Сколько стоило жилье премиум-класса в дореволюционной Беларуси и какую мебель могли себе позволить наши соотечественники в конце XIX века? О развитии бизнеса, связанного с недвижимостью и производством товаров для ремонта, поговорили в Смартэфире с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.

Жилишный вопрос 1_Андрей Киштымов.jpgАндрей Киштымов

Это одиннадцатая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна).

Арендное жилье для съезда РСДРП

Белорусские города во второй половине XIX века стремительно разрастались и все больше "понаехавших" специалистов и рабочих жило в арендных либо служебных квартирах.

– Спектр предложений на рынке жилья в крупных и не очень белорусских городах в то время был очень пестрым и рассчитанным на любую категорию населения. Чернорабочий мог снимать "угол", то есть обычное койко-место в каком-нибудь полуподвальном помещении, причем спать посменно с еще одним таким же бедняком. А топовые специалисты получали служебное жилье от работодателя, – рассказывает Андрей Киштымов.

Жилишный вопрос 2.jpgДом-музей первого съезда РСДРП в Минске. Здание сгорело во время Второй мировой войны и было восстановлено в 1948-м.

Процветала аренда жилья. Например, известный всем дом первого съезда РСДРП в Минске принадлежал Францишке Ржецкой и сдавался внаем. Четыре комнаты в нем арендовал Петр Румянцев, в гости к которому и съехались 9 делегатов съезда, провозгласивших о создании новой партии.

– Но вопрос не в партии, а в том что Румянцев, занимавший не самую высокую должность на Либаво-Роменской железной дороге (служил он контролером и был администратором среднего звена) мог позволить арендовать четыре комнаты в весьма приличном доме, располагавшемся в центре города, – подчеркивает историк белорусского предпринимательства.

panangin_1200_250.jpg

Но символом новой индустриальной эпохи стали доходные дома премиум-класса. В преимущественно деревянном Минске (только 15-20% домов было кирпичными или каменными, в основном административные здания) появилось полтора-два десятка многоэтажных каменных зданий, в которых квартиры сдавались в аренду. Некоторые из них сохранились и по сей день.

– Из сохранившихся до наших дней доходных домов того времени можно назвать здание на углу современных улиц Володарского и Кирова. Оно принадлежало сестре председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича Ядвиге Костровицкой. На первом этаже располагалось управление Либаво-Роменской железной дороги, а на всех остальных – сдававшиеся внаем жилые квартиры, – рассказывает Андрей Киштымов.

Жилишный вопрос 3.jpgТак сегодня выглядит некогда доходный дом Ядвиги Костровицкой (Минск, ул. Володарского, 26)

Недвижимость, как правило, страховалась – первое отделение страхового общества под названием "Саламандра" появилось в Беларуси еще в 1865 году. К концу XIX века всех губернских городах Беларуси и во многих уездных были уполномоченные больших всероссийских страховых компаний и контор. Доходные дома страховались практически в обязательном порядке и на них вешались жестяные вывески о том, что здание находится под защитой страхового общества.

Сколько стоило обставить квартиру?

Как и сегодня, стоимость аренды жилья в дореволюционной Беларуси зависела от количества комнат. Правда, тогда белорусы меряли квартиры другими мерками.

– Большой считалась квартира, в которой было не менее шести комнат. В губернских городах, как Минск или Витебск, годовая стоимость аренды такой квартиры составляла около 1600 рублей. В каких-нибудь Бабиновичах большую квартиру можно было снять и за 125 рублей в год. Но в Бабиновичах надо было еще найти клиента, готового снимать такие хоромы, – говорит Андрей Киштымов.

По его словам, Минск уже в те времена, хоть и не имел столичного статуса и формально был обычным губернским городом, уже стал самым дорогим с точки зрения недвижимости в Беларуси. Способствовало этому и центральное положение города, и удобные коммуникации – он стал крупным железнодорожным узлом.

Жилишный вопрос 4.jpgТак выглядела мебель в конце XIX века

Квартира, в которой насчитывалось от 4 до 6 комнат считалась "средней". Ну а те, в которых было меньше 4 комнат, считались маленькими.

Учитывая, что квартиры в доходных домах сдавались без мебели, их надо было еще обставить. Во что это обходилось и сколько стоили предметы домашнего обихода?

