В незапамятные времена нашей землей управляли боги, создавшие мир. По крайней мере, в это верили наши предки до появления христианства. Но что это были за боги? Благодаря массовой культуре мы знаем о греческом Зевсе, римском Юпитере, египетском Ра и других "чужих" небожителях. Но когда речь заходит о белорусской мифологии, то в лучшем случае вспомним Перуна. Смартпресс с помощью эксперта, кандидата исторических наук, доцента Игоря Углика, начинает цикл статей о верованиях наших предков "Боги и духи древней Беларуси". Первая статья – о богах и сотворении мира по версиям язычников.

Белорусские языческие боги 1_Игорь Углик.jpgИгорь Углик, фото Смартпресс

Вначале был Перун?

У наших предков не было единой версии о том, кто и как создал наш мир. Существуют несколько языческих мифов о сотворении мира и христианский апокриф.

– Самый распространенный у наших предков миф о создании мира (космогонический) похож на греческий и в целом характерен для индоевропейской мифологии. Речь идет о союзе Земли (женского начала) и Солнца (мужского). В результате этого союза и родились боги – Ярила (солнечный бог), Житень (бог урожая). Они были самыми первыми, – рассказывает эксперт.

Белорусские языческие боги 2.jpgБога осени и урожая Житня изображали с третьим глазом на затылке – он видит все!

В отличие от, скажем, греческих мифов, у белорусских богов нет четкой генеалогии. Целые пласты дохристианской истории и культуры уже утеряны – и, возможно, безвозвратно. Хотя Игорь Углик надеется, что в зарубежных архивах в старинных рукописях может найтись хотя бы небольшое системное описание белорусских богов.

Собеседник отмечает: в белорусском теогенезе (появлении богов) есть своя специфика.

– В нашей мифологии нет информации о войне богов, свержении, убийстве противников – наши боги, судя по всему, просто сосуществовали. Хотя среди них в дальнейшей "божественной истории" и имелось противостояние (Перуна с Велесом и Чернобогом, Мороза – с Солнцем). Имеется лишь один "воинственный" сюжет – базовая для индоевропейской мифологии мифема о борьбе бога грома и молнии со змееподобным противником (в Индии – Индры с Шешей), – говорит эксперт.

Белорусские языческие боги 3.jpgБог Белун. Существует версия, что он был отцом Перуна

Второй миф о сотворении мира – аутентичен и практически уникален. Это история о сотворении мира Перуном.

– Аналоги этой версии сотворения мира я обнаружил в мифах Древнего Египта (о первичной горе, породившей Ра, затем пирамиде) и скандинавских верованиях (о возникновении жизни от искры). Вначале была мертвая вода. Из нее поднялся камень, гора, в которую ударил Перун и возникли искры – красная, белая и желтая. Эти искры упали в воду, и так зародилась жизнь. Это классический в мифологии пример мировой горы-медиатора (космического посредника) между землей и небом (пирамиды, зиккураты, курганы). Что касается цвета искр, то с красной и белой вопрос более-менее понятен – это наши традиционные цвета: красный символизирует жизнь, белый – смерть. А с желтой искрой возникает проблема. В Европе желтый цвет воспринимался негативно, это цвет болезни. И в белорусской традиции он связан с миром мертвых, духов, ведьм, в народном орнаменте он представлен мало. Хотя, возможно, в данном мифе он выступает в своей позитивной ипостаси – как символ солнца, огня, Перуна, главного креативного, связывающего начала на нашей земле, – рассказывает Игорь Углик.

Кстати, этот миф соответствует научной теории о происхождении жизни непосредственно на Земле. Согласно ей, в прибрежные воды Мирового океана (тогда он был действительно мертвым) ударила молния и, благодаря высокому напряжению появился материал для аминокислот, простейшие РНК и затем ДНК.

Белорусские языческие боги 4.jpgКнязь Владимир у идола Перуна. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Адам с хвостом и дикие "асiлкi"

И, наконец, третья древняя версия сотворения мира – это народный апокриф, обработка Библии. Он появился позже, чем языческие мифы.

– Согласно версии наших предков, Бог создал человека, который был покрыт чешуей, похожей на рыбью, и имел хвост, из которого была сотворена женщина. В процессе создания ландшафта земли участвовал и черт, который украл у бога часть "материалов" и спрятал во рту. Но не удержал и его стошнило – так у нас появились болота. А русла рек проложили "асiлкi", имеющиеся во многих мировых мифологиях великаны. Они были дикими, не имели поселений, хозяйственных занятий их развлечением было кидать камни в небо. И за это бог их уничтожил. Кроме того, духи культурного, природного пространства – это сброшенное за бунт с неба воинство Сатаны, – рассказывает эксперт.

Белорусские языческие боги 5.jpgЧерт

Перун, Купала и Мороз – самые популярные боги

Большинство языческих богов на территории нынешней Беларуси были "локальными", то есть верили в них далеко не везде. Дело в том, что, как утверждает Игорь Углик, на наших землях после расселения славян практически не было больших миграций, а предки белорусов по своему характеру были маломобильными, предпочитая всю жизнь оставаться на своей малой родине. 

