Если некоторые изобретения изменяют мир незаметно и на протяжении долгого времени, то работа уроженца Минска Якова Зельдовича коренным образом поменяла ситуацию на Земле мгновенно: именно в тот момент, когда 12 августа 1953 года прошло испытание РДС-6с – первой советской водородной бомбы, к созданию которой наш земляк имел самое непосредственное отношение. В рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили о самом засекреченном академике СССР с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию Екатериной Ковзусь.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 1_Екатерина Ковзусь.jpgЕкатерина Ковзусь, фото Елены Таборко, Смартпресс

Вундеркинд, который не ходил в первый класс и не учился в вузе

Если вы спросите у Google, кто является создателем советской водородной бомбы, то поисковик вам подскажет, что это академик Андрей Сахаров. Это правда лишь отчасти: не меньший вклад в изобретение грозного оружия у уроженца Минска Якова Зельдовича, который считался самым засекреченным ученым СССР. 

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 2.jpgЯков Зельдович

– Яков Зельдович, родившийся в Минске в семье юриста и переводчицы, был, безусловно, вундеркиндом и ученым мирового масштаба. Он не ходил в первый класс – сразу же поступил в третий. После окончания школы устроился лаборантом в Физико-технический институт, откуда его выгнали из-за конфликта с руководителем института Абрамом Иоффе. Но все это не помешало Зельдовичу в 20 лет поступить в аспирантуру Института химической физики, в 22 года защитить кандидатскую диссертацию, а в 25 лет – стать доктором наук, – рассказывает Екатерина Ковзусь.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 3.jpgЯков Зельдович стал одним из самых молодых докторов наук СССР

В то время основной сферой исследований Якова Зельдовича была детонация – он изучал физику взрывов. Вскоре это очень пригодилось на практике. Дело в том, что знаменитая "Катюша" на первых порах была очень небезопасной: ее заряды могли взорваться во время запуска.

Баннер Стопдиар.jpg

Именно Яков Зельдович открыл новый вид горения пороха, что сделало реактивную установку безопасной для персонала. А заодно и увеличило ее дальнобойность. За это ученый уже в 29 лет получил Сталинскую премию – первую из четырех.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 4.jpgУроженец Минска был одним из самых засекреченных ученых СССР

Гонял по Арзамасу-16 на мотоцикле

Однако работа над порохом для "Катюши", хоть и была очень важной для страны, воюющей с фашистской Германией, не стала в судьбе Якова Зельдовича ключевой. Вместе с другим ученым, Юлием Харитоном, он написал работу по теории деления урана (этот труд лег в основу советского "атомного проекта" – аналога американского "Манхэттенского проекта", которым руководил Роберт Оппенгеймер). Позже и Зельдович, и Харитон вошли в команду ученых, которая работала над созданием советского ядерного оружия.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 5_Юлий Харитон.jpgРДС-6с – первая советская водородная бомба и руководитель проекта Юлий Харитон 

– В отличие от большинства советских физиков-ядерщиков, Яков Зельдович не был арестован и не попал в ГУЛАГ. А мог: его пытались обвинить в публикации некоторых данных, которые потом были засекречены. Ученый срочно уехал в закрытый и сверхсекретный Арзамас-16, где шли работы над созданием атомной бомбы. Покинуть город было невозможно, – рассказывает Екатерина Ковзусь.

Тем не менее, по ее словам, даже в закрытом городе, работая над сверхважным и сверхсекретным проектом, Яков Зельдович находил время для развлечений.

– По воспоминаниям его коллег, Зельдович был очень веселым человеком с искрометным юмором. Когда на одном из научных собраний его попросили высказаться на философскую тему о форме и содержании, он ограничился одной фразой: "Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание". Он гонял по Арзамасу-16 на мотоцикле – при том, что в его распоряжении была подаренная лично Сталиным "Победа", более подходящая для серьезного ученого, – говорит собеседница.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 6.jpgЯков Зельдович не избегал и застолий

А еще он очень любил женщин. В Москве у него осталась жена и трое детей – супругу Зельдовича не пустили в закрытый город, так как ее сестра жила в США. И ученый начал “шалить”.

