Менять мир могут не только политики и изобретатели – люди искусства воздействуют магией своего творчества на целые поколения. Одним из тех, кому удалось это сделать, стал знаменитый Марк Шагал. Когда мы попросили ИИ назвать самого известного белоруса в мире, нейросеть ответила: "Марк Шагал". Поэтому именно он открывает наш новый познавательный цикл "Белорусы, которые изменили мир", подготовленный при поддержке компании "Гедеон Рихтер". Об особенностях творчества и жизни художника поговорили с исследователем вклада белорусов мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Игорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс
Покинул Витебск из-за конфликта с Казимиром Малевичем
Мы не станем пересказывать биографию Марка Шагала – о ней написаны десятки статей. Сконцентрируемся лишь на самых важных фактах, которые и делают Шагала Шагалом.
– В жизни Марка Шагала было две любви – это жена Белла и Витебск. Так бывает – человек находит свой город и влюбляется в него. И Витебск стал городом Шагала. Здесь огромную роль в его становлении сыграл знаменитый художник Юдель Пэн – Шагал считал его своим духовным отцом.
20-летний Марк Шагал. Фото schirn.de
Еще одним человеком, оказавшим большое влияние на художника, стал французский поэт Гийом Аполлинер, с которым Марк встретился во время своего первого "французского" этапа в жизни. Кстати, Аполлинер тоже имеет белорусские корни: его предки Костровицкие жили на Новогрудчине и были родственниками Адама Мицкевича. Поэт сказал художнику, что мир надо писать таким, каким его видишь, ни на кого не обращая внимания. И это наставление понравилось Шагалу, что способствовало созданию собственного неповторимого стиля. И уже первые его парижские работы принесли ему успех, – рассказывает Игорь Углик.
После возвращения в Витебск Шагал стал уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и открыл Витебское художественное училище. Но руководил им недолго: художник не желал следовать модным тогда авангардным тенденциям. Одним из самых ярых критиков стал… Казимир Малевич. Тот самый, который позже нарисует "Черный квадрат". Шагал не стал бороться, предпочтя эмиграцию в 1922 году.
Магия цвета от Марка Шагала
Главной особенностью работ Марка Шагала Игорь Углик называет уникальный цвет его картин, ставший визитной карточкой художника.
"Окно мира". Витражное панно высотой 3,5 метра украшает приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН. Было создано Марком Шагалом в память о Даге Хаммаршёльде, погибшем в авиакатастрофе в 1961 году генеральном секретаре ООН.
– Главное у художника – это цвет. И Шагал нашел свой сине-голубой, которого больше ни у кого нет. И оценивать его творчество нельзя по иллюстрациям, и уж тем более, через монитор компьютера. Надо смотреть подлинники. Именно в них есть эта энергетика цвета. Не знаю, что он подмешивал в краски, но именно сине-голубой цвет Шагала является творческим вкладом в мировое искусство. Кстати, такой цвет считается сакральным, он используется в иконах. И под кистью Шагала этот цвет "заговорил" своей какой-то высшей энергетикой. Не знаю, знал ли художник Эйнштейна, но Шагалу определенно удалось выйти за пределы трехмерного мира и он писал в 4-5 измерениях, – считает исследователь.
По словам Игоря Углика, стиль Марка Шагала был настолько оригинальным и “личным”, что учеников и последователей у него было немного.
Марк Шагал. "Автопортрет с семью пальцами" (1913). Сегодня бы сказали, что картину рисовала нейросеть.
Почему Шагал нравится далеко не всем?
По словам эксперта, многим студентам творчество Шагала неинтересно. Почему?
– Творчество Шагала доступно людям эстетически и культурно образованным. Однако студентам его работы не симпатичны. Они видят "недоделанных" летающих мужчин, женщин, странных летающих коров, петухов, коз, овец… И все это написано словно детской рукой. Им кажется, что картины несовершенны. Хотя ещё Пикассо сказал: "В 16 лет я рисовал как Рафаэль, а всю оставшуюся жизнь учился рисовать как ребенок". И эта непосредственная детская наивность – это тоже особенность Шагала. При этом он вполне мог писать и реалистичные картины, – подчеркивает Игорь Углик.
