В старинном здании, расположенном в Музыкальном переулке, вот уже 24 года размещается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Однако минчане по привычке называют это здание "домом масонов”. Это просто красивая городская легенда или действительно в ХІХ веке здесь действовала масонская ложа? Давайте разбираться.
Дом масонов. Фото автора
Достоверно известно, что на территории современной Беларуси масонские ложи действовали c XVIII века. А вот в деталях есть путаница. По одним сведениям, минская ложа называлась "Красный факел", по другим – "Северный факел". Как принято у масонов, в ложе состояли высокообразованные и небедные люди. А еще их фишка – таинственность, стать масоном можно только по рекомендации действующих "вольных каменщиков" (это еще одно название масонов).
Михаил Клеофас Огинский - композитор, дипломат, политический деятель, масон. Фото oginski.by
В Минске масонская ложа действовала с 1816 года. В 1822 году, когда Александр I запретил в Российской империи деятельность масонов, ложа прекратила свое существование.
Не будем вспоминать всю историю белорусского масонства, лишь скажем кратко, что среди "вольных каменщиков" был Михаил Клеофас Огинский – больше всего известный как композитор, автор знаменитого полонеза № 13" Прощание с Родиной". Вот как о событиях 1822 года рассказывают на сайте "М.К.Огинский": "Законопослушные минские вольные каменщики беспрекословно подчинились – все документы, печати и другие знаки были сложены в сундуки, опечатаны и сданы в секретный архив губернатора".
После восстания декабристов 1825 года отношение российских властей к любым гражданским организациям, обществам и кружкам стало еще более жестким. 21 июля 1839 г. минские власти получили приказ Виленского военного губернатора князя Долгорукого: "Все масонские знаки, книги, бумаги, дипломы и другие вещи – вырыть яму внизу под горой, на улице, ведущей вдоль Жидовского кладбища до Ляховки – и сжечь”, – что и было сделано.
А что же дом в Минске? Нет сведений о том, что он возводился по заказу и на средства масонов. Строительство дома началось в 1810 году. По форме изначально он был якобы похож на масонский крест и в нем были заложены все окна (чтобы никто не узнал о тайнах масонов), а с улицы украшены витражами. Забегая вперед, отметим, что дом переходил от одного владельца к другому и каждый что-то менял, достраивал.
Лестница возле дома масонов ведет на Зыбицкую. Фото автора
Дом считался роскошным, да и не так много тогда в Минске было трехэтажных каменных строений. Первый владелец дома – Троян Ключинский, зять которого, Гилярий Якубовский, состоял в масонской ложе. Вот он, похоже, и "привязал" дом в Музыкальном переулке к сообществу "вольных каменщиков".
Дом строился как доходный, то есть состоял из несколько квартир, в которых, разумеется, были обычные окна. Одну из комнат занимала семья Трояна Ключинского, остальные он сдавал внаем состоятельным минчанам. Из известных людей здесь квартировали художник Чеслав Монюшко – отец композитора Станислава Монюшко, поэт и драматург Томаш Зан.
Действительно ли в доме проходили заседания масонской ложи со всеми присущими этому действу атрибутами, никто точно не знает. Однако ряд исследователей связывают с масонской ложей имена Апполинария Ваньковича, Томаша Зана и Доминика Монюшко (сына Станислава Монюшко). Поэтому вполне возможно, что они собирались у Гилярия Якубовского.
Список жильцов, под номером 27 – Чеслав Монюшко. Фото theatre.museum.by
В 1835 году наследница Ключинского, его дочь Анастасия, продала дом Францу и Элеоноре Зимницким. Затем дом перешел к их сыну Константину, который сдавал помещение еврейскому училищу в 1849-1855 годах. Пожалуй, это был единственный период, когда, говоря современным языком, дом вывели из жилого фонда.
“Дому 100 лет, он имеет размер 21х15х12 метров” – отмечалось в его описи, составленной в 1910 году. Из-за расположения на склоне, дом с одной стороны имеет три этажа, с другой – два, оборудован подвалом. К дому еще прилагались каретная, ледовня, конюшня, просторный двор.
У Зимницкого недвижимость приобрел Викентий Недвецкий, вдова которого владела домом до 1920 года, когда его национализировали.
Дом масонов, вид со двора, 1926 год. Фото problr.by
Дом масонов, вид со двора спустя 99 лет. Фото автора
В годы Великой Отечественной войны здание уцелело. До конца 1980-х дом имел статус жилого, а некогда большие квартиры превратили в коммуналки. Возле дверей таких квартир было несколько кнопок звонков, под ними – фамилии жильцов каждой комнаты с пометкой, сколько раз нужно звонить.
Была коммуналка – стал музей. Фото theatre.museum.by
Верхний Верхний город, 1961 год. Фото theatre.museum.by
Сегодня трудно представить, что во времена коммуналок здесь еще и огороды были, а на улице на веревках сушилось белье.
Дом масонов, 1960-70-е годы. Фото planetabelarus.by
В шаговой доступности – ресторан "Журавинка" (открылся в 1968 году), недалеко – оперный театр, цирк.
Ресторан "Журавинка". Фото be.wikipedia.org
"Журавинка" – старое название с новым наполнением. Теперь здесь не только ресторан, но и казино, небольшой отель, офисы различных фирм. Фото автора
В конце 1980-х годов жильцы коммуналок получили новое жилье. А в 1989-м в необитаемом доме случился пожар.
Главный фасад, 1979 год. Фото theatre.museum.by
Сперва дом передали на баланс театра оперы и балета БССР, а в 1991 году – рабочей группе Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Реконструкция здания длилась 10 лет. В 2001 году музей принял первых посетителей.
Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Фото автора
Одна из экспозиций музея посвящена истории здания, в котором он находится.
Автор: Оксана Николаева
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.