"Участковыми терапевтами" в Беларуси на протяжении многих столетий были… шептухи. Именно к ним обращались, чтобы убрать испуг и сглаз, свести бородавки, вылечить "рожу"... Насколько это эффективно – каждый решает сам. Но так или иначе – это целая культура народных врачевателей. И сегодня в некоторых деревнях живут такие знахарки – их имена знает вся округа. В рамках исторического цикла "Беларусь. Врачеватели" поговорили о них с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктором филологических наук Татьяной Володиной. Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Белорусские шептухи 1.jpgТатьяна Володина и шептуха баба Галя (Галина Белоусова, Ветковский район)

Лечение "шэптам": норма или "забабоны"?

Сегодня шептухи (как правило, это уже бабушки) многими воспринимаются, как та самая соломинка, за которую хватается утопающий. Наверное, каждый слышал от знакомых историю, когда кому-то не могли помочь самые продвинутые врачи, потом ему порекомендовали "сходить к бабке" и та чудодейственным образом его вылечила? Но еще не так давно лечение "у бабки" было вполне обычным делом. Как к участковому врачу сходить при простуде.

Белорусские шептухи 2.jpgШептуха Федора Стром (Стародорожский район). Встретишь такую бабушку в деревне – и никогда не подумаешь, что она – народный врачеватель

Колдовства в действиях шептух наши предки (да и сегодняшние бабушки в деревнях) не видели – это считалось обычным лечением. Конечно, люди верили, что знахарки обладают "силой" и дополнительным знанием, недоступным остальным. Но области колдовства и ритуального врачевания разошлись полностью. Поэтому и сейчас бабушки в деревнях смотрят на ту же "Битву экстрасенсов", как на шоу и не проводят никаких ассоциаций с "бабой Зоней", которая "лечыць шэптам". 

banner

– Это сегодня мы, с высоты своего XXI века и опираясь на свой багаж знаний, делим лечение на рациональное и магическое. Не исключено, что лет через 100 или 200 наши потомки тоже будут считать нынешние методы лечения странными и нерациональными. Наши предки и даже современники, которые опираются на народные традиции, воспринимали и воспринимают ритуальное лечение и другие вещи, которые сегодня называют "забабонамi", нормой. Например, для лечения воду надо было зачерпнуть из полного ведра, а не отливать из него. Это было таким же выработанным до автоматизма стандартом, как для современного человека не пить воду из лужи, – говорит заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктор филологических наук Татьяна Володина.

Белорусские шептухи 3.pngВо время своих экспедиций Татьяна Володина поговорила с десятками шептух и записала сотни заговоров. На фото - с шептухой Раисой Жуковской (Круглянский район)

"Вылiць пярэпалах" или "звесцi скулу". Чем занимаются шептухи?

Как правило, такие знахарки-шептухи лечили широкий спектр не самых сложных, но самых распространенных болезней.

– Минимальными "магико-медицинскими знаниями" обладала практически каждая женщина. Например, покупать ребенка в определенных травках, протереть ему лицо подолом рубахи, чтобы уберечь от сглаза – это ведь тоже в какой-то мере нетрадиционное "лечение". К шептухам шли с проблемами посерьезнее – например, вылечить испуг, "рожу", уже наведенный сглаз, справиться с колтуном, "звесцi скулу" (фурункул) или убрать бородавку. Чаще всего это были весьма распространенные "народные" болезни, которых нет в официальных медицинских справочниках, – рассказывает эксперт.

Белорусские шептухи 4.jpgБабулька Маруся (Мария Щерба из Глусского района). Не стоит воспринимать шептух, как что-то сверхъестественное. Это обычные деревенские бабушки… Но они "маюць сiлу".

За серьезные повреждения (например, переломы) шептухи не брались – не их профиль. Лет 300 назад порекомендовали бы обратиться к цирюльнику, сейчас посоветуют поехать в больницу.

Лечение у шептух комплексное: с одной стороны – это заговоры, которые они шепчут (как правило, на местном диалекте белорусского языка). Отсюда и распространенное название этих знахарок. С другой – различные ритуальные действия. Они могут быть самыми разными: испугавшегося ребенка водят вокруг ножек стола или переливают у него над головой из стакана в стакан сырое яйцо. В арсенале есть также выливание расплавленного воска в воду, поджигание льна и другие ритуалы. С собой шептуха могла дать лекарство (кусок хлеба, заговоренную воду) или использовавшиеся во время ритуала предметы с рекомендациями (сжечь, закопать или сделать еще что-то). В каждом регионе Беларуси – свои наборы заговоров, действий знахарок и даже список болезней, которые они лечат.

Отзывы о результатах лечения у шептух почти всегда позитивные. Но действительно ли больные выздоравливают благодаря заговорам или имеет место "эффект плацебо" – каждый для себя решает сам.

Белорусские шептухи 5.jpgОни не только "шепчут", но и прекрасно ткут и вышивают. Екатерина Герман, Лельчицкий район

Шептухи – глубоко верующие люди

Народное ритуальное лечение появилось еще в дохристианскую эпоху. На протяжении последней тысячи лет взаимоотношения народных целителей и религии были самыми разными – то они вполне мирно сосуществовали рядом, то знахари становились врагами церкви – и их пытали и убивали, требуя признания в колдовстве. Сейчас, если прислушаться к "шэпту" знахарки, то можно услышать обращения и к Божьей Матери, и к Богу.

