Народная медицина, целительство и церковь сосуществуют на белорусских землях вот уже тысячу лет. На протяжении веков их "соседство" было разным. То они уживались мирно, то заподозренных в ворожбе целителей пытали и судили, а спустя пару сотен лет те же самые целители становились глубоко набожными… В последнем материале цикла "Беларусь. Врачеватели", созданного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", пытаемся разобраться, в этих непростых взаимоотношениях.
Сжигали ли чаровников на кострах на территории Беларуси?
Когда речь заходит о народной медицине, то неизбежно мы столкнемся с информацией о врачевателях со сверхъестественными способностями. И если говорить о совсем уж древних временах, когда христианство только-только пришло на наши земли, то наличие этих способностей не считалось чем-то греховным и осуждаемым. Более того, например, князь Всеслав Чародей был народным героем. Но позже, в Средние века, многое изменилось.
Памятник Всеславу Чародею в Полоцке
– Западная Европа в Средние века была накрыта охотой на ведьм. Народные знания, заговоры, традиции в это время начали увязываться с нечистой силой и продажей души дьяволу. В Великом Княжестве Литовском костры инквизиции не стали обычным явлением и преследование чародеев не было столь яростным и беспощадным, как в Германии или Испании. Безусловно, судебные процессы с пытками были, как и смертные казни. Сохранились даже протоколы судов, но это были единичные случаи, – рассказывает заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктор филологических наук Татьяна Володина.
К XIX веку ситуация снова изменилась – знахарей и чаровников частично легитимизировали в обществе. Церковь их по-прежнему не воспринимала, но в общественном мнении люди с особыми знаниями и необъяснимой силой перестали восприниматься как слуги дьявола. Считалось, что они могли делать как что-то плохое, так и хорошее. Например, лечить.
– В XX веке сферы колдовства и народного врачевательства были уже полностью разведены. Это абсолютно две разные области. Сегодня колдовство – это что-то из социальной жизни, на уровне слухов и "Битвы экстрасенсов", а вот народное целительство – это реально существующие практики. Более того, многие утверждают, что если целитель сделает что-то плохое, то потеряет свою силу, – говорит Татьяна Володина.
Бог не может быть на службе человека…
Церковь никогда не выступала против целительства, но категорически против магии, утверждает заместитель председателя синодального информационного отдела Белорусской православной церкви, протоиерей Александр Шимбалев.
– Надо определить само понятие "целитель". Потому что если речь идет о целительстве как о травничестве, достаточно широко у нас распространенном, то церковь никак против этого не возражает и не возражала. Да и современная медицина широко травы использует. А вот если вместе с использованием трав заклинания примешиваются, то в таком случае мы имеем дело не с целительством, а с магией. Это уже называется ворожба, – подчеркивает Александр Шимбалев.
По его словам, белой магии не существует, это обман. Есть только черная – это призыв духовных сущностей в помощь. Речь идет о демонах, темных силах.
– Все основано на заклинании. Порабощается или подчиняется какая-то духовная сущность. К ней обращается маг и у нее требует исполнения своей воли. И когда мы видим, что народный "целитель", утверждающий, что именем Божиим исцеляет, ведет прием с утра до вечера и пытается ответить на все вопросы, получается, что он полностью Бога подчинил? Никогда такого не было и не будет. Бог открывает свои истины человеку достойному, духовному и в наиболее подходящий для этого момент, – объясняет представитель православной церкви.
Протоирей Александр Шимбалев
Отец Александр подчеркивает: когда угодно можно обращаться лишь к темным силам, которые, в своем стремлении одурачить человека, всегда готовы откликнуться. И всегда дадут ответ, даже частично правильный. Но только для того, чтобы увлечь и поработить человека.
– Никогда ничем хорошим магия не заканчивалась. Это всегда какой-то скандал, конфуз, усугубление духовных и телесных проблем. А сегодня большинство этих специалистов по магии заканчивают свою жизнь в психиатрической лечебнице, – объясняет он.
