Существует стереотип, что белорусы – приземленные люди, предпочитающие "свой кут" всему остальному миру. Небо, конечно, манило, но исключительно гипотетически, как несбыточная мечта. Уроженец Глубокого Павел Сухой эту мечту сделал реальностью. О знаменитом авиаконструкторе, одном из основателей советской реактивной сверхзвуковой авиации, создателе известных во всем мире СУ, в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.

Павел Сухой 1_Игорь Углик.jpgИгорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс

Полет, который предопределил судьбу

По воспоминаниям Павла Сухого, небом он "заболел" еще в гимназическом возрасте. Когда он с друзьями возвращался из гимназии домой, то увидел в небе самолет – это был один из показательных полетов пионера авиации в Российской империи Сергея Уточкина. "Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!", – вспоминал потом авиаконструктор. Но был ли у него, крестьянского сына, шанс приобщиться к авиации?

Гроприносин.jpg

– Павел Сухой – хотя, на самом деле, я думаю, что его настоящая фамилия Сухи (Сухі), а русское окончание появилось позже, – был из крестьянской семьи, хотя его отец получил образование и стал учителем. И это удивительно, когда выходец из крестьян смог добиться такого крупного успеха. Обычно такой путь проходили представители шляхты или, как минимум, горожане. Но ответ прост – он был исключительно талантлив. Есть такие люди, у которых талант проявляется достаточно рано и он узконаправленный. Похоже, ему было предначертано стать авиаконструктором, – отмечает Игорь Углик.

Павел Сухой 2_Полет Сергея Уточкина.jpgСергей Уточкин на аэроплане "Фарман IV". Через полсотни лет Сухой будет создавать могучие реактивные самолеты

А еще в царской России со времен Александра III работали системные социальные лифты. В Гомеле Павел Сухой учился в Александровской мужской гимназии. Потом попытался поступить в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), – это было единственное в Российской империи учебное заведение, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Не поступил из-за проблем с документами. Год проучился на математическом факультете Московского университета, а потом все-таки поступил в ИМТУ.

– Он поставил перед собой цель получить хорошее техническое образование и добился этого. Его первым учителем в профессиональной сфере стал профессор Николай Жуковский, которого называют "отцом русской авиации". Павел Сухой был вынужден прервать обучение – он был призван в армию и воевал на Западном фронте во время Первой мировой войны артиллеристом в чине прапорщика. Вернувшись – учительствовал в Лунинце, а затем восстановился в техническом училище и писал дипломную работу под руководством Андрея Туполева, тогда еще молодого авиаконструктора. То есть мы видим, как талант преодолел все социальные предрассудки, и Сухой добился всего, чего хотел, – рассказывает Игорь Углик.

Павел Сухой 3.jpgПавел Сухой

Задал тренд: одним из первых начал работать над реактивными самолетами

Свою конструкторскую деятельность Павел Сухой начинал на стыке эпох – еще вовсю летали поршневые самолеты. Легендой стал один из первых созданных бригадой Павла Сухого под руководством Туполева поршневый самолет – это был знаменитый АНТ-25: именно на нем летчик Валерий Чкалов в июне 1937 года совершил беспосадочный трансполярный перелет по маршруту Москва-Северный Полюс-Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяженность полета составила 8504 км.

Но уже начиналась эра реактивной авиации.

Павел Сухой 4_АНТ-25.jpgСамолет АНТ-25 приземлился в США после трансполярного перелета

– Он был одним из тех конструкторов, которые задавали тренд в мировом авиастроении реактивных самолетов. Под руководством Туполева в его бюро он создал бомбардировщики СУ-2 и СУ-6 и знаменитые реактивные самолеты СУ-9 и СУ-15. И эти самолеты обрели мировую известность. И именно в этом его значение и вклад в мировую цивилизацию – изобретения Павла Сухого вышли за рамки своей отрасли, стали объектом интереса общественных СМИ.  Так же, как теория относительности Эйнштейна или теория психоанализа Фрейда, реактивные самолеты СУ были предметом обсуждения в быту. Бренд СУ стал популярен, о нем писали газеты всего мира как о выдающемся советском оружии, он попал в массовую культуру. То есть он имел не только военную, но и культурологическую ценность, – объясняет эксперт.