– Сегодня шептухи – это, как правило, глубоко верующие люди. Дохристианское и христианское миропонимание для них слились воедино, взаимодополняют друг друга. Если спросить, что помогает в их лечении, то в 95% случаев они скажут: Божья воля и Божья молитва. Конечно, во время самого заговора иногда звучат вещи, не имеющие к христианству никакого отношения. Но "закрепка" (фраза, "закрепляющая" заговор и якобы повышающая его силу) у большинства шептух будет христианской, вроде "я шаптала, а Божая Матачка памагала", – отмечает Татьяна Володина, во время своих командировок пообщавшаяся с десятками шептух.

Белорусские шептухи 6.jpgШептухи – очень верующие люди. Почти всегда у них дома масса икон. Фото из Климовичского района.

По словам эксперта, для многих подобных знахарок лечение – это миссия, на которую их направил Бог.

– Одна из бабушек-знахарок рассказала, что однажды батюшка запретил ей лечить – это же грех! Но во сне к ней пришла Божья Матерь и сказала: "Каб ты, Агапа, не нясла свае лякобы ў запясочны аддзел!" То есть если тебе дано помогать людям, то ты должна это делать, – рассказывает собеседница.

У них дома всегда много икон, иногда – целые алтари. Они ходят в церковь. Развести сегодня народную медицину и религиозность практически невозможно.

Белорусские шептухи 7.jpgТатьяна Володина и шептуха Анастасия Жерноклева (Глусский район)

Кстати, о плате за лечение знахарок. Существуют две крайности: либо вообще не платить (это ведь их миссия, а если берет деньги – то речь идет о шарлатане), либо платить обязательно и много.

– Для человека традиции в этом мире все устроено в понимании "дар за дар". Для наших предков это была основа мировоззрения. Ничего невозможно сделать просто так. Если ты хочешь что-то получить, то должен приложить к этому усилия. И если ты хочешь получить исцеление, то это не может произойти просто так, чудесным образом. Если тебе помогли, ты должен дать что-то взамен – хотя бы копейку, шоколадку или помочь чем-то. Молитва – это тоже дар, и иногда эти бабули просят: пойди в церковь и помолись за мое здоровье". Процедура "дарообмена" обязательна, но размер платы зависит от пациента. У шептух нет определенной таксы. Если человек устанавливает определенный ценник за свои услуги – это уже вызывает некоторые сомнения, – объясняет Татьяна Володина.

У современных знахарок потомственность уступает место избранности

Один из главных ритуалов для шептух-знахарок – передача знаний "наследнице", зачастую близкой родственнице, но не всегда. Именно поэтому в деревнях Беларуси жили потомственные знахарки в 10-20-м поколении. И этот ритуал был практически обязательным.

Белорусские шептухи 8.jpgКрасный угол в доме деревенского знахаря-помощника. Глусский район

– Существует такое утверждение, что сакральное знание должно жить, и не передавший свои знания человек очень тяжело умирает. Это касается и знахарок. Я часто езжу в экспедиции и встречаюсь с этими бабулями, записываю их заговоры – их собраны уже тысячи. И иногда видно, что эта бабушка концентрируется и на самом деле настраивается на то, чтобы "передать силу", – рассказывает Татьяна Володина.

Исследовательница рассказывает историю из ее родного Лепельского района: в одной из деревень она встретила бабушку-знахарку, заговоры которой кардинально отличались от традиционных для этого региона. 

– Как оказалось, во время войны, когда баба Ксения была еще ребенком, в их дом пришла старушка-беженка. Ее приняли, обогрели, накормили и положили на печь, где сидела и девочка. Старушка сказала: "мне нечем отблагодарить вас, но я тебя научу". Ночью бабушка проговорила ребенку десятки длинных текстов-заговоров. И девочка запомнила их на всю жизнь! Я не знаю, как объяснить этот феномен, – говорит Татьяна Володина.

Белорусские шептухи 9.jpgТатьяна Володина на своем рабочем месте. Фото Христины Лузай

В целом же, отмечает эксперт, раньше первым указанием на "легитимность" знахаря или шептухи была родовая преемственность: в деревне знали, что лечили и их предки, откуда сила. В сегодняшнем социуме многое изменилось.

– Когда к бабке приезжают издалека, "из самого Минска и даже из Москвы", то "пациенты" не знают об этой преемственности и ее предках. Поэтому на первое место выходит "избранность". Сейчас основным идентификатором деревенского знахаря или шептухи является "передача силы" от Бога или Божьей Матери. Есть огромное количество записей рассказов о том, что к человеку приходит высшая сила во сне и учит или доучивает его. В последние полвека таких рассказов стало очень много, – рассказывает собеседница.

Целительство, знахарство – это живая сила и сегодня. Да, множество бабок-шептух в белорусских деревнях умерли, так и не передав свои знания и "силу". Но сказать, что это ушло совсем, будет неправдой. И не должно уйти – верите вы в целительные силы шептух или нет. Ведь это, в любом случае, часть белорусской традиции и культуры, утерять которую нельзя.

Автор: Сергей Лобко, фото из личного архива Татьяны Володиной

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.