История об изобретении, которое действительно могло перевернуть мир, но так и осталось на уровне прототипов, является, пожалуй, самой грустной в нашем познавательном цикле "Белорусы, которые изменили мир", подготовленном при поддержке компании "Гедеон Рихтер". О том, почему придуманный белорусом Андреем Власенко зерноуборочный комбайн так и не попал в массовое производство, поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик, фото Елены Таборко, Смартпресс
Самородок с Могилевщины
Место и дата рождения изобретателя первого зерноуборочного комбайна Андрея Романовича Власенко неизвестны. Да и в целом о его жизни мы мало что знаем.
– По косвенным данным нам известно, что Андрей Власенко родился в Могилевской губернии приблизительно в 1840 году. Учился в Горы-Горецком земледельческом училище – единственном в то время учебном заведении на территории современной Беларуси, где можно было получить техническое образование. В 1865 году получил диплом по специальности "ученый управляющий имением" (по сути – агроном) и 10 лет работал по специальности – управляющим имением помещика в Тверской губернии, – рассказывает Игорь Углик.
Горы-Горецкая земледельческая школа, рисунок Наполеона Орды
Знаменательное событие, благодаря которому Андрей Власенко оставил свой след в истории, произошло в 1868 году: белорус создал прототип зерноуборочного комбайна. Это стало настоящим прорывом – по крайней мере, в документальной истории сельского хозяйства Российской империи.
– Различные механические жатки, в первую очередь ручные, были и до этого. Но в данном случае мы говорим о сложном устройстве, механизм которого соответствует основным узлам современного зерноуборочного комбайна и принципам его работы, – подчеркивает историк.
Испытания: все в восторге
Испытания новинки – два прототипа комбайна Андрей Власенко собрал самостоятельно – проходили по месту работы агронома в Бежецком уезде Тверской области. В первый день она убрала четыре десятины овса, а во второй сжала и обмолотила более четырех десятин ячменя. Отзывы были самые положительные: отличная производительность и небольшие потери зерна. Двигали комбайн три лошади (они были запряжены сзади и толкали механизм вперед). В сложных условиях требовалось 4 лошади. Обслуживали комбайн два человека.
Схема комбайна Власенко: 1 - гребёнка для прочесывания стеблей и срывания колосьев; 2 - молотильный барабан; 3 - транспортер; 4 - решета для очистки зерна; 5 - ларь (бункер); 6 - устройство для подъема гребенки и барабана; 7 - штурвал; 8 - дышло.
– Механизм придуманного Власенко комбайна состоял из нескольких блоков. Первым орудием обработки была гребёнка, которая срезала колосья. Причем ее высота (как и частота зубцов) могла регулироваться, что было довольно прогрессивным решением. Затем срезанные колосья поступали в барабан для молотьбы. Зерно и мякина отсеивались от соломы и собирались в мешок, солома выбрасывалась обратно на поле. Таким образом, оставалась только одна операция – очистка зерна от мякины. Это уже делали по старинке, как в традиционном гумне, – рассказывает Игорь Углик.
Комбайн, запряженный лошадьми. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Copilot
Сегодня всё выглядит очень простым и понятным. Однако в те времена это было по-настоящему прорывным решением, ведь до этого зерновые веками убирались и молотились вручную.
– Зерновые косили косами или жали серпами. Колосья связывали в снопы и сушили. Происходило это прямо на поле под солнцем либо на гумнах, где были установлены печные сушилки – осети (ёвни). Кстати, там же, по народным представлениям, “жили” и самые грязные представители белорусской демонологии – осетники, ёвники. Которые, по верованиям, были связаны с огнем в этих печах. После сушки снопы клались на ток, – площадку с твердым покрытием, чаще всего из сильно утрамбованной глины, где их молотили цепами (палками на длинном шесте), выбивая зерно. Последняя операция – провеивание: открывали настежь ворота и шуфелем (совковой лопатой) подбрасывали зерно вверх – зерна падали, а мякину (мелкую шелуху) уносил сквозняк. И только после этого зерно можно было засыпать в засеки свиронов (клетей для зерна), везти на мельницу или в хату с жерновом и молоть из него муку, – объясняет историк.
Картина "Жатва на Украине" Николая Пимоненко (1896)
По сравнению с жатвой и обмолотом вручную, при использовании комбайна Власенко производительность труда вырастала в 20 раз.
"Промышленность не в состоянии"
В конце 1868 году Власенко обратился в департамент земледелия России с просьбой дать ему десятилетнюю привилегию. То есть, по сути, патент на 10 лет на изобретенную им машину, которую он назвал "конная зерноуборка на корню".
Патент Андрей Власенко получил, но наладить массовое производство комбайна так и не удалось. Министр государственных имуществ Российской империи, генерал-адъютант Александр Зеленной в прошении отказал: "Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы".
Комбайн, запряженный лошадьми. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Copilot
– Да, отсутствие технологии было основной причиной отказа. А еще – ориентация на зарубежную технику, которую, как считалось, превзойти очень трудно. Действительно, в основе бума российской промышленности второй половины XIX века и вплоть до Первой мировой войны лежали английские, французские, немецкие, американские технологии. Но конкретно в этом отказе очевидна какая-то близорукость. Почему бы не попробовать наладить производство агрегата для начала хотя бы в небольших масштабах, привлекая в качестве “инвесторов” купцов? Очевидно, сказалось доминирование ретроградной общей установки: дешевле купить качественное зарубежное оборудование, чем вкладывать деньги в организацию производства у себя, – считает эксперт.
Комбайн в США (1870-е)
Об изобретении Андрея Власенко писали в газетах. В 1882 году он получил статус Почетного гражданина Российской империи. Пятью годами позже был награжден золотой медалью Императорского Вольного экономического общества “за высокополезную деятельность”. Но денег у государства на его изобретение “не было”. И даже когда изобретатель готовился показать свой комбайн на Всемирной выставке 1873 года в Вене, казна не выделила средств на транспортировку механизма в Австро-Венгрию.
Сконструированные им комбайны исправно работали на полях Бежецкого уезда до тех пор, пока не развалились от износа. Сам изобретатель умер в 1899 году. Его дочь стала врачом-микробиологом, зять, – Андрей Рихтер – академиком и первым директором Института физиологии растений АН СССР. Два внука – профессорами и докторами биологических наук.
Современные зерноуборочные комбайны
Первым коммерчески успешным стал аппарат, который в 1875 году создал Д. Петерсон в США. А в 1879 году было объявлено о новом комбайне в Калифорнии, похожем на механизм, изобретенный Андреем Власенко. Правда, агрегат приводился в движение 24 мулами, а для обслуживания требовалось 7 рабочих. Да и потери зерна были куда выше, чем у комбайна белорусского изобретателя.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.