Всего Павлом Сухим – сначала в авиаконструкторском бюро Туполева, а затем и в своем собственном – были разработаны более полусотни моделей самолетов, большинство – реактивных. "В серию" пошли далеко не все. Тем не менее, СУ-17 стал первым в истории массовым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а фронтовой бомбардировщик СУ-24 (первый полет в 1970 году) и штурмовик СУ-25 (первый полет в 1975 году) использовались в десятках военных конфликтов и до сих пор стоят на вооружении в некоторых странах. Есть СУ-25 и в ВВС Беларуси. 

Павел Сухой 5_СУ-17.jpgСУ-17 - первый советский самолет с изменяемой геометрией крыла. Первый полет – 1966 год

Ни разу не попадал под арест

Для тех времен – 1930-40 года – это было очень необычно. Практически все советские авиаконструкторы побывали в лагерях. Сидел и Андрей Туполев – руководитель конструкторского бюро, в котором начинал Павел Сухой.

– Возможно, это судьба. Действительно, тридцатые-сороковые годы прошлого века были очень тяжелым временем. Исследовательская работа, в том числе и авиаконструкторов, велась в так называемых "шарашках" – закрытых учреждениях, где люди работали, жили и могли выйти "в мир" только по особому разрешению.

Павел Сухой 6_Т-4.pngБомбардировщик-ракетоносец Т-4, разработанный Павлом Сухим в 1972 году. Мог развивать скорость 3200 км/ч с дальностью полета до 7 тыс. км. Выиграл конкурс на создание сверхзвукового истребителя авианосцев, но в серию не пошел. Стоимость разработки составила 1,3 млрд советских рублей.

Было широко распространено доносительство – великий Сергей Королёв получил 10 лет лагерей по сфабрикованному доносу, который составил его коллега. Можно только представить, что с ним происходило во время "следствия", если сам конструктор потом написал "признательное" письмо о том, что был членом троцкистской антисоветской организации. В результате он провел несколько лет в лагере на тяжелых земляных работах. Это серьёзно подорвало его здоровье и привело к преждевременной смерти. Его освободили потому, что во время войны надо было кому-то делать самолеты – в разгаре было "дело самолетостроителей", когда специальная комиссия ездила по заводам и выявляла распространенный брак, наказывая по законам военного времени виновных. В военное время разговор был короткий, часто дело заканчивалось расстрелом. В результате, кадров не хватало.

Конструкторам руководство ставило жесткие сроки, в которые необходимо было уложиться, иначе – в лучшем случае лагерь. Конструктивный просчет запросто приравнивался к вредительству и это могло закончится расстрелом. И в этой обстановке Павел Сухой сумел выжить и даже не попасть под следствие. Более того, в 1939 году он вступил в должность Главного авиационного конструктора собственного конструкторского бюро. В 1949 году бюро упразднили, но в 1953-м Павел Сухой возглавил новое опытное конструкторское бюро №51, – рассказывает Игорь Углик.

Павел Сухой 7_СУ-25.jpgПамятник героям-авиаторам в Лиде. Выведенный из эксплуатации штурмовик СУ-25 установлен на постаменте в 2015 году

Новое конструкторское бюро изучало два американских истребителя F-86 "Sabre", которые СССР заполучил во время Корейской войны. Перед Сухим была поставлена задача создать советский реактивный истребитель, который превзойдет американские. И именно в этом КБ были созданы самые известные модели СУ. А сам Павел Сухой стал лауреатом Ленинской и Сталинской премий, дважды Героем социалистического труда, лауреатом двух Государственных премий – СССР и РФ (посмертно).

– Доктором технических наук Павел Сухой стал еще в 1940 году. Единственное, чего у него не было, так это звания академика. Но и без него можно сказать, что простой крестьянский парень получил все, о чем мечтал каждый гражданин Советского Союза, – резюмирует Игорь Углик.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.