Больше всего Владислав Малаховский (он же – Леон Варнерке) известен как один из создателей современной фотографии – именно он изобрел модель фотоаппарата, которой пользовался весь мир до появления цифровых камер. Но в его жизни тайн больше, чем известных событий. Более 30 лет Малаховский прожил приговоренным к смертной казни, был классным фальшивомонетчиком. О неоднозначной и во многом таинственной фигуре в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Переворот в фотографии
В 1875 году житель Лондона Леон Варнерке (то ли чешская, то ли венгерская фамилия) произвел революцию в фотоиндустрии: выпустил прототип фотоаппарата, который мог быть запущен в массовое производство. Знаменитой фирмы "Кодак", которая позже заработает на этом изобретении миллионы, еще не существовало.
– Благодаря этому изобретению Варнерке вошел в историю не только науки и техники, но и общественно-культурную. Изобретенный им фотоаппарат оснащался кассетой с фотопленкой, а процесс фотографирования и обработки фото был разделен. До этого фотографы использовали хрупкие стеклянные пластины, а сам процесс фотографирования вообще напоминал магию. Он осуществил грандиозный прорыв, который значительно продвинул вперед массовую фотографию. А сам изобретатель получил премию Бельгийской фотографической ассоциации в 1877 году и "Медаль Прогресса" от Королевского фотографического общества Великобритании в 1881 году, – рассказывает Игорь Углик.
Пленочная "камера Варнерке": прототип абсолютного большинства фотоаппаратов доцифровой эпохи
Казалось бы – при чем здесь Беларусь и Владислав Малаховский?
Как появился мистер Варнерке?
При рождении будущего изобретателя пленочного фотоаппарата назвали Владиславом. А появился он на свет в 1837 году в дворянской семье Малаховских в имении Мацы под Кобрином.
– Владислав закончил гимназию в Свислочи и, судя по всему, учился вместе с Кастусем Калиновским. Затем Малаховский поступил в Институт инженерных путей сообщения в Санкт-Петербурге, после окончания которого направился в Динабург (он же – Двинск, он же – современный латвийский Даугавпилс). А восстание 1863 года встретил в Вильно. Город на тот момент отличался своей революционностью: антицарские и антироссийские брошюры открыто продавались, а женщины демонстративно носили траур по людям, убитым во время разгона манифестации в Варшаве в 1861 году, – говорит историк.
Владислав Малаховский в молодости
Очевидно, что Малаховский был активным участником событий, хотя он и не входил в Комитет движения (позже – Литовский провинциальный комитет), который координировал восстание.
Как известно, восстание закончилось неудачей – оно было не очень хорошо организовано, а боевые отряды действовали разрозненно, на свой страх и риск. Виленский генерал-губернатор Михаил Муравьев, которого позже в Польше прозвали "Вешателем", приказал казнить 170 человек, включая самого Калиновского и других представителей шляхты, причем через повешение. Это было признаком дурного тона: дворян не было принято вешать, их расстреливали без присутствия посторонних.
А вот Владиславу Малаховскому удалось избежать наказания: он покинул Вильно и находился в Санкт-Петербурге, когда стало известно, что выдан ордер на его арест. Друзья снабдили его фальшивыми документами, и он сумел бежать в Лондон. В Российской империи Малаховского заочно приговорили к смертной казни и назначили значительное вознаграждение в 10 тысяч рублей за его поимку. Тем временем в Лондоне появился то ли чех, то ли венгр Леон Варнерке…
Новый облик Малаховского: Леон Варнерке
Вторая жизнь. Бизнес по всей Европе
Если вы думаете, что находившийся в бегах и скрывавшийся под чужой личиной Владислав Малаховский был "тише воды и ниже травы", то глубоко заблуждаетесь. Он жил в лондонском квартале Чемпион Хилл на вилле "Сильверхол" в 13 комнат и занимался фотографией. При этом весьма преуспевал. А после того, как он изобрел новую модель фотоаппарата, салоны его компании "Варнерке и Ко" открывались по всей Европе и даже в России, которую Леон Варнерке свободно посещал.
Фотолаборатория "Варнерке и Ко" в Петербурге
– Он вместе с Вячеславом Срезневским открыл в Петербурге лабораторию "Варнерке и Ко", был одним из организаторов, инициатором Первой российской фотографической выставки 1888 года, получал грамоты и медали, участвовал в научных конференциях… И это тот самый человек, который был заочно приговорен к смертной казни в России! В том, что он свободно приезжал и вел активную общественную жизнь, было что-то странное. Все-таки в российской "охранке" работали не дилетанты: его давно должны были выследить и вести наблюдение за Леоном Варнерке в Лондоне, – подчеркивает Игорь Углик.
Фотографии авторства Варнерке-Малаховского
Гениальный фальшивомонетчик
Как выяснилось позже, была у Владислава Малаховского и третья, тайная жизнь: он был фальшивомонетчиком и "специализировался" на российских банкнотах. Выяснилось это практически случайно – мастер фотографии и подделки денег попался весьма банально. Находясь в Марселе, он зашел сначала в один банк и поменял 100 российских рублей на швейцарские франки, затем сделал это же во втором банке. В третьем его и "взяли".
– Очевидно, что занятие фотографией подтолкнуло Малаховского к подделке российских бумажных купюр. Причем это были подделки очень высокого качества, которые мало чем отличались от оригиналов. Когда он был арестован, то Скотланд-Ярд провел обыск в его особняке: нашли обрывки российских купюр и… абсолютно пустой тайник. Судя по всему, семью заранее предупредили об обыске. Жена и дети разводили руками: не знаем, откуда берутся деньги, Леон ведь зарабатывает на фото, – рассказывает историк.
Поддельная купюра Леона Варнерке. Его фальшивки было сложно отличить от настоящих денег, а сейчас эти банкноты продаются с аукционов
Скотланд-Ярд ничего не смог инкриминировать Варнерке-Малаховскому, а вот во Франции его осудили за фальшивомонетничество. И вновь не обошлось без странностей. Статья предусматривала как минимум 10 лет каторги, но подсудимый получил всего 2 года условно: он просто сказал, что деньги его попросил разменять незнакомец из России. Кстати, в России тоже прошел суд и "Варнерке" заочно приговорили к тюремному заключению.
Была ли четвертая жизнь?
Немало странностей и в смерти Варнерке-Малаховского. По официальной версии, он покончил с собой в 1900 году в одном из швейцарских отелей. Об этом властям сообщила его дочь София. Но опознания тела не проводилось. Точно так же неизвестно, где похоронили Варнерке.
Леон Варнерке (1890-е)
– В то, что Варнерке-Малаховский действительно застрелился, верится слабо. Он бывал и в куда более серьезных передрягах, а то, что он свободно приезжал в Россию, имея смертный приговор, говорит о его железных нервах. Он бы держался до последнего и искал все возможные варианты выхода из сложного положения, тем более, что находился на свободе. Поэтому не исключено, что было и третье имя, и четвертая жизнь – возможно, он благополучно проживал в небольшом городке в Швейцарии, куда приезжала его навестить и отдохнуть семья, – считает Игорь Углик.
Изобретения Варнерке-Малаховского через 10 лет "подхватила" фирма "Кодак" – и стала мировым брендом № 1 в фотографии. Ну а сколько белорус занимался изготовлением фальшивых денег и сколько поддельных купюр попало в обращение в России – неизвестно. Некоторые считают, что за Малаховским стояло английское правительство, а сам он был фигурой в игре спецслужб.
Автор: Сергей Лобко
*Партнерский материал