Кроссовки и джинсы, рубашки поло и безопасные бритвы… Мы пользуемся огромным количеством вещей, которые делают нашу жизнь проще и комфортнее, не задумываясь о том, что они существовали не всегда. И изобретатели, которые их создали, внесли огромный вклад в нашу цивилизацию. Одним из таких изобретателей была уроженка Ракова, что под Минском, Ида Розенталь: она создала бюстгальтер. О ней в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию Екатериной Ковзусь.
Екатерина Ковзусь. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Бюстгальтер – это так важно?
На самом деле, вопрос, вынесенный в подзаголовок – исключительно для мужчин. Потому что любая женщина без сомнений заявит, что это сверхважно и едва ли не основная часть женского гардероба. Но как-то без нее обходились же?
Постер рекламной кампании Иды Розенталь "Я мечтаю…"
– Ранее женщины пользовались корсетами. Но корсет наносил большой ущерб здоровью, сдавливал внутренние органы и причинял огромный дискомфорт в целом. Также женщины носили так называемые бандо. Бандо представляли собой обычную полоску ткани, которой женщины затягивали свои формы. Были и прототипы бюстгальтеров – два треугольных кусочка ткани, сшитых между собой. Но такие бюстгальтеры не имели вариантов размеров, очень сильно утягивали формы и, соответственно, не подчёркивали достоинства женской фигуры, – объясняет Екатерина Ковзусь.
То есть до изобретения Иды Розенталь с этим предметом женской одежды были серьезные проблемы. И именно эмигрантка из Ракова создала ту форму бюстгальтера, которую и сегодня принято считать эталоном. Хотя и родилась отнюдь не в семье портных.
Ида Розенталь
Варшавская студентка, член БУНДа, эмигрантка
Ида Розенталь (в девичестве – Каганович) родилась в 1886 году в традиционной еврейской семье. Отец посвятил свою жизнь изучению Торы, семью обеспечивала мать, содержавшая лавку. У Иды подобный уклад жизни не вызывал энтузиазма, и она в возрасте 16 лет уехала учиться в Варшаву.
– Уже в Варшаве она подрабатывала шитьем. А еще – познакомилась со своим женихом, Уильямом Розенталем. Парень был одержим революционными идеями и "заразил" ими Иду, которая вступила в еврейскую социалистическую партию БУНД. Но времена были неспокойные: с одной стороны, членство в БУНД могло навлечь беду на саму Иду, а с другой – началась русско-японская война и ее жениху грозил призыв в армию. В результате пара решает эмигрировать в США, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Уильям и Ида Розенталь, 1912 год
В Америку Ида попала в возрасте 18 лет. И одним из первых приобретений на новой родине стала швейная машинка "Зингер". Девушка начала шить платья по фотографиям из журналов и газет и, стоит отметить, добилась неплохих успехов. Заказов становилось все больше, и она открыла свое ателье на первом этаже дома в котором жила. И даже начала нанимать работников. Но до многомиллионного бизнеса было еще далеко.
Мастерство швеи, талант скульптора и предпринимательская жилка
Одно из главных событий в жизни Иды Розенталь – изобретение бюстгальтера – стало стечением обстоятельств и несомненной удачей.
– Можно сказать, что помог случай. Ида свела знакомство с Энид Биссет, хозяйкой магазина дорогой эксклюзивной одежды. В нем продавались и платья, сшитые самой Идой. У магазина были серьезные проблемы: все женщины начали носить утягивающие бандо, в результате у швей появились сложности с раскройкой платьев. Например, было сложно рассчитать глубину выреза у платьев. Ида и Энид начали думать, как решить вопрос и тут им помог Вилли Розенталь, который в то время увлекался скульптурой. Он подсказал девушкам создать модель с двумя чашечками, соединенными эластичной лентой. И это был прототип бюстгальтера, – отмечает Екатерина.
Ида и Уильям Розентали
Изначально конструкция вшивалась в платье и была с ним одним целым. Но со временем женщины начали приходить в магазин с просьбой продать им только бюстгальтер. Поначалу Ида давала своим клиенткам бюстгальтер бесплатно – в качестве бесплатного бонуса. Но затем поняла, что это – великолепный источник доходов, на котором можно заработать больше, чем на платьях.
Работницы на фабрике Maidenform в Байоне, 1939
– В 1921 году супруги Розенталь совместно с Энид открыли первый магазин одежды под названием Maiden Form – "Девичьи формы". В нем продавались платья, но главным товаром, конечно же, были бюстгальтеры. Четырьмя годами позже была построена первая фабрика по производству этой детали женской одежды. И даже грянувшая в США Великая депрессия не подкосила бизнес. К началу 1940-х бюстгальтеры от Иды Розенталь продавались практически во всех универмагах США и экспортировались в Европу. Были созданы бюстгальтеры для беременных, с пушапом, также Розентали разработали размерный ряд для клиенток с разными формами, – говорит Екатерина Ковзусь.
Компаньон Розенталей, Энид Биссет, 1939 год
Продукт стратегического назначения
"Подкосить" бизнес четы Розенталь могла Вторая мировая война. Дело в том, что США прочно стали на военные рельсы и для "гражданских" производств доступ к материалам был ограничен. Ида сумела удивить всех и в этот раз.
Она наняла экспертов, которые доказали, что бюстгальтеры просто необходимы на военном производстве. Доводы о том, что "не поддержанная бюстгальтером грудь во многих случаях приводит к усталости" и что "грудь без бюстгальтера отвлекает мужчин, работающих рядом" были признаны вполне убедительными и элемент одежды признали продуктом военной необходимости.
Американский десантник с "голубиным жилетом", 1942 год
Во время войны Ида работала и на целиком военные нужды: на ее производстве шили парашюты. Кроме того, она разработала на базе своего бюстгальтера так называемые "голубиные гнезда" - форму с огромными карманами, в которых солдаты войск связи держали почтовых голубей.
Рекламная кампания, которая покорила Америку
Уже после окончания Второй мировой войны Ида Розенталь вновь смогла возбудить всю Америку: в 1949 году она запустила рекламную кампанию, которую иначе, как революционной не назовешь.
Постер из рекламной кампании "Я мечтаю…"
– В рамках кампании "Я мечтаю…" красовались женщины, которые выше пояса были одеты только в бюстгальтер в самых разных обстоятельствах: они играли на музыкальных инструментах, покоряли Дикий Запад, играли в бильярд… Это было очень смело и даже вызывающе в те времена. Однако рекламная кампания дала такой эффект, что в различных вариациях продолжалась более 20 лет, а семья Розенталь стала мультимиллионерами, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Вилли Розенталь, занимавший пост президента компании, умер в 1958 году. После этого Ида сама возглавила компанию и успешно ею руководила 15 лет. Она умерла в 1973 году от инсульта на 87-м году жизни. Компания перешла под управление дочери Иды, а в 2013 году была приобретена почти за $600 млн американской транснациональной корпорацией по производству одежды Hanesbrands.
Автор: Сергей Лобко, фото: Виртуальный онлайн-архив Смитсоновского института
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.