Вот уже 82 года, как потеряны следы главной белорусской духовной святыни – Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Все это время в той или иной степени активности розыском реликвии занимались сотрудники Комитета госбезопасности, историки, чиновники, журналисты. Было отработано несколько версий, развеяны легенды, но удалось ли приблизиться к разгадке тайны исчезновения Креста? Поговорили об этом с Иваном Юркиным, генерал-майором КГБ в отставке, который на протяжении всей службы несколько раз участвовал в розыске Креста, и теперь продолжает искать информацию о белорусской реликвии.
Предыстория исчезновения: Могилев-Москва-Уфа
C 1933 года Крест Евфросинии Полоцкой и другие музейные ценности, известные как "Могилевский сбор" хранились в комнате-сейфе Могилевского обкома партии, который размещался в здании бывшего земельного банка. В этом же здании с 1938 года находился партархив.
Ранее – здание Могилевского обкома партии и партархива. В настоящее время -Могилевский областной художественный музей им. П. Масленикова
25 июня 1941 года архивные документы были готовы к отправке. Автотранспортом даже не планировали эвакуироваться, да и где взять столько машин? Заказали вагоны и успели оплатить их.
"Партархив погружен в восемь вагонов, в 9-ый – партархив Могилевского обкома, дела и материалы Минского и Белостокского обкомов, некоторых районных комитетов западных областей БССР и несколько ящиков воинских частей", – пишет в своих воспоминаниях заведующий партархивом ЦК КП(б)Б Федор Попов.
Федор Попов
Можно предположить, что в ящиках были музейные ценности из комнаты-сейфа, а их мнимая принадлежность к воинским частям – это удачная маскировка.
Партархив сопровождали три работника архива с семьями: сам Попов, его заместитель Рай и инструктор Головач, также была охрана.
На приграничных белорусских станциях вагоны в Москву не пропускали без специального разрешения, поэтому путь до Москвы занял 10 дней. За все это время в воспоминаниях не зафиксировано никаких инцидентов и в Москве вагоны не разгружали, они были опломбированы и под охраной.
Управляющий делами ЦК ВКП(б) Крупин распорядился отправить белорусский архив в Уфу, куда он и прибыл 10 июля.
Уфа. Когда-то в этом здании был банк, теперь – музей
Благодаря записям Попова, мы можем точно отследить путь эвакуации из Могилева до Уфы. Воспоминания, написанные рукой Попова, обрываются в 4 главе, которая называется "В Уфе". Далее он планировал главы: "Реэвакуация", "Путь домой", "Возвращение в Могилев", "Восстановление партархива", "Подготовка к переводу в Минск".
К сожалению, Федор Попов ушел из жизни, не успев завершить мемуары. Несомненно, что, упоминая загадочные ящики в начале повествования, он планировал рассказать об их дальнейшей судьбе, потому что в Могилев они не вернулись в отличие от архива.
Следы белорусских сокровищ ведут в Уфу
Можно предположить, что именно в 1943 году ящики открыли. Несомненно, была комиссия, которая определила судьбу сокровищ. В "Могилевский сбор" попали совершенно разные экспонаты: живопись, предметы культа – иконы, Крест Евфросинии Полоцкой, Слуцкое Евангелие и изделия из драгоценных металлов, в частности, золото из раскопок Помпеи, серебряные печати, полученные Могилевом вместе с Магдебургским правом.
Широко известно, что именно с 1943 года первый секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Пономаренко упоминал Крест Евфросинии как реально существующее произведение искусства. Впервые после того, как музейные ценности оказались в комнате-сейфе Могилевского обкома партии.
Пантелеймон Пономаренко
Как бы то ни было, в Уфе достаточно много людей так или иначе соприкасались с партархивом, должны остаться следы!
Рассыпавшиеся версии
Долгие годы самой живучей была версия о том, что ценности из Могилева в первые дни Великой Отечественной войны эвакуировали в Москву на автотранспорте. Вторая версия – сокровища попали в руки немцев. Обе версии никаких документальных подтверждений не нашли.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны велось расследование об исчезновении сокровищ, но реальных результатов оно не дало.
– В конце 1970-х годов, начиная службу в органах госбезопасности, я опрашивал граждан, которые могли что-то знать о судьбе Креста и всех музейных ценностей. Иногда складывалось впечатление, что люди просто пересказывают то, что слышали от других, добавляя какие-то незначительные детали. При проверке свидетельств, нить розыска обрывалась либо мы вообще упирались в тупик, – рассказывает Иван Юркин.
Иван Юркин
Новый виток расследования начался в 1990-е годы. Вся появлявшаяся новая информация проверялась сотрудниками УКГБ по Могилевской области. Несколько человек утверждали, что машины с музейными ценностями попали под бомбежку и все сокровища закопали в таком-то месте. Сотрудники выезжали, проверяли, но ни сокровищ, ни следов их пребывания в земле не находили.
