Менять мир могут не только политики и изобретатели – люди искусства воздействуют магией своего творчества на целые поколения. Одним из тех, кому удалось это сделать, стал знаменитый Марк Шагал. Когда мы попросили ИИ назвать самого известного белоруса в мире, нейросеть ответила: "Марк Шагал". Поэтому именно он открывает наш новый познавательный цикл "Белорусы, которые изменили мир", подготовленный при поддержке компании "Гедеон Рихтер". Об особенностях творчества и жизни художника поговорили с исследователем вклада белорусов мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.

Марк Шагал 1_Игорь Углик.pngИгорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс

Покинул Витебск из-за конфликта с Казимиром Малевичем

Мы не станем пересказывать биографию Марка Шагала – о ней написаны десятки статей. Сконцентрируемся лишь на самых важных фактах, которые и делают Шагала Шагалом.

– В жизни Марка Шагала было две любви – это жена Белла и Витебск. Так бывает – человек находит свой город и влюбляется в него. И Витебск стал городом Шагала. Здесь огромную роль в его становлении сыграл знаменитый художник Юдель Пэн – Шагал считал его своим духовным отцом.

Марк Шагал 2.jpg20-летний Марк Шагал. Фото schirn.de

Еще одним человеком, оказавшим большое влияние на художника, стал французский поэт Гийом Аполлинер, с которым Марк встретился во время своего первого "французского" этапа в жизни. Кстати, Аполлинер тоже имеет белорусские корни: его предки Костровицкие жили на Новогрудчине и были родственниками Адама Мицкевича. Поэт сказал художнику, что мир надо писать таким, каким его видишь, ни на кого не обращая внимания. И это наставление понравилось Шагалу, что способствовало созданию собственного неповторимого стиля. И уже первые его парижские работы принесли ему успех, – рассказывает Игорь Углик.

Гроприносин.jpg

После возвращения в Витебск Шагал стал уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и открыл Витебское художественное училище. Но руководил им недолго: художник не желал следовать модным тогда авангардным тенденциям. Одним из самых ярых критиков стал… Казимир Малевич. Тот самый, который позже нарисует "Черный квадрат". Шагал не стал бороться, предпочтя эмиграцию в 1922 году.

Магия цвета от Марка Шагала

Главной особенностью работ Марка Шагала Игорь Углик называет уникальный цвет его картин, ставший визитной карточкой художника.

Марк Шагал 3_Окно мира.jpg"Окно мира". Витражное панно высотой 3,5 метра украшает приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН. Было создано Марком Шагалом в память о Даге Хаммаршёльде, погибшем в авиакатастрофе в 1961 году генеральном секретаре ООН.

– Главное у художника – это цвет. И Шагал нашел свой сине-голубой, которого больше ни у кого нет. И оценивать его творчество нельзя по иллюстрациям, и уж тем более, через монитор компьютера. Надо смотреть подлинники. Именно в них есть эта энергетика цвета. Не знаю, что он подмешивал в краски, но именно сине-голубой цвет Шагала является творческим вкладом в мировое искусство. Кстати, такой цвет считается сакральным, он используется в иконах. И под кистью Шагала этот цвет "заговорил" своей какой-то высшей энергетикой. Не знаю, знал ли художник Эйнштейна, но Шагалу определенно удалось выйти за пределы трехмерного мира и он писал в 4-5 измерениях, – считает исследователь.

По словам Игоря Углика, стиль Марка Шагала был настолько оригинальным и “личным”, что учеников и последователей у него было немного.

Марк Шагал 4_Автопортрет.jpgМарк Шагал. "Автопортрет с семью пальцами" (1913). Сегодня бы сказали, что картину рисовала нейросеть.

Почему Шагал нравится далеко не всем?

По словам эксперта, многим студентам творчество Шагала неинтересно. Почему?

– Творчество Шагала доступно людям эстетически и культурно образованным. Однако студентам его работы не симпатичны. Они видят "недоделанных" летающих мужчин, женщин, странных летающих коров, петухов, коз, овец… И все это написано словно детской рукой. Им кажется, что картины несовершенны. Хотя ещё Пикассо сказал: "В 16 лет я рисовал как Рафаэль, а всю оставшуюся жизнь учился рисовать как ребенок". И эта непосредственная детская наивность – это тоже особенность Шагала. При этом он вполне мог писать и реалистичные картины, – подчеркивает Игорь Углик.

