Рядом с нашими предками "существовал" целый мир мифических существ, в которых они верили и старались с ними дружить. В обычном доме вместе с хозяевами жил еще с десяток разнообразных духов – каждый со своим характером и повадками. В рамках познавательного цикла "Боги и духи древней Беларуси", который Смартпресс подготовил вместе с кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом, приглашаем вас в своеобразный виртуальный тур по обычной крестьянской хате и знакомим с самыми странными ее обитателями.
Игорь Углик, фото Смартпресс
Домовой следил за порядком и "клеился" к хозяйке
Стандартное белорусское жилище – это трехкамерный дом, состоявший из непосредственно хаты (жилое помещение площадью примерно 20 кв.м.), сеней (они же сенцы) и каморы. И на этой территории обитали не только люди, но и потусторонние существа.
– На самом деле, речь идет, в большинстве своем, о позитивных невидимых существах, духах, которые выполняли функцию культурных цензоров – следили за порядком в усадьбе, охраняли дом. Это уже намного позже христианская религия нарекла их нечистой силой и они стали "нечистиками". А в далекой древности люди предпочитали находить с ними общий язык, – рассказывает Игорь Углик.
Наиболее значимым из существ, живших в доме, был, естественно, хатник (он же – домовой). Хотя каждый дух отвечал за "свое" строение и жил автономно. Хатник следил за порядком в доме и не только: в его ведении был двор, также он мог ходить за хозяином в поле, наблюдать за ходом работ.
То есть, по сути, был "управляющим усадьбой". И, что важно, не пускал чужую "нечисть" на свою территорию: если за забором был слышен непонятный шум и грохот, то считалось, что это "свой" хатник дерется с беспризорным чужим духом. В представлении хатника, в доме должен быть порядок, тишина, благоустройство и уважительное отношение между членами семьи. В противном случае он мог причинить зло и даже сжечь дом.
Домовик (хатник) с домовухой
– Хатник проявлялся в разном обличье. Он мог выглядеть, как уменьшенная копия хозяина или же, как старичок. Появлялся он и в виде мохнатого существа с горящими глазами. В этой ипостаси он по ночам мог приставать к хозяйке, другим женским особам. Как у большинства языческих персонажей, у него была жена. Если ночью в доме поднимался шум, считалось, что это свадьба хатника. Своих дочек он выдавал замуж за других хатников, сыновья уходили в лес и становились полевой, лесной нечистью.
А вот сам домовой рождался нетривиально: из яйца, снесенного черным петухом, которое надо было выносить под мышкой. Из яйца вылуплялся змей – и это была еще одна ипостась домового. Связь домашнего духа со змеей и петухом была известна в мифологии разных цивилизаций – от островных кельтов до сельских жителей Византии. Образно говоря, от Эдинбурга до Константинополя. Жил хатник за печкой, не любил кота (считалось, что кошки могут увидеть хатника и, кроме того, кот мешал ему перемещаться по хате - дух не мог пройти в дверь, если у порога лежал кот). Во время переезда, чтобы перевести домовика в новый дом, в новое жилище переносили угли из старой хаты, – рассказывает Игорь Углик.
Злыдни- мелкие и вредные духи
Общежитие под печкой
Несмотря на доминирование хатника, в доме хватало и других духов. Большинство из них жили под печкой, вне "юрисдикции" домового, и были относительно безопасны – максимум, способны на мелкие пакости.
– В представлении наших предков под печкой жили злыдни – маленькие существа в больших ботах. Ночью они вылезали оттуда и мелко вредили – например, сыпали песок в соль и так далее. Кроме того, там же обитал Кикоць – плоховидящее существо, которое никогда не покидало своего убежища. Но по ночам он высовывал из-под печки огромный коготь, а еще можно было увидеть его большие светящиеся глаза, – говорит Игорь Углик.
Кикиморы за "работой"
Также ближе к ночи появлялась… кикимора. Это призрак умершей девочки со взрослым лицом. Это было практически безвредное и очень несчастное создание, которое очень хотело стать взрослым, выполняя женскую работу. Максимум вреда от нее – это спутанная пряжа. Таким образом, белорусский образ кикиморы серьезно отличался от российского, где это существо жило в болоте.
А под крышей дома мог жить Хут – дух-обогатитель. Но только у рачительных хозяев! Дело в том, что Хут притворялся вроде бы ненужной вещью, например, старым колесом или изношенным сапогом. И если хозяин все же забирал его домой, то Хут приносил ему по небу золото из старых кладов и даже снопы из чужого гумна. Но этого духа надо было кормить каждую неделю яичницей. В противном случае он мог обидеться и сжечь дом.
Поветник – дух в образе шестикрылой птицы, который жил в повети, где хранились дрова. Но в то же время он "шастал" по всему подворью – и если где-то видел беспорядок, сразу сообщал "старшим" духам
Страшный ёвник, опасный лазник и поджигатель гуменник
Всевозможные духи жили не только в жилом доме. Практически в каждом хозяйственном строении был свой "хозяин" – обидчивый и, иногда, вредный.
– Все эти духи были большими чистюлями и, как только в помещении появлялась грязь или беспорядок, они начинали вредить людям. Так, в хлеву жил хлевник (часто он ассоциируется с хатником), который присматривал за лошадьми и крупным рогатым скотом. Он сидел либо в углу, либо в виде шматка сена висел на балке сверху. С ним старались поддерживать хорошие отношения, чистить хлев и животных. Иначе он мог, например, ночь напролет гонять коня – утром животное было в "мыле". Если хлевник совсем уж наглел, то возле хлева вешали мертвую сороку. Дух ее боялся и начинал вести себя смирно, – говорит эксперт.
Гуменник. Вообще-то он добрый, но в случае хронического беспорядка мог и гумно сжечь
В гумне жил гуменник. И если в гумне не убрать и не подмести – он вполне мог сжечь постройку. В ёвне, где сушили зерно, обитал самый визуально неприглядный персонаж – ёвник. Помещение было не самым чистым, там стояла печка и было много копоти. Под стать был и "хозяин" помещения – лохматый, закопченный. В пуню наши предки помещали пунника, который очень не любил, когда в пуне спали.
Ёвник
А самым опасным духом был лазник, который жил в бане (лазне). По поверьям, он крал детей и мог задушить человека парным духом. Поэтому лазника надо было задобрить, оставить, чем ему помыться. Также не рекомендовалось посещать баню после заката солнца.
Лазник – один из самых опасных "дворовых" духов
Таким образом, только в своей усадьбе наш предок сталкивался с более чем десятью различными духами. И с каждым, подчеркивает Игорь Углик, надо было установить хорошие отношения. Ну а когда человек покидал свой двор, его поджидали встречи с уже совсем враждебными духами. Но об этом – в следующих материалах нашего цикла.
Автор: Сергей Лобко, в качестве иллюстраций использованы работы заслуженного деятеля искусств Беларуси, художника Валерия Слаука
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.