Первые электростанции появились в Беларуси в конце XIX века. И, пожалуй, именно появление электричества стало ключевым событием того времени, кардинально изменившим – в лучшую, естественно, сторону – жизнь наших предков. О наиболее интересных бизнес-проектах, благодаря которым в квартирах появились телефоны, а на улицах – электрические фонари, поговорили с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.
Андрей Киштымов
Это двенадцатая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна).
"Доэлектрическая" эра: бизнес на стеарине и керосинках
Коммерческие проекты, связанные с освещением, стартовали в Беларуси задолго до строительства первой электростанции. Сначала бизнес делали на свечах – после изобретения стеарина. До него богатые дома освещались восковыми свечами, бедные – в лучшем случае жировыми свечами или вовсе лучиной.
–- Все изменилось в XIX веке. Химики открыли возможность из животных жиров получать стеарин и парафин. Из них получалась продукция совершенно иного качества. И белорусские бизнесмены довольно быстро поняли "фишку" и начали инвестировать в производство свечей, – рассказывает Андрей Киштымов.
Иметь свой свечной заводик было несбыточной мечтой отца Федора из "12 стульев"
Одним из самых известных и лучших (не только в Беларуси, но и во всей западной части Российской империи) был свечной и мыловаренный завод, построенный варшавским купцом Боте в Пинске. Завод открылся в 1850 году и быстро стал лидером отрасли.
– На этом предприятии трудилось около 100 работников, ежегодно оно производило около 10 тыс пудов (160 тонн) стеариновых свечей и 5 тыс пудов (80 тонн) мыла. В качестве сырья использовался говяжий жир, который, в основном, поступал из Украины водным путем, – говорит историк белорусского предпринимательства.
Следующим этапом стало изобретение и повсеместное использование керосиновых ламп. Которые были более безопасными, нежели свечи. И именно использование керосинок по всему миру привело к развитию нефтедобычи – керосина надо было очень много! При этом бензин считался побочным продуктом и просто сливался на землю. Именно в эти времена сделали свое состояние Рокфеллеры, поставлявшие керосин по всему миру, чуть позже конкуренцию им составили братья Нобели из Швеции (включая того самого Альфреда, чье имя мы знаем по Нобелевской премии и изобретению динамита). Они основали "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель", которое вело нефтедобычу в Баку и Грозном. И, перед Первой мировой войной уже на равных конкурировали с Рокфеллерами.
Керосиновые лампы в фильме “Престиж”, события которого разворачиваются на рубеже XIX-XX веков
– В те времена нефть в Беларуси не добывалась, и белорусские предприниматели остались в стороне от самого "жирного" пирога. Но, тем не менее, на "керосинках" они тоже зарабатывали. Наши стеклозаводы выпускали стекло для керосиновых ламп, которое было весьма востребовано. Появились и свои изобретатели. Например, полковник Александр Аргамаков, инспектор классов в Полоцком кадетском корпусе, представил на выставке освещения в Санкт-Петербурге безопасные керосиновые лампы, изобретенные им. В качестве горючего в них использовались тяжёлые масла и нефтяные остатки. Самые простые лампы, предназначенные для деревень, стоили 25 копеек, "продвинутые" – по 3 рубля, – рассказывает Андрей Киштымов.
Почему на телефонных станциях работали только барышни?
Впервые с промышленным применением электричества в Российской империи в целом и Беларуси в частности познакомились в середине XIX века – в стране появился телеграф. Подряд на прокладку телеграфных линий получила немецкая фирма Siemens. Первоначально телеграф использовался для государственных нужд, позже и обычный человек мог отправить телеграмму.
– Появление телеграфа в корне изменило подходы к бизнесу: биржевые новости, сводки стоимости акций, информация по ценам стали приходить в белорусские губернские города оперативно. Это оживило рынок, – говорит историк белорусского предпринимательства.
Изобретатель Александр Белл демонстрирует работу самого первого телефона
Еще большим чудом стало появление телефона. Причем пришел он в Беларусь очень быстро – первая демонстрация телефона состоялась на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а уже в 1882-м (всего через 6 лет!) в гомельском имении графа Паскевича появилась своя телефонная линия.
– Что касается Минска, то первая телефонная сеть, появившаяся в 1890 году, была государственной. Она соединяла губернаторский дом с "присутственными" учреждениями, также к ней были подключены полицейские участки и пожарная часть, – рассказывает эксперт по истории бизнеса.