– Самый дешевый набор товаров для обустройства квартиры для молодой семьи из трех человек выглядел таким образом (данные – из реального документа): по 3 рубля – кровать и зеркало, по 2 рубля – диван, стол с выдвижным ящиком и стул. Шкаф стоил 5 рублей, комод – целых 8 рублей. Также 8 рублей стоили настенные часы и самовар. Подушки и постельное белье стоили 3 рубля, – приводит данные Андрей Киштымов.

Если же вы хотели обставить квартиру "по-богатому", то ценник, естественно, значительно вырастал. Например, шпонированный диван стоил 20 рублей, серебряные подсвечники – 40 рублей. Одним из атрибутов богатых домов были картины – они стоили от 50 рублей.

Спрос на мебель и мода на паркет

Урбанизация на стыке XIX-XX веков привела к повышенному спросу на мебель. А индустриализация – к тому, что столярные мастерские, производившие мебель "под заказ" были потеснены фабриками, которые начали выпускать стандартизированные кровати и шкафы. Но, при этом, безусловно, учитывали моду и тренды.

– Самой знаменитой в то время была мебельная фабрика в Бобруйске, которую открыл известный в городе столяр Владимир Осипович Матыскевич. Он начинал с изготовления пчелиных ульев и, похоже, именно на этом сделал стартовый капитал. В 1896 году он вместе с партнером Рудольфом Гонести открыл мебельное производство. О том, насколько высокого качества была медель, ярче всего говорит отзыв в прессе, появившийся после одной из Всероссийских выставок: "Экспонированная мебель и деревянная посуда из Бобруйска вызвали печальные размышления: почему же в Петербурге на Сенной продаются такие же предметы в безобразнейшем виде по своей работе по сравнению с прекрасной работой Бобруйска", - рассказывает историк белорусского предпринимательства.

Жилишный вопрос 5.jpgСтулья в начале XX века были настоящим произведением искусства. Мы это знаем из знаменитого романа Ильфа и Петрова “12 стульев”

В начале XX века в квартирах горожан появился и паркет, который до этого был атрибутом только богатых дворцов. Белорусские паркетчики снискали мировую славу: Надеждинская строительно-столярная и паркетная фабрика Василия Грешнера, располагавшаяся в деревне Урочище Речицкого уезда Минской губернии на парижской Всемирной выставке 1878 года была награждена серебряной медалью.

– Это было достаточно крупное производство с паровой машиной мощностью в 100 лошадиных сил. Работали на фабрике около ста постоянных рабочих, не говоря уже о временных. Ежегодно фабрика могла производить до 3000 квадратных саженей паркета (13,5 тыс кв.м., площадь двух футбольных полей). Кстати, Надеждинская фабрика, помимо "гражданского" паркета производила продукцию и для "оборонки", являясь поставщиком Брянского, Киевского и Петербургского арсеналов. Для военных производили деревянные лафеты для орудий, зарядные ящики, колеса для пушек, – говорит Андрей Киштымов.

Жилишный вопрос 6.jpgТак укладывали паркет в конце XIX века. Картина “Паркетчики” Гюстава Кайботта (1875 год).

Правда, просуществовала фабрика недолго – она была полностью уничтожена пожаром в конце XIX века.

Еще одним направлением бизнеса, которое расцвело благодаря урбанизации и появлению новых технологий, стало производство обоев. 

– Шпалеры и гобелены, которые украшали дворцы магнатов, обычные горожане позволить себе не могли, однако в XIX веке их более дешевый аналог – бумажные обои – стали обычным делом. Только в Минске работало четыре обойные фабрики с годовым производством на сумму от 100 до 300 тысяч рублей каждая. Первая открылась в 1892 году, а крупнейшей стала фабрика Кивы Мееровича Конторовича, основанная в 1894 году. На ее месте сейчас стоят цеха обувного объединения "Луч", – рассказывает эксперт.

Жилишный вопрос 7.jpg

О том, насколько успешно шли дела на обойных фабриках говорит тот факт, что именно на предприятии Конторовича появился первый в Беларуси грузовой автомобиль.

– Белорусские обои пользовались широким спросом как на местном рынке, так и в Центральной России, в Украине, на Кавказе. Наши предприятия заняли свою нишу в мире бизнеса и вполне успешно конкурировали с производителями из российских губерний, – подчеркивает Андрей Киштымов.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.