Среди могущественных магнатов Великого княжества Литовского выделялся род Сапег, чьи представители занимали высшие должности, командовали армиями и строили роскошные резиденции. Один из них, Николай Пий Сапега по прозвищу “Набожный”, стал героем одной из самых интригующих историй эпохи: якобы он украл священную икону Богоматери прямо из личной папской капеллы в Риме. Что это было на самом деле: реальная кража святыни у самого понтифика или просто слухи, ставшие со временем легендой? Разбираемся в новой статье историко-познавательного цикла Smartpress.by “Тайны белорусских магнатов”.

Все факты, с которыми мы вас знакомим, проверены партнером цикла публикаций – компанией “Регула”, производителем продуктов для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг.

Николай Сапега. Магнат с душой пилигрима

Николай Пий Сапега родился около 1581 года (по некоторым источникам – в 1588-м) в одной из самых влиятельных семей Речи Посполитой. Сапеги – это белорусская элита, древний род, чьи владения простирались от Подляшья до Полесья. Николай унаследовал огромные имения, включая местечко Кодень на реке Буг (сейчас – село в Польше рядом с белорусской границей). Он был не просто богатым вельможей: магнат носил звание дворянин королевский, подчаший литовский (придворная должность была связана с подачей напитков великому князю – Прим. ред.), воевода минский и берестейский. Но прозвище “Набожный” он получил не зря – Сапега был глубоко верующим католиком в эпоху, когда Речь Посполитая балансировала между католицизмом и протестантизмом, а униатство только набирало силу.

1-Николай Пий Сапега Набожный.jpegНиколай Сапега

В 1629 году Николай начал строительство величественного костела Святой Анны на рыночной площади в Кодене. Это должен был быть шедевр барокко, символ его благочестия. Но судьба распорядилась иначе: во время работ магнат тяжело заболел. Источники описывают болезнь как паралич, апатию и полную потерю интереса к жизни. Врачи были бессильны. Жена Сапеги, София, посоветовала мужу совершить паломничество в Рим – к апостольским престолам. Для парализованного человека в XVII веке такое путешествие было почти самоубийством: путь занимал месяцы, через горы, леса и разбойничьи дороги. Но Сапега, веря в чудо, отправился в путь с огромной свитой.

Чудо в папской капелле

В 1630 году (по другой версии в 1631-м) караван Сапеги прибыл в Рим. Папой тогда был Урбан VIII из рода Барберини – амбициозный понтифик, покровитель искусств, но очень строгий человек в вопросах веры. Благодаря связям, Сапегу приняли на аудиенцию и даже допустили к мессе в приватной папской капелле во дворце Квиринале (обычно туда допускали только членов папской семьи и кардиналов).

2-Приватная папская капелла во дворце Квиринале.jpgТак сейчас выглядит приватная папская капелла во дворце Квиринале

Там, перед главным алтарем, находилась чудотворная икона Божьей Матери, известная как “Мадонна Гваделупская Григорианская” (Madonna di Guadalupe Gregoriana). Речь идет не об обычной картине, а о живописной копии прославленной испанской статуи Девы Марии Гваделупской. Согласно древнему преданию, в VI веке святой Леандр, епископ Севильский, получил эту статую непосредственно из рук папы Григория Великого. Оригинальная статуя позже отправилась в Испанию, а ее точная живописная копия осталась в Риме и с тех пор хранилась как личная святыня римских понтификов. Образ почитался, как чудотворный: считалось, что он исцелял больных и неоднократно защищал Вечный город от всевозможных бедствий.

Во время мессы Сапега молился перед этой иконой и произошло чудо: паралич отступил, магнат встал на ноги полностью здоровым. “Это была любовь с первого взгляда”, – говорят современные хранители иконы в Кодене.

Сапега влюбился в образ душой и сердцем и захотел получить исцелившую его икону для нового костела в Кодене. Он попросил Папу о подарке, но Урбан VIII отказал: святыня была личной собственностью папского двора и, кроме того, имела большое значение для Рима.

3-Икона Мадонна Гваделупская Григорианская в Кодене.jpegИкона “Мадонна Гваделупская Григорианская” в Кодене

Ограбление Папы. Легенда или факт?

И всё же чудотворная икона оказалась в Кодене. Но как? По самой популярной версии, распространившейся в XIX–XX веках, Сапега не смирился с отказом. Якобы белорусский магнат подкупил папского сакристиана (церковного служку) 500 золотыми дукатами и ночью выкрал икону из капеллы.

Той же ночью караван Сапеги покинул Рим. Следом за ним отправилась погоня – швейцарские гвардейцы, охранявшие папский престол. На перевале в Альпах произошла стычка, но воины Сапеги отбились от преследователей. 15 сентября 1631 года (по другой версии – 8 сентября) икона прибыла в Кодень и была помещена в замковой часовне Святого Духа. Костел, для которого она предназначалась, на тот момент еще не был достроен.