Марк Шагал 5_Большой цирк.jpgМарк Шагал. "Большой цирк" (1956). Картина была продана в 2007 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за $16 млн.

Почти никогда не рисовал войну

Несмотря на то, что Марк Шагал был свидетелем двух мировых войн, пережил революцию, в его работах, в отличие от большинства других художников-модернистов, включая Пикассо и Дали, нет тяги к разрушению или деструкции, нет и следа фрейдовского танатоса (введенное в оборот Зигмундом Фрейдом понятие, обозначающее влечение к смерти).

– Его мировосприятие – ироничное, наивное, немного детское. В мире Шагала нет места злу. Он, безусловно, был моральным человеком, видел зло, но его душа, эстетика, была далеко от происходящего на земле. Его мир – это полет над землей, – отмечает исследователь.

Не захотел посетить Витебск

Витебск занимает огромное место в творчестве художника. Он рисовал любимый город и через 40, и через 60 лет после того, как его покинул. И в этом тоже феномен Шагала. Но, когда появилась возможность, побывать на родине не сумел.

Марк Шагал 6_Над городом.jpg"Над городом" (1918). Одна из самых знаменитых картин Марка Шагала

– Марк Шагал побывал в 1973 году в СССР. Был в Москве, в Ленинграде. Ему дарили массу цветов – и однажды он увидел среди них василек. И это вызвало огромный эмоциональный всплеск у художника – ведь этот белорусский василек он рисовал всю жизнь. Естественно, ему предложили побывать и в Витебске. Но не получилось. Официальная версия – Шагал простудился на гостиничном балконе и не смог поехать. Скорее, он не поехал Витебск, чтобы не разрушать сказку своего города, миф, с которым он жил всю жизнь. Ведь город уже был совсем другим, не тем, который он любил. И, думаю, он сделал правильно, – отмечает Игорь Углик.

Знал цену своим картинам

Несмотря на нереальные картины и магию полета, в реальной жизни у Шагала мистики не было.

Марк Шагал 7.jpgМарк Шагал. Фото с сайта artsper.com

– Марк Шагал был прагматиком и достаточно рациональным человеком в реальной жизни. Он умел считать деньги, стремился зарабатывать и знал цену своим картинам. Он не бедствовал, как, например, Модильяни и множество французских художников. В нем сочеталась романтика полета и рационализм. Похоже, это особенность его богатой натуры, – говорит Игорь Углик.

Легенда о смерти

По широко распространенной легенде, гадалка предсказала Марку Шагалу, что он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет в полете.

Марк Шагал 8_Белла.jpgМарк Шагал рисовал свою жену Беллу множество раз: известно более ста работ, на которых он ее изобразил

И действительно, в жизни художника была необыкновенная Белла, которую он считал своей музой. После ее смерти Шагал был женат на Вирджинии Хаггард, которая родила ему сына, а потом сбежала с фотографом, и Валентина Бродская, которая оставалась с ним до самой смерти. А умер художник… в лифте своего дома, в движении. В возрасте 97 лет.

Правда, Игорь Углик скептически относится к истории про "гадалку".

– Я не очень уверен в предсказаниях гадалок, которые появляются после того как событие произошло. Да и в жизни Шагала мистики было немного. Так что это, скорее всего, красивая легенда, – считает он.

Никогда не называл себя белорусом

Беларусь дала миру значительное число художников-эмигрантов, которые сделали себе имя за рубежом. Парижская школа – пример тому. Но никто из них так не любил и не помнил родину, как Шагал – Витебск. Но, при этом, он ни разу не назвал себя белорусом.

– Я внимательно перечитал все письма и заметки Марка Шагала – и ни разу он не употребляет слово белорусский или Беларусь, – говорит эксперт.

Марк Шагал 9.jpg

Да и после смерти художника его поделить не могут. В русскоязычной версии "Википедии" он представлен как "русский и французский художник", в англоязычной – как "белорусский и французский", во французской – как "родившийся в Беларуси художник, натурализовавшийся во Франции". "Википедия" на иврите представляет его как "франко-белорусско-еврейского художника". Но в целом – это был художник мира. Менявший наш мир и создавший свой – с его чудесными полетами, гуманизмом и чувством сказки.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.