В отличие от большинства изобретателей, которые "опередили свое время", Генрих Сон время измерял и прекрасно знал ему цену. Уроженец Могилевщины был одним из искуснейших часовых мастеров Европы XIX века, однако сегодня известен только узкому кругу крупных коллекционеров. Чтобы восполнить пробел, в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир" подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили о Генрихе Соне с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Сначала была часовая фабрика в Дубровно
О Генрихе Соне мало что известно и его биография состоит, в основном, из предположений специалистов. Дата и место его рождения остаются тайной. Игорь Углик полагает, что часовых дел мастер – обелорусившийся немец (Sohn по-немецки – сын).
Как выглядел Генрих Сон, неизвестно. Но вот так часовщика изобразил на своей картине “Часовщик” (1924) Юдель Пэн
– Скорее всего, Генрих Сон родился в конце XVIII века на Могилевщине, возможно – в Дубровенском графстве. Судя по имени и фамилии, это сын немецких переселенцев, которых в то время было немало на территории Беларуси. Эмиграция из в целом благополучных германских земель активизировалась в XVI-XVII веках и именно эти переселенцы (а также голландцы) завезли к нам картофель и много всего полезного, вплоть до архитектурной стилистики. К началу XX века только на территории Западного Полесья насчитывалось около 20 тысяч живших компактными поселениями выходцев из Германии. Возможно, именно в одной из эмигрантских семей и родился Генрих Сон, – считает историк.
Не исключено, что началом карьеры часовщика Генрих Сон обязан часовой мануфактуре в Дубровно. Она была основана князем Потемкиным-Таврическим, который приобрел Дубровенское графство у рода Сапег. Мануфактура работала под управлением шведского часовщика Петра Нордштейна, у которого было 33 ученика из Беларуси. Фабрика существовала в Дубровно в 1784-1791 годах (потом была перенесена в Подмосковье), считалась лучшей в Российской империи, а почти вся продукция уходила на царский двор. Возможно, на этой фабрике работал отец Генриха, – и передал свое мастерство сыну.
Могилев в XIX веке. Возможно, в одном из этих зданий была и мастерская Генриха Сона
Часовых дел мастер из Могилева
Первое точное упоминание о Генрихе Соне датируется 1840 годом, когда он открыл часовую мастерскую в Могилеве.
– На самом деле, это очень важно. Ведь Могилев в те времена был практически столицей белорусских земель. В этом городе был значительный архив, там находились управления различных конфессий, он был значимым культурным и административным центром… Минск тогда только начинал экономически, политически, культурно крепнуть. И то, что Генрих Сон открыл мастерскую именно в этом городе, было достаточно престижно, – подчеркивает Игорь Углик.
Дела у часового мастера шли весьма успешно – доход его мастерской составлял около 15 тыс. руб. в год. Это огромные деньги, учитывая, что корова, например, стоила 15 руб. Вообще, доход в 15 тысяч давали большие заводы с сотнями рабочих. В мастерской же Сона работало всего три человека (не вырос штат и позже, когда мастер стал знаменитым).
– С одной стороны, Генрих Сон создавал свои часовые механизмы, был творцом и новатором. И, одновременно, его часы были качественными, надежными, имели отличную внешнюю отделку. Он специализировался на "премиум-сегменте", делал ставку на штучный элитный продукт, не создавал одинаковых часов (если не было спецзаказа), получил лестную оценку от известного ювелира Карла Фаберже. Скорее всего, в мастерской Сона стояло передовое, современные (для того периода) оборудование немецкого, французского, или швейцарского производства, – рассказывает историк.
Павильон часов на Всемирной выставке в Париже 1867 года
Мгновения славы для Генриха Сона
Белорусский часовщик был одним из лучших в Российской империи. Чуть позже выяснилось, что он мог на равных конкурировать и с топовыми европейскими мастерами.
– Первый международный успех пришел к Генриху Сону в 1862 году, на Всемирной выставке в Лондоне. Белорусский мастер был единственным часовщиком из России и представленные им часы с механизмом собственного изобретения получили высокую оценку и были удостоены почетного отзыва. А конкуренция была очень высокой – на выставке было представлено, в общей сложности, около 14 тыс. экспонатов, – говорит Игорь Углик.
Еще более успешным стало участие во Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Российская империя к этой выставке подошла весьма серьезно и даже издала 307-страничный "Указатель Русского отдела Парижской Всемирной выставки 1867 г." Благодаря ему мы знаем, что в выставке приняли участие уже 6 часовщиков из Российской империи и, в том числе Генрих Сон.
Выставочный павильон на Марсовом поле Всемирной выставки в Париже 1867 года
– В Париже белорусский часовой мастер представил несколько своих работ, в том числе и часы с годовым заводом, а также миниатюрные часы-брелок размером с пулю (это удалось сделать, разместив шестеренки механизма не в привычных два, а в пять ярусов). А в его честь известнейшая швейцарская часовая фирма "Этерна" - та самая, которая первой в мире выпустила наручные часы – организовала торжественный обед. От организаторов выставки Генрих Сон также получил почетный отзыв, – отмечает историк.
В "Указателе Русского отдела Парижской всемирной выставки" мы видим не только список экспонатов, представленных Генрихом Соном, но и их цену. И она впечатляет – доходила до 1300 рублей!
Прейскурант цен на часы Генриха Сона (опубликован в "Указателе русского отдела Всемирной парижской выставки 1867 г.")
Вместо Европы уехал в Москву
После такого успеха у Генриха Сона были все шансы уехать в Европу и на равных конкурировать с немецкими, французскими и швейцарскими часовщиками. Но белорусский мастер выбрал другой путь – и перебрался в Москву.
– В Европе были уже вековые традиции создания разных часов – механические часы создавались и совершенствовались с конца XIII века, имели много модификаций и типов. Часы помещались в рукояти шпаг, письменные приборы, были часы каминные, в виде колонн, большие гардеробные, другие. В XVIII веке законодательницей мод в этом деле была Франция, где большое внимание уделялось внешней отделке. Позже появились надежные и успешные производители в Швейцарии и Германии. Поэтому в Европе Генриха Сона ожидала, несмотря на все его мастерство, жесткая конкуренция на чужом рынке. А в Москве, России конкурентная борьба была незначительная, зато потенциальных богатых клиентов было большое количество. Именно этот безграничный рынок, скорее всего, и привлек Генриха Сона, – объясняет Игорь Углик.
В Европе было огромное количество часовых мастеров, которые выпускали механизмы на любой вкус. Даже такие фривольные. Работа голландского мастера Петера Клока (предположительно 1710 год).
И, судя по всему, в России дела у Генриха Сона шли очень даже неплохо: заработок был отменный, а расширяться он, похоже, и не планировал, действуя по принципу "лучше меньше, да лучше". А в его мастерской работали по-прежнему три человека. Белорусский часовой мастер участвовал во Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, где у него была особая витрина с оригинальными золотыми часами сферического вида.
Когда умер Генрих Сон и исчезла его мастерская – неизвестно. Время, которое, как казалось, укротил мастер, безжалостно отомстило. И сегодня о знаменитом часовщике почти все забыли. А созданные им часы находятся в частных коллекциях и стоят от $320 тыс. до $600 тыс.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.