Сделал ли мир лучше человек, во многом благодаря которому было создано целое государство? Наверное, да, особенно, если в этой стране сейчас живет много счастливых людей, и она постоянно удивляет всех созданием новых, передовых технологий. Речь об уроженце белорусского местечка Мотоль Хаиме Вейцмане, который всю свою жизнь боролся за создание еврейского государства и стал первым президентом Израиля. В рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир" подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили об этом неординарном человеке с исследовательницей вклада белорусов в мировую цивилизацию Екатериной Ковзусь.
Екатерина Ковзусь. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Мальчик из белорусской глубинки становится главным сионистом мира
Едва ли жители местечка Мотоль на Брестчине в 1870-х годах могли поверить в то, что сын лесосплавщика Эзера Вейцмана, маленький Хаим, станет одним из самых известных евреев и главным сионистом мира. Но судьба распорядилась так, что паренек из белорусской глубинки стал легендой государства Израиль.
Первый президент Израиля Хаим Вейцман
– Если говорить о начале политической деятельности Хаима Вейцмана, то надо понимать контекст, в котором он находился. В то время в Европе огромное количество еврейской молодежи было увлечено идеями сионизма – в той или иной степени. Родившийся в 1874 году и закончивший начальную еврейскую школу (хедер) и Пинское реальное училище, Хаим Вейцман продолжал образование в Германии – сначала в Дармштадтском политехническом институте, затем – в Берлинском Королевском техническом колледже. Именно в Германии Хаим стал членом кружка сионистов, проникся идеями воссоединения еврейского народа на его исторической родине. И уже в 25-летнем возрасте Вейцман стал участником Второго Сионистского конгресса в Базеле, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Хаим Вейцман, 1900 год
Вскоре он стал видным деятелем движения. Хаим переехал в Великобританию (в 1910 году получил британское подданство), преподавал в университете Манчестера и подружился с лордом Артуром Бальфуром (будущим министром иностранных дел Великобритании), работал над созданием Политехнического института в Хайфе с преподаванием на иврите, активно ратовал за создание Еврейского легиона в составе британской армии и дважды (с 1920 по 1931 и 1935 по 1946 годы) возглавлял Всемирную сионистскую организацию.
Хаим Вейцман и Альберт Эйнштейн с лидерами сионистского движения, 1921 год
Химик, спасший британский флот
Хаиму Вейцману удавалось совмещать политическую деятельность со своей основной профессией. Он был выдающимся химиком, стал доктором наук уже в 30 лет и оказал неоценимые услуги Британской короне.
– Во время Первой мировой войны британский флот столкнулся с нехваткой бездымного пороха: для его производства был необходим ацетон, который поставлялся из США. А логистика поставок была нарушена из-за немецких подводных лодок. По заказу правительства Великобритании Хаим Вейцман нашел новый способ получения ацетона и, тем самым, по мнению многих исследователей, спас британский флот. И это во многом обеспечило победу Англии и ее союзников в войне, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Историческая лаборатория Вейцмана в Реховоте. Сейчас там музей
Вейцман во время опытов обнаружил ранее неизвестную бактерию, которая превращала сахар, крахмал и другие углеводы в ацетон и бутиловый спирт. Ее так и назвали "организм Вейцмана". А в Англии для производства ацетона собирали богатые крахмалом конские каштаны.
Услуга, оказанная выходцем из Беларуси британскому флоту, была так велика, что Вейцман был отмечен правительством Англии. И когда британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж сообщил ему, что собирается рекомендовать Вейцмана для представления к награде, тот произнес историческую фразу: "Мне ничего не надо для себя лично. Но я хотел бы попросить кое-что для моего народа".
Первое израильское удостоверение личности Хаима Вейцмана, 1948 год
Во время Второй мировой войны история повторилась.
– Во время Второй мировой войны Великобритания и ее союзники столкнулись с нехваткой резины: азиатские плантации каучука были захвачены Японией. В результате армия союзников могла остаться без колес, да и самолеты не могли подняться в воздух без шасси. Это могло сорвать все планы союзников. Вейцман давно работал над созданием дешевого и качественного синтетического каучука и во время войны завершил исследования и вновь оказал огромную помощь армии – на этот раз не только британской, но и американской, – отмечает исследовательница вклада белорусов в мировую цивилизацию.
Заслуги Вейцмана перед правительством и личное знакомство с Ллойд-Джорджем и Уинстоном Черчиллем позволяли ему "лоббировать" интересы еврейского народа. Именно его личные связи в правящей элите Англии сделали возможным лояльное отношение не только самой Великобритании, но и ряда других стран к самой идее создания еврейского государства на Ближнем Востоке.
Хаим Вейцман с женой Верой в Тель-Авиве, октябрь 1948 года
Первый президент Израиля
После Второй мировой войны усилия Хаима Вейцмана и других деятелей сионистского движения дали результат: в 1948 году было создано государство Израиль. Первыми его признали США: настолько сильное впечатление на президента США Гарри Трумэна произвело выступление "старого доктора" (так Трумэн назвал Вейцмана) во время генассамблеи ООН. А в ответ на личное послание Вейцмана Трумэн пообещал выделить Израилю заем в $100 млн.
Хаим Вейцман приносит присягу президента. Февраль 1949 года
– Уже через три дня после образования Израиля Хаим Вейцман избран председателем Временного государственного совета. Чуть позже, в феврале 1949 года, Кнессет (парламент Израиля) утвердил его первым президентом страны. В 1951 году прошли новые выборы – и Вейцман был избран на второй срок.
Похороны Хаима Вейцмана во дворе его дома в Ревохоте (Израиль). Ноябрь 1952 года
Но из-за серьезной болезни он пробыл на посту около года и умер в 1952 году. По завещанию первого президента Израиля похоронили в саду его дома при научно-исследовательском институте в Реховоте. Этот институт создал сам Хаим Вейцман и он носит его имя, – рассказывает Екатерина Ковзусь.
Дом Вейцманов в Мотоле (Брестская область)
А в белорусском Мотоле до сих пор стоит дом, в котором родился первый президент Израиля. Правда, в конце 1970-х его перенесли с центральной улицы вглубь деревни. Сейчас в нем находится музей Хаима Вейцмана.
Автор: Сергей Лобко, фото: commons.wikimedia.org
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.