ритуалов, орденов и символов, которые эхом отзовутся в масонских традициях.
Образование Радзивилла было европейским: он учился в Страсбурге (1563-1564 годы), где впитывал идеи гуманизма и науки Ренессанса. Его резиденция в Несвиже стала центром интеллектуальной жизни ВКЛ, где собирались мыслители, обсуждая философию, астрономию и алхимию – дисциплины, близкие к масонским идеям.
Одним из самых ярких эпизодов жизни Радзивилла стало его паломничество в Святую Землю в 1582-1584 годах. Это путешествие, описанное им в книге “Иеросолимитанская переринация” (изданной на латыни в 1601 году и позднее переведенной на польский как “Путешествие в Святую Землю, Сирию и Египет”), стало бестселлером эпохи. Радзивилл посетил Палестину, Сирию, Египет, Крит, Кипр, Италию и Грецию. Он описывал чудеса природы, древние руины и встречи с разными народами, но за этими строками скрывается нечто большее.
Герб ордена Святого Гроба Господня
Дело в том, что в Иерусалиме Радзивилл был посвящен в Орден Святого Гроба Господня Иерусалимского – средневековый рыцарский орден, основанный во времена Крестовых походов. Этот орден, наряду с тамплиерами и госпитальерами, историки иногда называют предшественником масонства. Орден охранял Гроб Господень, и его члены клялись в верности, проходя инициации, напоминающие масонские. Орден Святого Гроба, хотя и католический, сохранил мистический ореол: крест с четырьмя малыми крестами в углах – символ, позже использованный в масонстве.
Несвижский замок с масонскими символами
Радзивилл, став рыцарем ордена, мог получить доступ к эзотерическим знаниям. В его книге упоминаются встречи с монахами, изучение древних текстов и наблюдения за ритуалами. Конспирологи утверждают: именно здесь он “заразился” масонскими идеями, которые привез в ВКЛ. Ведь масонство, возникшее в XVIII веке, черпало их из рыцарских традиций Крестовых походов.
Несвижский замок
Вернувшись, он начал перестройку Несвижского замка, заложенного в 1583 году по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони. Сегодня это целый дворцово-парковый комплекс в стиле барокко, включенный в список ЮНЕСКО. Но за фасадами скрываются интригующие детали.
Одна из ключевых загадок -- мозаичный пол в черно-белую клетку, который появился при перестройке в нескольких залах замка. Это типичный пол для масонских лож – он олицетворяет равновесие света и тьмы, добра и зла, а также шахматную доску жизни, где каждый шаг – выбор. Официально это просто декоративный элемент, но конспирологи видят в нем прямой намек: Радзивилл, вернувшись из путешествий, мог внедрить масонскую символику в архитектуру.
Библиотека Несвижского замка
Еще один намек – портреты Радзивилла. На нескольких сохранившихся изображениях (например, масляном портрете неизвестного автора 1590–1604 годов) он стоит в позе, типичной для масонов: одна рука за пазухой, другая сжата в кулак или указывает на символ. Масонские позы на портретах XVIII века часто скрывали знаки принадлежности к ложе. Хотя прямых доказательств нет, эти детали подпитывают теорию: Радзивилл мог быть “протомасоном” в ВКЛ, еще до официального возникновения масонства.
Фото - oginski.by
Подземные ходы замка вели к бастионам и рву – идеальное место для тайных собраний. Часовня с алтарями и росписями, основанная Радзивиллом, стала семейным мавзолеем. А парк вокруг (площадью 90 га) с аллеями и прудами напоминает масонские сады, символизирующие путь просвещения.
Был ли Радзивилл первым белорусским масоном?
Официальная история говорит “нет”: масонство как организованное движение появилось позже. Но теории утверждают обратное. Его путешествия, орден Святого Гроба и символы в Несвиже – это звенья цепи. Орден Святого Гроба с его ритуалами мог послужить мостом к масонству. Историки отмечают, что рыцарские ордена эволюционировали в тайные общества: тамплиеры якобы передали знания масонам через розенкрейцеров и другие группы.
Радзивилл, по легендам, тайно влиял на интеллектуальные традиции Беларуси через мистические круги. Его библиотека в Несвиже насчитывала тысячи томов, включая эзотерические труды. Он спонсировал типографии, где печатались книги по алхимии и астрологии – предтечи масонской философии.
Часовня Несвижского замка
Более того, согласно конспирологическим теориям, Радзивилл якобы основал протомасонскую ложу в ВКЛ, влияя на магнатов и интеллектуалов. Его потомки, такие как Кароль Станислав Радзивилл “Пане Коханку”, были связаны с масонством позже.
Настоящее масонство в ВКЛ появилось в XVIII веке, когда Речь Посполитая переживала политический и культурный упадок. Первые масонские ложи в регионе начали формироваться в 1740-х годах, преимущественно в Вильне и Гродно. Они привлекали магнатов, шляхту и интеллигенцию, вдохновленных идеями Просвещения, такими как свобода, равенство и братство. В ВКЛ масонство часто переплеталось с политическими интересами, особенно с реформаторскими движениями перед разделами Речи Посполитой.
Масонство в ВКЛ было преимущественно светским, сосредоточенным на просвещении и благотворительности, но иногда вызывало подозрения у католической церкви и властей. После разделов Речи Посполитой и вхождения земель ВКЛ в состав Российской империи (1795) масонские ложи попали под запрет: император Александр I в 1822 году издал указ о закрытии всех тайных обществ.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.