Британский ритейлер Marks&Spencer входит в число 50 крупнейших торговых сетей мира с более чем тысячей магазинов, выручкой в $11,9 млрд и статусом крупнейшего производителя одежды в Великобритании. А начиналось все с ларька "все по 1 пенни", который открыл в Лидсе выходец из белорусского Слонима Михаил Маркс. О создателе сети, которую британцы считают национальной гордостью, в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию Екатериной Ковзусь.
Екатерина Ковзусь. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Уехал в Англию без денег и знания языка
История Майкла Маркса как две капли воды повторяет историю десятков тысяч евреев первой волны эмиграции. Он родился в 1859 году во вполне благополучной еврейской семье, жившей в Слониме в "черте оседлости" (месте для легального проживания евреев в Российской империи).
– Не сказать, что евреи жили в этой черте оседлости богато, но и нищими не были. А триггером, побудившим Маркса и еще десятки тысяч евреев покинуть родину, стали погромы после убийства русского царя Александра II в 1881 году. В прессе появились инсинуации на тему еврейского заговора – якобы, именно представители иудаизма устроили теракт. Понятно, что евреи отношения к этому не имели, но кто их слушал? И по Российской империи прокатились погромы – по официальной статистике, они произошли в 166 населенных пунктах, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Михаил (Майкл) Маркс
Погромы наносили огромный вред: сжигались дома, разрушались синагоги, разграблялись лавки и магазины. И, что самое трагичное, гибли люди.
– В такой ситуации семья Маркса решает уехать из Российской империи – терпеть больше было невозможно. И молодой Михаил в возрасте 22 лет оказывается в Британии. Без гроша за душой и не понимая ни слова по-английски, – уточняет Екатерина.
Стартовый "капитал" в 5 фунтов
По приезде в Англию Маркс поселился в промышленном городке Лидс. Однажды, прогуливаясь по улице, он столкнулся с предпринимателем Исааком Дьюхерстом, который владел складом-магазином. Как Михаил убеждал англичанина история умалчивает, но факт остается фактом: тот взял его к себе на работу и даже ссудил 5 фунтов стерлингов.
Пенни-базар Маркса на рынке Киркгейт, 1884 г (Картина Ван Джонса)
– Маркс, недолго думая, на эти деньги прямо на складе Дьюхерста приобрел товары, всяческую мелочевку – иголки, пуговицы, расчески. И повез продавать по близлежащим деревням. Крестьянам некогда было ездить на "закупки" в город и товары пользовались спросом. Так Михаил сколотил стартовый капитал и открыл свой киоск на крытом рынке Киркгейт в Лидсе. Но рынок работал всего два дня в неделю и Михаил вскоре открыл еще несколько торговых точек в других местах, – рассказывает собеседница.
Проблемой оставался языковой барьер – продавец не мог объяснить покупателям, сколько стоит тот или иной товар. Поэтому он расфасовал весь ассортимент по трем позициям и прикрепил картонки с ценами – от 1 до 3 пенни. Так Маркс первым ввел ценники в Европе. Кстати, несколькими годами ранее точно такая же история произошла в США с заикающимся продавцом по имени Фрэнк Вулворт. Именно Вулворт считается изобретателем ценников. И создателем торговой империи Woolworth.
Магазин Маркса в Манчестере
Вскоре выяснилось, что наибольшим спросом пользуются товары именно по одному пенни. Выходец из Беларуси сконцентрировался на продаже именно их и установил табличку: "Не спрашивайте, сколько это стоит. Все по 1 пенни!". Стоит отметить, что политики "все товары по 1 пенни" сеть придерживалась 40 лет - вплоть до Первой мировой войны. Потом раскрутилась инфляция и компании пришлось отказаться от моноцены.
"Бухгалтер" Том Спенсер
Через 10 лет бизнес Михаила Маркса (который к этому времени уже стал Майклом) настолько расширился, что ему потребовался партнер. В 1894 году он обратился к своему старому знакомому Исааку Дьюхерсту за советом и тот посоветовал взять в компаньоны своего старшего кассира, Тома Спенсера.
– Спенсер был отличным бухгалтером и они с Марксом разделили обязанности. Михаил контролировал непосредственно магазины, торговлю и маркетинг, а Том выполнял обязанности финдиректора, бухгалтера и логиста. Вкладом Спенсера были 300 фунтов в новую компанию, которая была зарегистрирована 28 сентября 1894 года под названием Marks&Spencer, – говорит исследователь вклада белорусов в мировую цивилизацию.
Партнер Майкла Маркса, Том Спенсер
Компания стала стремительно развиваться, активно открывались новые ларьки и магазины, которые Маркс и Спенсер назвали Penny Bazaars. Слоган "цена в пенни" остался, а Маркс придумал новую "фишку", добавив на вывеску фразу "Вход бесплатный". Маркетинговый ход был беспроигрышный, посещаемость магазинов выросла.
– К 1900 году сеть Marks&Spencer владела 12 магазинами Penny Bazaar и 24 прилавками на рынках. Эти торговые точки были столь популярными, что остальные торговцы старались как можно ближе к ним пристроиться. В надежде, что часть клиентского потока достанется и им, – говорит Екатерина Ковзусь.
Бланк с изображением склада и первого офиса компании в Манчестере, 1903 год
Любимые магазины современной элиты
Вместе Маркс и Спенсер управляли сетью менее 10 лет. В 1903 году компания была перерегистрирована в акционерное общество Marks&Spencer Ltd с выпуском 30 тыс. акций, которые стоили по 1 фунту стерлингов каждая. Все акции были разделены между двумя учредителями.
– В том же 1903 году Том Спенсер отошел от дел, купил себе ферму и переехал на нее с семьей. А спустя 2 года умер. Михаил ненадолго пережил своего компаньона – он умер в 1907 году в возрасте 48 лет от сердечного приступа. Руководителем компании стал сын Маркса, Сайман – и управлял ею 56 лет. А торговая сеть Marks&Spencer стала одним из британских национальных символов. Там закупается британская элита, а "железная леди" Маргарет Тэтчер, в официальных интервью рассказывала о своей любви к этому бренду, – говорит Екатерина Ковзусь.
Саймон Маркс руководил созданной его отцом компанией с 1916 по 1964 год
Marks&Spencer первым вводил в своих магазинах правила, которые мы сейчас считаем привычными. Например, в 1953 году в магазинах сети ввели возможность возврата товара под лозунгом you can always take it back (вы всегда можете вернуть это обратно), а в 1959 году ритейлер первым запретил курить в своих магазинах. В 1973 году компания первой среди крупных ритейлеров ввела понятие срока годности для пищевых продуктов.
Автор: Сергей Лобко, фото: корпоративный архив M&S
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.