– Было несколько заявлений с указанием имен конкретных людей и обвинением их в присвоении музейных ценностей, – говорит Иван Юркин. – Все они тщательно проверялись, но ничего не подтвердилось.
Крест Евфросинии Полоцкой, в 1997 году воссоздал брестский мастер-эмальер Николай Кузьмич
Популярной была и версия о "западном" следе, якобы сокровища попали в фонд американского предпринимателя, коллекционера и мецената Джона Пирпонта Моргана, который славится своей огромной коллекцией произведений искусств. Она тоже отрабатывалась чекистами, приложили руки к этой части расследования профессор Адам Мальдис и Петр Кравченко в бытность министром иностранных дел Беларуси. По инициативе главы МИД Беларуси Крест Евфросинии Полоцкой объявили в розыск по линии Интерпола.
Церковная версия
– В 1995 году во время открытия в Могилеве Собора трех святителей там появились три иконы из тех, которые были в списке исчезнувших в 1941 году. Как только об этом стало известно могилевским чекистам, иконы исчезли из храма, – вспоминает Иван Юркин.
По данным справки УКГБ по Могилевской области, датированной 1999 годом, в храм все же вернулись две иконы из "Могилевского сбора". Но откуда они появились и подлинники это или копии, служители культа рассказывать не стали.
Собор трех святителей
Еще одна история связана с возвращением Слуцкого Евангелия 1581 года, которое тоже хранилось в комнате-сейфе. В 2003 году митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет официально представил Евангелие широкой публике.
Слуцкое Евангелие, факсимильное издание
По словам Митрополита, Евангелие ему передал один из священников Минского Свято-Духова кафедрального собора, а к тому оно попало от прихожанки в качестве благодарности за отпевание.
Если верить Википедии, то Евангелие с 1941 года находилось в семье прихожанки, которая не знала, какую ценность имеет фолиант. Опять же, неизвестно, где жила прихожанка и в каком храме служил священник, когда получил раритет.
В отличие от икон в могилевском храме, Евангелие прошло экспертизу, подтвердившую его подлинность.
Один из иконописных образов Евфросинии Полоцкой, держащей в руках Крест
По мнению белорусского историка Сергея Тарасова, Крест Евфросинии Полоцкой также сегодня может принадлежать церкви и, вероятно, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. И вот как он объясняет эту версию в своей книге "Еўфрасіння-Офрасіння-Афрасіння Полацкая. Яе час, яе крыж". С 1943 года наметилось потепление в отношениях церкви и светской власти. Чтобы подтвердить добрые намерения, церковным иерархам передали ранее отобранные здания церквей и некоторые предметы культа, реквизированные в пользу государства. И среди них могли быть многочисленные предметы этой категории из "Могилевского сбора". Правда, проверить эту версию пока не удалось: сам историк в ризнице Троице-Сергиевой лавры не был.
Из описи исчезнувших музейный ценностей, № 10 - Крест Евфросинии Полоцкой
Между тем, в конце 1990-х годов при Комитете по вопросам безопасности Союзного государства был создан штаб по поиску Креста Евфросинии Полоцкой, которым руководил Иван Юркин.
Фрагмент справки о мероприятиях по розыску Креста Евфросинии Полоцкой, утвержденной Иваном Юркиным
– Штаб направил запрос в Синод Московской патриархии с просьбой сообщить, находится ли у них Крест, – вспоминает Иван Захарович. Запрос остался без ответа.
Где сегодня находится Крест Евфросинии Полоцкой? Возможно, разгадка – в 1940-х годах
За годы розыска Креста Евфросинии Полоцкой разрабатывалось около десяти наиболее реалистичных версий. Некоторые, как уже отмечалось, не подтвердились. Над другими продолжатся работа. Остается много невыясненного касательно Слуцкого Евангелия.
По словам Ивана Юркина, особенно важно получить максимум информации о месте нахождения Евангелия за период более 60 лет. Ведь, возможно, там, где было Евангелие, был или есть Крест Евфросинии.
Крест Евфросинии Полоцкой, оригинал, изготовлен в 1161 году полоцким мастером Лазарем Богшей. Фото 1896 года. Слева - лицевая сторона, справа - обратная.
– Разгадку нужно искать в 1940-х годах. Теперь прилагаю усилия для того, чтобы восстановить судьбу ящиков, которые не вернулись в Могилев вместе с партархивом. Помогает мне в этом Союз писателей Беларуси, пытаясь заинтересовать темой поиска нашей реликвии коллег из Уфы, – говорит Иван Юркин. – Нужно все версии проверять, потому что иногда в самый доскональный план вмешивается случай и меняет ход событий. На 99% уверен, что Крест, как и другие экспонаты "Могилевского сбора" находятся в России, но есть и версия о том, что в музее была копия Креста, а подлинник монахи успели спрятать перед реквизицией в 1921 году. Вот поэтому я не исключал бы и самые фантастические варианты.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.