Уроженец Брестчины Наполеон Орда относится к тем белорусам, которые не сделали наш мир лучше в одночасье. Но более 1000 художественных работ, полонезы и вальсы Наполеона Орды и по сей день впечатляют людей. О нашем выдающемся соотечественнике в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Наполеон Орда
Участник "тайного общества" и капитан повстанцев: почему Наполеон Орда эмигрировал?
В молодости Наполеон Орда повторил типичный путь белорусской (литвинской) шляхты своего времени. Он родился в имении Вороцевичи Пинского повета Минской губернии в 1807 году, получил хорошее домашнее образование, а затем учился в гимназии в Свислочи – той самой, которую позже закончат и Кастусь Калиновский, и Владислав Малаховский.
Музей Наполеона Орды в Воронцевичах
– В 1823 году Наполеон Орда поступил в Виленский университет на физико-математический факультет – на наших землях больше получать высшее образование было негде. Но недоучился: в 1827 году его отчислили за участие в одном из многочисленных тайных обществ, существовавших в университете. После этого 15 месяцев просидел в тюрьме и был отправлен в свое имение под надзор полиции. По большому счету, он разделил судьбу Адама Мицкевича, Яна Чечота, Игната Домейко и прошел путь, характерный для патриотически настроенного шляхтича той эпохи, – рассказывает Игорь Углик.
Несвижский замок. Работа Наполеона Орды
Когда началось восстание 1830-31 годов, Наполеон Орда присоединился к повстанцам и принял участие в боях. Стоит отметить, что этот было подготовленное и хорошо организованное восстание с серьезными боевыми действиями и линией фронта. Повстанцы очень надеялись на помощь Франции, но в Париж были свои внутренние проблемы, Франция помогла только морально и, отчасти, финансово.
– Наполеон Орда стал стрелком четвертого полка конной гвардии Литовского корпуса. Воевал отлично, получил высшую награду повстанческой армии - орден "Золотого Креста" – и чин капитана. Его талант проявился не только не только в искусстве, он был и неплохим воином. Впрочем, это было характерно для шляхты того времени, которая получала хорошую военную подготовку. Но после подавления восстания у проигравших было три пути: тюрьма, ссылка в Сибирь или эмиграция. Орда выбрал эмиграцию и в 1833 году осел в Париже, который был крупнейшим эмиграционным центром для выходцев из белорусских, польских, литовских земель – объясняет историк.
Усадьба Кухтичи в Первомайске. Работа Наполеона Орды
Светский лев Парижа
Во Франции Наполеон Орда не потерялся, вел активную светскую жизнь. Он вошел в клуб европейской творческой элиты: среди его друзей были Джузеппе Верди и Джоаккино Россини, Ференц Лист и Гектор Берлиоз, Бальзак и Стендаль, Тургенев, оперная дива Полина Виардо. Он выступал вместе с Фредериком Шопеном. А в 1848 году даже возглавил итальянскую Оперу в Париже! Однако, как и все эмигранты, погружался в ностальгию.
"Здесь работал в 1843–1847 годах Наполеон Орда, художник, композитор и музыкант из Беларуси". Табличка на улице Луи-ле-Гран, 9 в Париже
– Париж и Версаль тогда были центрами белорусско-литовско-польской миграции. Настроение у эмигрантов было ностальгическим, они жили воспоминаниями о родине, родных местах, родовых имениях. Это настроение отражает творчество Адама Мицкевича с тематикой родного края, воспоминаниями о былых надеждах, годах печали и изгнания… Даже несмотря на блестящее европейское общество, эти люди ностальгировали по утраченной родине, патриотами которой они не переставали быть, – отмечает Игорь Углик.
Усадьба Мицкевичей в Заосье. Работа Наполеона Орды
В Париже Наполеон Орда продолжал учиться. Он брал уроки у Шопена – и в результате писал полонезы, серенады, мазурки, вальсы, о которых давали отличные отзывы сам Шопен, Станислав Монюшко и Ференц Лист.
– Вообще он был очень разносторонним человеком. Написал "Грамматику музыки", занимался литературой, писал биографические и краеведческие статьи, подготовил польско-французский учебник и стал членом Польского историко-культурного общества. Занимался в мастерской Пьера Жерара, мастера архитектурного пейзажа – это специфический вид живописи, который сочетал историческую достоверность и эстетические достоинства объекта. Стоит отметить, что в своих работах Наполеон Орда не просто точно фиксировал все детали, но и писал аннотации, в которых рассказывал, когда было построено изображенное здание, кто был его владельцем, или к какой конфессии принадлежал изображенный храм, – рассказывает эксперт.
По словам Игоря Углика, Наполеон Орда в полной мере был человеком эпохи романтизма, когда ценилась разносторонность и многогранность таланта.
Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Работа Наполеона Орды
Возвращение на родину и работа семейным учителем
На родину Наполеон Орда вернулся лишь в 1856 году – после того, как в России объявили об амнистии участникам восстания.
– Наполеон Орда вернулся в свое имение, но к тому времени его род обеднел. Поэтому он работал сначала в Пинске и Гродно, а затем ради заработка принял приглашение стать семейным учителем музыки у генерала Адама Ржевуского на Волыни. В то же время Орда много путешествовал по Польше, Литве, Беларуси, Украине – и благодаря этим путешествиям до нас дошли 1156 живописных произведений – архитектурных пейзажей. Из них около 200 сделаны непосредственно в Беларуси, – рассказывает историк.
Мирский замок. Работа Наполеона Орды
Умер Наполеон Орда в 1883 году в возрасте 76 лет в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в фамильном склепе.
Орда писал чаще карандашом. Иногда использовал акварель, гуашь и сепию – состав на основе щелочи.
– До нас дошли его рисунки Гродно, Витебска, Несвижа, древних замков и имений его друзей, храмы, даже деревни. И это потрясающее наследие, которое позволяет увидеть внешний облик уже не существующих архитектурных объектов.
Игорь Углик, фото Елены Таборко, Смартпресс
Более того, рисунки Наполеона Орды могут стать составляющей важного проекта по восстановлению этих объектов. В архивах Беларуси, Литвы, Польши имеется большое количество "Инвентарей" – детальнейших хозяйственных и архитектурно-строительных описаний замков, имений, храмов, монастырей, в которых указываются все детали, вплоть до формы дверных защелок. Единственное, чего не хватает – изображений внешнего вида, пропорций. Совместив данные "Инвентарей" с точными рисунками Наполеона Орды, мы можем реконструировать давно исчезнувшие памятники архитектуры. Если не в натуральном виде, то, хотя бы в формате компьютерной графики, создать, увидеть полноценные деревянные "маёнтки", храмы, проводить виртуальные экскурсии. Думаю, это помогло бы приобщить молодежь к нашей истории, – подчеркивает Игорь Углик.
Автор: Сергей Лобко