Вместе с телефонами появилась и новая профессия – телефонистка. Тот самый человек, которому в трубку кричали "Барышня, соедините с абонентом!".
– На телеграфе работали в основном мужчины. Но, когда их посадили на телефонные станции, выяснилось, что это плохая идея – они не выдерживали нагрузки и могли нагрубить клиенту. Поэтому там работали исключительно девушки, – объясняет Андрей Киштымов.
Появившаяся в конце XIX профессия телефонисток просуществовала почти 100 лет: еще во второй половине XX века они соединяли абонентов на "межгороде"
В телефонистки брали, естественно, стрессоустойчивых барышень ростом не менее 165 см (чтобы они могли дотянуться штекером до верхних гнезд телефонной станции). Они должны были быть незамужними – это было обязательным условием приема на работу, так как смены были круглосуточными. Посторонние разговоры на работе были, естественно, запрещены, а за малейшее опоздание на работу накладывался серьезный штраф: телефонная связь должна была быть надежной и устойчивой.
Телефонная станция общего пользования появилась в Минске в 1896 году. Изначально к ней было подключено 57 аппаратов, а общая протяженность телефонных линий составляла 12 верст (около 13 км). А к Первой мировой войне в Минске насчитывалось уже 888 подключенных абонентов!
– При этом телефон был очень дорогим удовольствием. Годовая абонентская плата составляла 75 рублей, если расстояние до центральной станции составляло не более 2 км и 90 рублей – если абонент находился дальше. За эти деньги в Минске можно было снимать 2-3 комнатную квартиру, – говорит историк белорусского предпринимательства.
Старинный междугородный коммутатор. Фото – Историко-информационный центр связи
Вскоре телефонные станции начали появляться и в других городах. Например, в Гомеле общественный телефон появился благодаря благотворительности графини Ирины Паскевич, отдавшей свою личную телефонную сеть в городское пользование. Позже ее только наращивали, подключая новых абонентов. А первый "межгород" был проложен между Минском и Борисовом.
Первая электростанция появилась в… деревне
Первая электростанция в Беларуси была промышленной и появилась на Добрушской бумажной фабрике благодаря усилиям многолетнего директора-распорядителя фабрики Антона Стульгинского.
– Оборудование для электростанции было закуплено в Германии и в 1889 году она заработала, дав освещение цехам и администрации предприятия. Также на электричество были переведены и бумагоделательные машины, – объясняет историк белорусского предпринимательства.
Стоит отметить, что в то время Добруш даже не имел статуса города, а был обычным фабричным селом.
Первая минская электростанция заработала 24 января 1895 года
Что же касается Минска, то городская Дума долго обсуждала вопрос введения электрического освещения, но, как правило, дальше разговоров дело не шло. Помог случай: военное ведомство продавало свое старое электрооборудование, находившееся в порту в Либаве (ныне – Лиепая). Оно было вполне рабочим и городские власти Минска закупили его. Так в 1895 году в городе заработала первая электростанция (находилась на берегу Свислочи, на месте центрального офиса Сбер Банка). 140 фонарей начали освещать улицы Минска, 80 ламп появилось в городском театре, лампочки загорелись в губернаторском доме, появился кинематограф (один из первых кинотеатров Минска назывался "Электро").
– Электростанция принадлежала городу и была муниципальной собственностью. И очень выгодной – примерно половину бюджета Минска в то время давала именно она, – говорит Андрей Киштымов.
Потом электростанции начали расти в Беларуси, как грибы после дождя. Перед Первой мировой войной их стало уже одиннадцать!
В 2017 году в Альбертине снова заработала ГЭС – первая частная гидроэлектростанция в Беларуси. Она снабжает электричеством дома в частном секторе
– Электрической "столицей" Беларуси стал Альбертин – промышленный пригород Слонима, – рассказывает Андрей Киштымов. – Именно там появилась первая в стране гидроэлектростанция. Ее построили представители династии предпринимателей Пусловских в своем имении. Более того, Пусловские так прониклись идеей электричества и поверили в нее, что рядом с электростанцией построили и электроламповый завод. Безусловно, это было отличным решением с точки зрения бизнеса – спрос на лампочки рос в геометрической прогрессии. Но вмешались обстоятельства: завод заработал в 1913 году, и вскоре начавшаяся Первая мировая война поставила крест на этом проекте.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.