Белорусские языческие боги 6.jpgВ честь бога Купалы отмечали праздник Купалье, во время которого искали таинственную папараць-кветку

– Представляется, что по всей территории нынешней Беларуси был устойчиво распространен культ лишь нескольких богов – Перуна, Мороза, Коляды, Купалы, а также Юрьи – Ярилы. С Перуном все понятно – это был древний верховный (при князе Владимире) бог-громовержец, истребитель нечисти. Купала – андрогинный бог солнца, плодородия и сексуальной (креативной) энергии, имел сразу две ипостаси: мужскую (Купало) и женскую (Купала). Об отсутствии "интегрированности" белорусских богов говорит и то, что у них не было четкого места локализации, такого, как Олимп в Древней Греции, – рассказывает собеседник.

И, наконец, Мороз – суровый зимний бог. Не стоит его путать с добрым Дедушкой Морозом из массовой культуры.

Белорусские языческие боги 7.jpgБелорусский бог Мороз отличался от современного Деда Мороза

Мороза наши предки представляли в образе пожилого человека с заиндевевшими длинными бородой и усами, с красным (или синим) носом, в белом одеянии.  Он насылал морозы, но злым не был. Считалось, что он намораживает дороги, делает проходимыми реки, озера. Более того, перед сильным похолоданием он ходил по деревням и стучал палкой по домам, предупреждая о непогоде людей. Чтобы задобрить, расположить к себе этого языческого персонажа, его приглашали на Колядки поесть кутью. Его черты присущи и другим зимним божествам: Зюзе и Ледяному Деду. Разумеется, Снегурочки при таком Морозе не было.

Белорусские языческие боги 8.jpgЗимнее божество Зюзя

Каким был белорусский рай?

До прихода христианства у наших предков не было понятия ада и рая. Существовала "краiна нябожчыкаў" – небо.

– Считалось, что душа умершего человека уходит на небо. Небо, кстати, в понимании наших предков, имело семь уровней (причем бог находился на седьмом), – точно также как у догонов (народ на юго-востоке Мали) и в мифологии Междуречья. Кстати, по одному из самых распространенных мифов, звезды – это души умерших людей. А по другому мифу, уже христианскому, звезды – это свечки, которые держат ангелы в честь человеческих душ. Когда человек умирает – ангел гасит свечу. А падающие звезды – это душа некрещеного ребенка, которой не место на небе. В целом, общение с предками, как принято в языческой традиции, продолжается, – у нас в древности во время трапез на курганах, а затем во время "дзядоў",   – рассказывает Игорь Углик.

Белорусские языческие боги 9.jpgЕва в раю

В христианских апокрифах рай уже был. Он находился на небе и в нем жили очень странные Адам и Ева.

– Классический ад и рай возникли в религиозной системе христианства, хотя у древних греков были Елисейские поля для особо выдающихся героев, у египтян не прошедшая проверку на загробном суде душа умершего уничтожалась, в Индии существовало представление о страшной загробной области голодных духов. Уникальная белорусская особенность – наш рай ассоциируется с выраем, местом, куда на зиму улетают птицы. Именно поэтому, когда они летели назад, им нельзя было причинять вред. А вообще белорусский рай обитаем – там, по апокрифическим представлениям, живут праведники, – рассказывает эксперт.

Белорусские языческие боги 10.jpgГарцуки

А вот подземный мир в белорусской мифологии был разработан не очень подробно.

– Подземных богов было несколько. Это был Жыжаль – бог подземного огня, который летом выходил наружу. Кроме того, изначально добрый бог Велес, покровитель скота, в процессе своей эволюции стал отрицательным персонажем, покровителем змей, жившим под землей.  По белорусским представлениям, под землей жили какие-то маленькие люди, в возвышенностях – летучие "гномы" гарцуки – помощники Перуна, из расселин, ведущих вниз, доносились стоны, а из болотного "окна" могла появиться рука и затянуть туда заблудившееся домашнее животное. В целом, сложилось представление о подземном мире как о негативном месте, – говорит Игорь Углик.

Белорусские языческие боги 11.jpgБог подземного огня Жыжаль

Если в египетском пантеоне было более 2200 богов, в римском – свыше 3300, то в белорусском – несколько десятков. Зато они были особенными. Кроме того, они в большинстве были сезонными. Также боги наших предков были мало конфликтными. Не исключено, что они даже "не знали" друг друга. Или же мы ничего об этом не знаем.

– Главная проблема в том, что на территории современной Беларуси не было как-таковой касты жрецов. Были жрецы на капищах, а в миру их функции религиозного лидера выполнял военный либо родовой вождь. А ведь именно жрецы сохраняли обряды, религию, теологию. В Индии, где были брахманы, древние верования сохранились. А до нас дошли лишь небольшие обрывки мифов да имена богов – сохранять языческие традиции, записывать генеалогию богов и их деяния было некому, – отмечает эксперт. – Однако о развитии языческой теологии говорит наличие богов-моральных цензоров, таких, как Лад, Толока, Доля, Девоя, Люмбел, Доброхожий. 

Например, Доброхожий (собирательный образ лешего и домового) мог наказать человека за бесхозяйственность и сквернословие. Девоя считалась покровительницей девичьей невинности, а Лада поддерживала лад и порядок в семье.

К тому же, даже сезонные боги стимулировали позитивные моральные качества, достойное поведение, трудолюбие. 

Автор: Сергей Лобко, в качестве иллюстраций использованы работы Заслуженного деятеля искусств Беларуси художника Валерия Слаука 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.