В это тяжело поверить, но в XIX веке Беларусь стала одним из металлургических центров Российской империи. Правда, всего на несколько десятков лет, но отечественные металлурги успели вписать свое имя в историю отрасли. О том, как создавались литейные производства на территории нашей страны, поговорили с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.

Белорусская металлургия 1_Андрей Киштымов.jpgАндрей Киштымов

Это восьмая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер". 

Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна).

"Болотное железо" как основа бизнеса

Несмотря на то, что Беларусь и близко не может конкурировать с залежами железных руд на Урале или на украинском Криворожье, металл ковали на территории нашей страны издревле. В ход шла так называемая "болотная руда" - бурый железняк, которые добывали на болотах.

Белорусская металлургия 2.jpgТак выглядит "болотная руда"

Добыча была тем еще квестом: вместо оброка на панских полях крестьяне вооружались шестом и шли в топкое болото, отыскивать пласты этой руды. Работа была тяжелой и смертельно опасной. Да и было той руды не так уж много. Но когда поиском занимаются тысячи людей – на плавильное производство насобирать можно. Стоит отметить, что залежи болотной руды в Беларуси можно отследить по топонимам. Увидите деревню Рудня (а их около 60 в нашей стране) – знайте, возле нее добывали руду.

Белорусская металлургия 3.jpg

Кстати, такой кустарный способ добычи руды и стал одной из причин того, что металлургия в Беларуси к началу XX века "заглохла".

– После отмены крепостного права в 1861 году стоимость добычи руды резко возросла, ведь этим промыслом занимались уже не крепостные, а вольные крестьяне, которым надо было оплачивать их труд, - объясняет Андрей Киштымов.

В Вишнево ковали оружие для повстанцев

"Пионером" металлургии как промышленного производства стал один из крупнейших землевладельцев на территории Беларуси второй половины XVIII века Иоахим Хрептович. Он известен, как реформатор, поэт и публицист. Но он был и бизнесменом и в 1780 году в одном из своих имений – усадьбе Вишнево (нынешний Воложинский район) основал первое в стране литейное производство.

Белорусская металлургия 4.jpgПримерно так выглядела домна в XVIII веке

– Безусловно, какие-то металлургические традиции в Беларуси уже были, наши предки плавили руду в примитивных домницах. Но Хрептович понимал, что впереди – железный век и металла нужно будет много. Поэтому он построил довольно большую домну их огнеупорного кирпича, позволявшую выплавлять металл в промышленных масштабах, - рассказывает историк белорусского предпринимательства.

В первые годы своего существования, металлургическое производство в Вишнево давало 600 пудов железа еженедельно (более 9,5 тонн). Домна каждые 40 недель останавливалась "на профилактику".

Белорусская металлургия 5.jpgИоахим Хрептович

– Изначально выплавлялся чугун, из которого путем перековки получали сталь – куда более востребованный и не такой хрупкий металл. Спрос был огромен – это и домашняя утварь, и оружие, декоративные (и не только) решетки для окон, памятные таблички, кресты и ограды на кладбищах… А во время восстания Тадеуша Костюшко именно в Вишнево ковалось оружие для повстанцев, - рассказывает Андрей Киштымов.

Рацлавицы.jpgОдин из эпизодов восстания Костюшко – битва под Рацлавицами (1794 год)

К этому времени на Урале уже вовсю развернулись Демидовы (династия уральских промышленников, владевших к середине XVIII века 32 “железоделательными” заводами) и металла там хватало. Вот только вставал вопрос логистики: железных дорог еще не было, на подводах возить металл с Урала в наши края было долго и дорого. Сплав по рекам тоже отпадал – водного пути с Урала в Беларусь нет. Поэтому металлургический завод в Вишнево некоторое время был фактически монополистом и процветал.

Белорусская металлургия 6.jpgПроизводственные постройки в Вишнево времен Иоахима Хрептовича. Возможно, некоторые из них относились к металлургическому производству

– Предприятие работало и при Речи Посполитой, и в Российской империи. Более того, в начале XIX века оно значительно расширилось. Появились фришерки – небольшие печи для переплавки чугуна в сталь, кузнечное производство – два молота с приводом от водяного колеса. В дело шло все, даже отходы металлургического производства – до сих пор сохранились постройки, стены которых украшает шлак. Увидеть его можно и в стенах часовни в деревне Вишнево, - отмечает собеседник.