Марк Шагал. "Большой цирк" (1956). Картина была продана в 2007 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за $16 млн.
Почти никогда не рисовал войну
Несмотря на то, что Марк Шагал был свидетелем двух мировых войн, пережил революцию, в его работах, в отличие от большинства других художников-модернистов, включая Пикассо и Дали, нет тяги к разрушению или деструкции, нет и следа фрейдовского танатоса (введенное в оборот Зигмундом Фрейдом понятие, обозначающее влечение к смерти).
– Его мировосприятие – ироничное, наивное, немного детское. В мире Шагала нет места злу. Он, безусловно, был моральным человеком, видел зло, но его душа, эстетика, была далеко от происходящего на земле. Его мир – это полет над землей, – отмечает исследователь.
Не захотел посетить Витебск
Витебск занимает огромное место в творчестве художника. Он рисовал любимый город и через 40, и через 60 лет после того, как его покинул. И в этом тоже феномен Шагала. Но, когда появилась возможность, побывать на родине не сумел.
"Над городом" (1918). Одна из самых знаменитых картин Марка Шагала
– Марк Шагал побывал в 1973 году в СССР. Был в Москве, в Ленинграде. Ему дарили массу цветов – и однажды он увидел среди них василек. И это вызвало огромный эмоциональный всплеск у художника – ведь этот белорусский василек он рисовал всю жизнь. Естественно, ему предложили побывать и в Витебске. Но не получилось. Официальная версия – Шагал простудился на гостиничном балконе и не смог поехать. Скорее, он не поехал Витебск, чтобы не разрушать сказку своего города, миф, с которым он жил всю жизнь. Ведь город уже был совсем другим, не тем, который он любил. И, думаю, он сделал правильно, – отмечает Игорь Углик.
Знал цену своим картинам
Несмотря на нереальные картины и магию полета, в реальной жизни у Шагала мистики не было.
Марк Шагал. Фото с сайта artsper.com
– Марк Шагал был прагматиком и достаточно рациональным человеком в реальной жизни. Он умел считать деньги, стремился зарабатывать и знал цену своим картинам. Он не бедствовал, как, например, Модильяни и множество французских художников. В нем сочеталась романтика полета и рационализм. Похоже, это особенность его богатой натуры, – говорит Игорь Углик.
Легенда о смерти
По широко распространенной легенде, гадалка предсказала Марку Шагалу, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет в полете.
Марк Шагал рисовал свою жену Беллу множество раз: известно более ста работ, на которых он ее изобразил
И действительно, в жизни художника была необыкновенная Белла, которую он считал своей музой. После ее смерти Шагал был женат на Вирджинии Хаггард, которая родила ему сына, а потом сбежала с фотографом, и Валентина Бродская, которая оставалась с ним до самой смерти. А умер художник… в лифте своего дома, в движении. В возрасте 97 лет.
Правда, Игорь Углик скептически относится к истории про "гадалку".
– Я не очень уверен в предсказаниях гадалок, которые появляются после того как событие произошло. Да и в жизни Шагала мистики было немного. Так что это, скорее всего, красивая легенда, – считает он.
Никогда не называл себя белорусом
Беларусь дала миру значительное число художников-эмигрантов, которые сделали себе имя за рубежом. Парижская школа – пример тому. Но никто из них так не любил и не помнил родину, как Шагал – Витебск. Но, при этом, он ни разу не назвал себя белорусом.
– Я внимательно перечитал все письма и заметки Марка Шагала – и ни разу он не употребляет слово белорусский или Беларусь, – говорит эксперт.
Да и после смерти художника его поделить не могут. В русскоязычной версии "Википедии" он представлен как "русский и французский художник", в англоязычной – как "белорусский и французский", во французской – как "родившийся в Беларуси художник, натурализовавшийся во Франции". "Википедия" на иврите представляет его как "франко-белорусско-еврейского художника". Но в целом – это был художник мира. Менявший наш мир и создавший свой – с его чудесными полетами, гуманизмом и чувством сказки.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.