– В Арзамасе ученый завел новую семью и обзавелся еще одним ребенком. Позже – новая любовь и снова ребенок. В целом у него было 6 жен (3 официальных и 3 – "гражданских”), которые родили ему 6 детей. То есть "сухарем" и погруженным в себя "сумасшедшим ученым" он точно не был, – рассказывает Екатерина Ковзусь.

Кстати, пятеро детей Зельдовича стали физиками, а один из сыновей – математиком-экономистом. Ни от одного ребенка Зельдович не отказался.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 7.jpgВзрыв первой советской водородной бомбы 12 августа 1953 года

И в то же время он был гением. Его коллега Юлий Харитон признавался, что когда решение задачи не находилось, то он знал: есть Зельдович, к которому всегда можно обратиться за помощью и он найдет изящное решение проблемы.

Верил ли Зельдович в бога?

Некоторые выдающиеся учёные-физики с возрастом переосмысливали своё отношение к Богу. Был ли в их ряду Яков Зельдович – доподлинно неизвестно. Но вполне вероятно, что вера была.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 8_Зельдович и Папа Римский.jpgПапе Римскому Иоанну Павлу II уроженец Минска подарил двухтомник своих работ о космосе, 1986 год

– Уже в конце своей жизни Яков Зельдович побывал на сессии Европейского космического агентства в Италии. И делегацию советских ученых пригласил в Ватикан Папа Римский Иоанн Павел II. Зельдович подарил ему двухтомник своих работ, посвященных космическим исследованиям, и заявил: "Когда я был моложе, то думал, что наука в состоянии объяснить происхождение вселенной. Но теперь я в этом не уверен", – рассказывает Елена Ковзусь.

Стоит отметить, что космологией Яков Зельдович занимался весьма много и добился потрясающих результатов. Он изучал проблему образования крупномасштабной структуры Вселенной, исследовал начальные стадии расширения Вселенной, создал теорию роста возмущений в "горячей" Вселенной в ходе космологического расширения, разработал теорию строения сверхмассивных звезд.

Рекордсмен по числу наград

Работы и достигнутые результаты Якова Зельдовича не оставались незамеченными. Правда, не общественностью (которой знать о них не следовало), а правительством.

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 9.jpgПамятная доска на Центре ядерных исследований в Сарове (ранее – Арзамас-16)

– Яков Зельдович – трижды Герой Социалистического труда. Лауреат Ленинской премии, четырех Сталинских премий (три из них – за работу над "атомным проектом"), кавалер трех орденов Ленина и ордена Октябрьской революции, – говорит Екатерина Ковзусь.

Долгое время Яков Зельдович был едва ли не самым засекреченным ученым СССР. За рубежом даже всерьез предполагали, что за псевдонимом "Зельдович" скрывается целая группа ученых – слишком уж разносторонними были публикуемые исследования.

Лишь в 1970-е весь научный мир познакомился с настоящим Зельдовичем и оценил его в полной мере. Он стал членом Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", Американской академии искусств и наук, Национальной академии наук США, Лондонского королевского общества, Венгерской академии наук. Его работы – как в области горения и взрывов, так и в области космологии – были отмечены престижными премиями, он получил ряд медалей. Например, золотую медаль Королевского астрономического общества (Великобритания). Почти всё, кроме "нобелевки".

Яков Зельдович белорусский Оппенгеймер 10.jpgПамятник земляку установлен в Минске в 1978 году (при жизни Якова Зельдовича) на улице Сурганова, перед зданием бывшего института кибернетики АН БССР

Но куда большим достижением можно считать учреждение наград его имени. Золотая медаль Зельдовича вручается Международным институтом горения за достижения в теории горения или детонации, медаль Зельдовича вручается Российской Академией наук за достижения в области физики и астрофизики. Своей медалью Зельдовича награждает молодых ученых международный комитет по космическим исследованиям (COSPAR).

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.