Белорусская металлургия 7-1.jpgОстатки усадьбы Хрептовичей "Одровонж" в Вишнево

Однако, все же, с годами производство в Вишнево стало угасать. Умер Иоахим Хрептович, да и конкуренция выросла – домны стали появляться и в других регионах. А "переходящее знамя" лидера белорусской металлургии досталось Старинке. Сейчас в Вишнево ничто не напоминает о существовавшем здесь литейного производства.

Якоря для черноморского флота отливали в белорусской Старинке

Сегодня деревни Старинка, находившейся в Славгородском районе, не существует, как населенного пункта – после катастрофы на ЧАЭС там никто не живет. Некогда же здесь находилось известнейшее металлургическое производство.

– Пропойское имение (Пропойском ранее назывался Славгород), в которое входила и Старинка, в 1832 году купил отставной поручик Александр Иванович Бенкендорф – представитель младшей ветви всесильного семейства Бенкендорфов. Сначала он построил небольшую печь для переплавки чугуна – вагранку, затем домну, которая вскоре сгорела. Возможно, на этом история металлургии в Старинке и завершилась бы, но в Российской империи стартовала большая государственная программа по строительству Черноморского флота. Подряд на производство металла получил именно Бенкендорф и развернулся в Старинке вовсю – после получения солидных государственных инвестиций было построено огромное частное производство, - рассказывает Андрей Киштымов.

Белорусская металлургия 8.jpgТак выглядела железная дорога на конной тяге

Дело в том, что Старинка имела удобное географическое положение – она находится всего в десятке километров от Сожа, который, как известно, впадает в Днепр. Сплавлять металл к Николаеву и Херсону, где, собственно, и строился флот, было очень удобно. Бенкендорф даже построил первую на территории Беларуси железную дорогу на конной тяге протяженностью 6 верст – доставлять продукцию с предприятия на пристань. Правда, на конной тяге.

- Николаевщина, Херсонщина – это районы безлесной Украины, не говоря уже о Крыме. Поэтому черноморский флот строился из белорусского леса, который сплавляли по Днепру, и белорусского железа! А железа надо было много – якоря, цепи, различный металлический крепеж. Старинка получала заказы от Николаевского морского арсенала, - объясняет историк белорусского предпринимательства.

Белорусская металлургия 9.jpgЧастная коллекция якорей в Севастополе. Возможно, среди них есть и якорь, произведенный в белорусской Старинке

Позже Старинка стала получать заказы от Киевского, Брянского и Грузинского арсеналов, порохового завода в Шостке… В общем, небольшая белорусская деревня стала одним из центров российской "оборонки". Помимо непосредственно металла и изделий из него, на предприятии стали производить и паровые машины – а это уже машиностроение. Таких производств полного цикла – от железной руды до сложного конечного продукта – и в современной Беларуси днем с огнем не сыщешь. На предприятии работало 70 рабочих, 500 чернорабочих, 98 подмастерьев и 30 учеников – это огромное, по тем временам, производство.

Русская эскадра на севастопольском рейде Айвазовский (1846).jpgКартина Ивана Айвазовского Русская эскадра на севастопольском рейде” (1846 год)

Когда закончился "золотой век" белорусской металлургии?

Взлет Старинки продолжался до 1860-х годов. А затем было отменено крепостное право и рентабельность производства резко упала. Но отмена крепостного права была не единственной причиной упадка белорусской металлургии.

– В середине XIX века произошел переход на плавку и получения железа с использованием каменного угля, кокса. Благодаря этой технологии объемы производства резко выросли и домна, плавившая на дровах болотную руду, проигрывала конкуренцию. Также нельзя упомянуть развитие железнодорожного сообщения – доставлять уральское железо в европейскую часть Российской империи стало значительно легче. И, наконец, с середины XIX века началась разработка Донбасса и там счастливо нашли друг друга железная руда из Криворожья и уголь Донбасса, - объясняет Андрей Киштымов.

Белорусская металлургия 10.jpgТак выглядит сегодня белорусская металлургия. БМЗ был построен в 1984 году – спустя два столетия после появления первой домны в Вишнево

Старинное белорусское железо сейчас можно увидеть в полуразрушенных старинных зданиях – оно использовалось, как арматура. Старинные металлические балкончики – это образец высокохудожественного литья. Навесы над входами, ворота на въездах в усадьбы (хотя, в большинстве своем они не сохранились – пошли на металлолом), подсвечники… Изделия, отлитые и выкованные белорусскими металлургами и кузнецами две сотни лет назад, сохранились. А вот сами производства остались в истории. В 1984 году был построен Белорусский металлургический завод, но работает он на "вторсырье" - переплавляет железный лом.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Telegram.