Папа Урбан VIII пришел в ярость от святотатства. Николая Сапегу отлучили от церкви, наложив экскоммунику (отлучение от церкви и да), тяжелейшее наказание, закрывающее врата рая. В Речи Посполитой это могло стоить магнату всего: имущества, влияния, даже жизни.

4-Папа Урбан VIII фрагмент картины Джованни Лоренцо Бернини.jpgПапа Урбан VIII. Фрагмент картины Джованни Лоренцо Бернини

Впрочем, Николая Сапегу вскоре простили: Папе Урбану VIII требовался союзник в Речи Посполитой. Дело в том, что король Владислав IV Ваза планировал жениться на протестантке Елизавете Пфальцской, что грозило усилением реформации в католической Польше. Папа не дал разрешения на этот брак, а Николай Сапега, ярый католик (даже несмотря на отлучение), активно противодействовал этому браку на сейме.

Апостольский нунций в Польше и сам Папа оценили его позицию. Николаю Сапеге предложили совершить пешее паломничество в Рим с покаянием, что он и сделал в 1635-1636 годах. Урбан VIII снял экскоммунику, действуя по принципу “Ты нам помог – мы закрываем глаза на старое дело”. Что же касается иконы, то Папа официально подарил ее Сапеге задним числом. Кроме того, прислал в Кодень другие церковные реликвии.

5-Костел святой Анны в Кодене.jpgКостел святой Анны в Кодене

“Важно, что она творит чудеса”

Была ли кража на самом деле? У современных историков есть большие сомнения на этот счет. Никаких официальных документов о том, что Николай Сапега украл икону и был отлучен от церкви, нет. Основная существующая версия – белорусский магнат просто купил икону за 500 или 1000 дукатов (именно столько в те времена стоили чудотворные реликвии). Другая версия – Папа согласился подарить икону Сапеге и дал устное разрешение на вывоз. Но с условиями – поддерживать католицизм на землях речи Посполитой.

Версия о “благочестивой краже” появилась как легенда в народе примерно через 100 лет после появления иконы в Кодене. Она идеально вписывалась в образ Сапеги как ярого католика, готового на преступление ради святыни.

6-Ян Фредерик Сапега фрагмент картины Августина Мириса.jpgЛегенда о краже иконы стала известна благодаря Яну Фредерику Сапеге, внучатому племяннику Николая Сапеги. Фрагмент картины Августина Мириса

Официально о том, что Николай Сапега мог украсть икону, заговорили только в 1721-1723 годах. Такая информация появилась в книге Яна Фредерика Сапеги (внучатого племянника Николая) “Historia przezacnego obrazu kodeńskiego” и на мемориальных табличках в костеле. В те годы потомки Сапеги добивались “папских корон” для иконы. “Папские короны” – высшее официальное признание Ватиканом чудотворности образа в католической церкви. Речь идет об особых золотых (или позолоченных серебряных) коронах, которые Папа Римский лично благословляет и разрешает возложить на чудотворную икону Богородицы или распятие.

Коденская икона получила папские короны в 1723 году. В 1875 году икону конфисковали русские власти (после подавления восстания), но она вернулась в Кодень в 1927 году (ее ввезли на повозке, запряженной шестью белыми конями), где и находится поныне. “Мы не знаем точно, украл ли он или получил разрешение, но важно, что икона творит чудеса уже 400 лет”, – говорят сегодня в костеле Коденя.

7-Папа Иоанн Павел II.jpgПапа Иоанн Павел II назвал икону в Кодене “Матерью Единства”

За четыре века, пока образ находится в Кодене, действительно есть свидетельства о многочисленных исцелениях и полученных милостях: от внезапных выздоровлений от тяжелых болезней до дарования детей бесплодным парам. Многие из них задокументированы в “Книге чудес и полученных милостей за заступничеством Матери Божьей Коденской” (издано несколько томов).

Сама икона стала символом Подляшья – региона, где смешиваются польская, белорусская, украинская культуры. В 1996 году Папа Иоанн Павел II хотел посетить Кодень, но из-за погодных условий его вертолет не смог приземлиться. Но всё же понтифик выступил с обращением к прихожанам по радио и дал иконе титул “Матерь Единства” (Matka Jedności), заявив: “Вверяю этой Матери Единства – Матери Бога Воплощенного – всех жителей Подляшья и Беларуси, поляков и русинов, католиков латинского и византийско-славянского обрядов”. В 2023 году ей надели новые папские короны – к 300-летию первой коронации.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.