В современной Беларуси колдуны могут выглядеть только так
…но готов откликнуться на молитву праведной бабушки
Особый феномен белорусской культуры – это те самые "бабкi-шаптухi", которые, как считается, могут лечить людей, в том числе и обращаясь к Богу. Но они тоже используют заговоры. Неужели церковь и сегодня относит их к слугам темных сил?
Читайте также:
Глубоко набожные, лечат "шэптам", имеют миссию. Узнали о роли шептух в белорусской народной медицине
Современные знахарки и "шептухи" - как правило, глубоко набожные люди, которые постоянно ходят в церковь. В их домах вы можете увидеть массу икон, а в своих шэптах-заговорах они апеллируют к Богу или Божьей матери.
– Есть множество людей, которые читают всяческую чепуху в виде заклинаний. Мы эти тексты знаем, они изучены этнографами: там все перемешано, и обращения к природным силам, и к языческим персонажам, есть и обращения к Богу. Эти заговоры никакой целебной силы не имеют, но, когда обращаешься к Богу искренне и с верой, происходит исцеление. Здесь важно, чтобы сам человек был готов принять благодать Божию, – говорит Александр Шимбалев.
Но как тогда быть с множеством свидетельств о том, что лечение у знахарок и целительниц действительно помогло?
– Для того, чтобы человек исцелился, надо, чтобы много факторов сошлось. Но самое главное – личная праведность этой бабушки. Это очень важно. Я встречал таких бабушек и знахарей, которые молитвой лечили, они имели непререкаемый авторитет в своей деревне именно за свою праведность. К ним относились как к учителю мудрости. Они действительно жили очень праведной христианской жизнью. Ведь всегда Бог отзывается на молитву человека, если человек готов принять волю Божью, очистившись. Праведнику Господь отвечает. Не шарлатану, – объясняет отец Александр.
Христианские целители – бессребреники
В христианстве есть много святых, являвшихся целителями. В Житиях (описаниях их жизни) есть упоминания о том, как они молитвой исцеляли неизлечимо больных и даже воскрешали мертвых. Чем они отличаются от большинства современных целителей?
Святой Пантелеймон, один из самых почитаемых христианских целителей
– Святых целителей действительно немало. Они называются бессребреники – потому что исцеляли людей по доброте душевной, не наживаясь на этом. В отличие от целителей, которые свой бизнес выстроили из чувства наживы. И вот к этим бессребреникам церковь всегда относилась с большим расположением, – говорит отец Александр.
По его словам, основной критерий одобрения церковью деятельности целителя – это отсутствия заклинаний. Кроме того, целитель, если это христианин, исцеляет именем Божьим. И никогда не исцеляет от своего имени.
– Если посмотрим современных "целителей", то они часто выпячивают свое “я”: я – великий магистр, я - цифровой психолог, я – нумеролог… Огромное количество терминов и научных обозначений, услышав которые ученые смеются и разводят руки. И далее этот "специалист" постоянно делает упор на свою личность: я решу ваши проблемы, я вас гармонизирую, я исцелю от всех болезней. А в итоге получается, что человек, обращаясь к такому шарлатану, просто тратит деньги и ничего не исцеляет. Там нету целительства как такового, только туман, – уверен представитель православной церкви.
Картина Николая Бруни "Овчая купель (исцеление расслабленного)". 1885 г.
Он объясняет - человек может получить исцеление из рук Божьих под воздействием благодати Божией. Ведь слово "целительство" происходит от слова "целый".
– Исцеление – придание целостности. Целый человек – это дух, душа, тело. Когда дух – это орган, который непосредственно с Богом общается, волю Божью принимает, воспитывает душу. Душа держит тело в соответствующем здравом и добром расположении, тогда появляется гармония и человек находится в добром здравии. Но когда тело, увлеченное страстями и пороками, начинает искать удовольствие в наслаждении, то тем самым развращает душу. Нарушается целостность человека и развиваются разные болезни. Поэтому исцеление – это, прежде всего, гармонизация, нужно человека собрать, но для этого нужно, чтобы у него дух воспрял и обратился к Богу. Все начинается с призыва имени Божьего: молитвы, благодати и благочестивой жизни, – говорит протоиерей Александр Шимбалев.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.