Когда говорят об Евфросинии Полоцкой, то обычно имеют в виду ее просветительскую деятельность, строительство церквей и, конечно же, тот самый утерянный крест. Однако это сильно занижает роль легендарной монахини. Она была не просто историческим персонажем, а сама творила историю, став одной из немногих женщин своего времени, сумевших стать значимой фигурой в сугубо патриархальном обществе. О том, какое влияние Евфросиния Полоцкая оказала на человечество в целом, в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Начало эмансипации женщин?
Времена, когда жила Евфросиния Полоцкая – а это XII век – были сугубо "мужскими": мысли о равноправии, идеи о гендерном равенстве женщин были редкими. Однако, вопреки ходу событий, все-таки появлялись женщины, которые бросали вызов такому положению вещей. Сейчас это мы назвали бы эмансипацией. Евфросиния Полоцкая – пример такой эмансипации в сфере религии.
Икона преподобной Евфросинии Полоцкой. Она стала первой женщиной, причисленной Русской православной церковью к лику святых. Также почитается святой католиками и униатами
– Княжеская дочь, внучка Всеслава Чародея и праправнучка Рогнеды, отказалась выходить замуж и в возрасте 12 лет (а может и в 17-18) приняла монашество. Первое, чем она занимается – это переписывает книги. Этим занимались в скрипториях и дело переписчика считалось сугубо мужским: похоже, каких-либо письменных столов не было, и лист пергамента держали на ладони левой руки, а правой писали.
– Евфросиния инициировала строительство двух монастырей, в том числе Спасского монастыря в деревне Сельцо рядом с Полоцком и стала его игуменьей, – рассказывает Игорь Углик.
По его словам, сведений о деятельности Евфросинии Полоцкой осталось не так уж много (что понятно, учитывая, как давно это было), а основным документом для изучения является "Житие преподобной Евфросинии Полоцкой" в редакции XVII века (оригинал утрачен).
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке
– Но в этом "Житии" цитируются слова Евфросинии Полоцкой, которые свидетельствуют о ее красноречии. А красноречивая женщина в те времена – это очень оригинально! Кроме того, возможно, она занималась архитектурой (руководила работой строителей храмов), занималась политикой и даже интриговала: в Полоцке в те времена шла напряженная политическая борьба и она, похоже, помогла своему брату Василько Рогволодовичу стать полоцким князем, – рассказывает эксперт.
Евфросиния Полоцкая – наследница викингов?
По мнению Игоря Углика, неуемная энергия, воля и напористость Евфросинии Полоцкой связана с ее норманнскими корнями.
– Ее предок, князь Полоцкий Рогволод (Рагнвальд) был норманном. Его дочь Рогнеду на самом деле звали Рагнар. И Евфросиния, конечно, знала историю жизни Рогнеды – княжны, действия которой полностью соответствуют действиям норманнской женщины. Это и про гордость ("не хочу разуть рабынича" – слова, которыми Рогнеда ответила на предложение киевского князя Владимира выйти за него замуж), и про попытку убить Владимира и отомстить ему.
Такой видит Рогнеду, прапрабабушку Евфросинии Полоцкой, искусственный интеллект
В поведении и Рогнеды, и Евфросинии Полоцкой есть нечто общее – они бросили вызов стандартным нормам поведения и вышли за узкие рамки, которые были отведены женщинам. По большому счету, именно они заложили традицию появления в Беларуси деятельных, энергичных женщин. Позже ей последовали, например, Катаржина и Уршуля Радзивилл, – утверждает Игорь Углик.
К белорусской игуменье прислушивались во всем христианском мире
Влияние Евфросинии распространялось далеко за пределы Полоцка: на древнем городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии: по мнению исследователей, это подтверждает большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII века.
Актовая печать Евфросинии Полоцкой – она ставила ее на письма
– Известность Евфросинии распространялась далеко за пределы Руси: она запросто обратилась к византийскому императору с просьбой прислать ей икону работы евангелиста Луки – человека, который видел Христа – и тот прислал ее! Кроме того, по просьбе игуменьи из Византии прислали немало других святынь, в том числе и кусочек креста, на котором был распят Иисус Христос, – рассказывает Игорь Углик.
Знаковым выглядит паломничество Евфросинии Полоцкой в Иерусалим. По дороге она встретилась с императором Византии Мануилом Комнином, который, по мнению некоторых исследователей, мог приходится ей дальним родственником. По словам Игоря Углика, эта встреча подчеркивает высокий статус белорусской княжны-игуменьи, ведь византийский император давал аудиенцию далеко не каждому главе государства.
Еще более показательной является ситуация с приездом Евфросинии Полоцкой в Иерусалим. Персонально для нее для вхождения в город были открыты в неурочное время Золотые ворота – и это единственный случай в истории!
Фреска в Спасо-Преображенской церкви Полоцка, на которой изображена, как предполагается, Евфросиния Полоцкая
– Очевидно, что подобные почести – это не просто признание ее религиозно-просветительской деятельности, а и показатель высочайшего статуса, – отмечает Игорь Углик.
Была ли княжна-игуменья тщеславной?
Возникают сомнения – а было ли решение Евфросинии Полоцкой (вернее Предславы – так ее звали до пострига) уйти в монастырь собственным? Или ее все же вынудили?
Памятник Евфросинии Полоцкой в Минске (1999, автор – скульптор Игорь Голубев). Фото – цифровой фотоархив БГУ
– В 12 лет она отказалась от обручения и уехала в монастырь. И, думаю, что это был ее сознательный выбор. Более того, судя по дошедшим до нас сведениям, она была несколько тщеславной: считала, что память о себе на земле оставляет только тот человек, который занимается духовной христианской деятельностью. И в этом можно увидеть тщеславный расчет, – отмечает Игорь Углик.
Почему крест Евфросинии Полоцкой – главная реликвия Беларуси
Главной национальной реликвией Беларуси считается крест Евфросинии Полоцкой, который был создан Лазарем Богшей по ее заказу. Он был утерян во время Великой Отечественной войны. В 1997 году брестским мастером Николаем Кузьмичом сделана точная копия креста, которая хранится в Полоцке в церкви Евфросинии Полоцкой.
– Этот крест – далеко не единственная утерянная ценность. Согласно статистике, у нас сохранен только 1% музейных ценностей. Но крест стоит особняком.
Крест Евфросинии Полоцкой, в 1997 году воссоздал брестский мастер-эмальер Николай Кузьмич
Крест в христианстве символ победы вечной жизни над смертью и Сатаной. Это сакральный предмет. Что же касается непосредственно креста Евфросинии Полоцкой, то в нем хранились величайшие христианские святыни: фрагменты Креста Христова с каплями его крови, осколок гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Димитрия.
Был и еще один нюанс, – рассказывает Игорь Углик. – Возможно, этот крест был символом полоцкой государственности, ведь Полоцк большую часть времени был независимым от Киева, а взаимоотношение полочан и киевлян были на уровне патологической ненависти, которая пошла с момента того самого убийства князем Владимиром полоцкого князя Рогволода.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.