В это тяжело поверить, но в XIX веке Беларусь стала одним из металлургических центров Российской империи. Правда, всего на несколько десятков лет, но отечественные металлурги успели вписать свое имя в историю отрасли. О том, как создавались литейные производства на территории нашей страны, поговорили с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.
Андрей Киштымов
Это восьмая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна).
"Болотное железо" как основа бизнеса
Несмотря на то, что Беларусь и близко не может конкурировать с залежами железных руд на Урале или на украинском Криворожье, металл ковали на территории нашей страны издревле. В ход шла так называемая "болотная руда" - бурый железняк, которые добывали на болотах.
Так выглядит "болотная руда"
Добыча была тем еще квестом: вместо оброка на панских полях крестьяне вооружались шестом и шли в топкое болото, отыскивать пласты этой руды. Работа была тяжелой и смертельно опасной. Да и было той руды не так уж много. Но когда поиском занимаются тысячи людей – на плавильное производство насобирать можно. Стоит отметить, что залежи болотной руды в Беларуси можно отследить по топонимам. Увидите деревню Рудня (а их около 60 в нашей стране) – знайте, возле нее добывали руду.
Кстати, такой кустарный способ добычи руды и стал одной из причин того, что металлургия в Беларуси к началу XX века "заглохла".
– После отмены крепостного права в 1861 году стоимость добычи руды резко возросла, ведь этим промыслом занимались уже не крепостные, а вольные крестьяне, которым надо было оплачивать их труд, - объясняет Андрей Киштымов.
В Вишнево ковали оружие для повстанцев
"Пионером" металлургии как промышленного производства стал один из крупнейших землевладельцев на территории Беларуси второй половины XVIII века Иоахим Хрептович. Он известен, как реформатор, поэт и публицист. Но он был и бизнесменом и в 1780 году в одном из своих имений – усадьбе Вишнево (нынешний Воложинский район) основал первое в стране литейное производство.
Примерно так выглядела домна в XVIII веке
– Безусловно, какие-то металлургические традиции в Беларуси уже были, наши предки плавили руду в примитивных домницах. Но Хрептович понимал, что впереди – железный век и металла нужно будет много. Поэтому он построил довольно большую домну их огнеупорного кирпича, позволявшую выплавлять металл в промышленных масштабах, - рассказывает историк белорусского предпринимательства.
В первые годы своего существования, металлургическое производство в Вишнево давало 600 пудов железа еженедельно (более 9,5 тонн). Домна каждые 40 недель останавливалась "на профилактику".
Иоахим Хрептович
– Изначально выплавлялся чугун, из которого путем перековки получали сталь – куда более востребованный и не такой хрупкий металл. Спрос был огромен – это и домашняя утварь, и оружие, декоративные (и не только) решетки для окон, памятные таблички, кресты и ограды на кладбищах… А во время восстания Тадеуша Костюшко именно в Вишнево ковалось оружие для повстанцев, - рассказывает Андрей Киштымов.
Один из эпизодов восстания Костюшко – битва под Рацлавицами (1794 год)
К этому времени на Урале уже вовсю развернулись Демидовы (династия уральских промышленников, владевших к середине XVIII века 32 “железоделательными” заводами) и металла там хватало. Вот только вставал вопрос логистики: железных дорог еще не было, на подводах возить металл с Урала в наши края было долго и дорого. Сплав по рекам тоже отпадал – водного пути с Урала в Беларусь нет. Поэтому металлургический завод в Вишнево некоторое время был фактически монополистом и процветал.
Производственные постройки в Вишнево времен Иоахима Хрептовича. Возможно, некоторые из них относились к металлургическому производству
– Предприятие работало и при Речи Посполитой, и в Российской империи. Более того, в начале XIX века оно значительно расширилось. Появились фришерки – небольшие печи для переплавки чугуна в сталь, кузнечное производство – два молота с приводом от водяного колеса. В дело шло все, даже отходы металлургического производства – до сих пор сохранились постройки, стены которых украшает шлак. Увидеть его можно и в стенах часовни в деревне Вишнево, - отмечает собеседник.
Остатки усадьбы Хрептовичей "Одровонж" в Вишнево
Однако, все же, с годами производство в Вишнево стало угасать. Умер Иоахим Хрептович, да и конкуренция выросла – домны стали появляться и в других регионах. А "переходящее знамя" лидера белорусской металлургии досталось Старинке. Сейчас в Вишнево ничто не напоминает о существовавшем здесь литейного производства.
Якоря для черноморского флота отливали в белорусской Старинке
Сегодня деревни Старинка, находившейся в Славгородском районе, не существует, как населенного пункта – после катастрофы на ЧАЭС там никто не живет. Некогда же здесь находилось известнейшее металлургическое производство.
– Пропойское имение (Пропойском ранее назывался Славгород), в которое входила и Старинка, в 1832 году купил отставной поручик Александр Иванович Бенкендорф – представитель младшей ветви всесильного семейства Бенкендорфов. Сначала он построил небольшую печь для переплавки чугуна – вагранку, затем домну, которая вскоре сгорела. Возможно, на этом история металлургии в Старинке и завершилась бы, но в Российской империи стартовала большая государственная программа по строительству Черноморского флота. Подряд на производство металла получил именно Бенкендорф и развернулся в Старинке вовсю – после получения солидных государственных инвестиций было построено огромное частное производство, - рассказывает Андрей Киштымов.
Так выглядела железная дорога на конной тяге
Дело в том, что Старинка имела удобное географическое положение – она находится всего в десятке километров от Сожа, который, как известно, впадает в Днепр. Сплавлять металл к Николаеву и Херсону, где, собственно, и строился флот, было очень удобно. Бенкендорф даже построил первую на территории Беларуси железную дорогу на конной тяге протяженностью 6 верст – доставлять продукцию с предприятия на пристань. Правда, на конной тяге.
- Николаевщина, Херсонщина – это районы безлесной Украины, не говоря уже о Крыме. Поэтому черноморский флот строился из белорусского леса, который сплавляли по Днепру, и белорусского железа! А железа надо было много – якоря, цепи, различный металлический крепеж. Старинка получала заказы от Николаевского морского арсенала, - объясняет историк белорусского предпринимательства.
Частная коллекция якорей в Севастополе. Возможно, среди них есть и якорь, произведенный в белорусской Старинке
Позже Старинка стала получать заказы от Киевского, Брянского и Грузинского арсеналов, порохового завода в Шостке… В общем, небольшая белорусская деревня стала одним из центров российской "оборонки". Помимо непосредственно металла и изделий из него, на предприятии стали производить и паровые машины – а это уже машиностроение. Таких производств полного цикла – от железной руды до сложного конечного продукта – и в современной Беларуси днем с огнем не сыщешь. На предприятии работало 70 рабочих, 500 чернорабочих, 98 подмастерьев и 30 учеников – это огромное, по тем временам, производство.
Картина Ивана Айвазовского “Русская эскадра на севастопольском рейде” (1846 год)
Когда закончился "золотой век" белорусской металлургии?
Взлет Старинки продолжался до 1860-х годов. А затем было отменено крепостное право и рентабельность производства резко упала. Но отмена крепостного права была не единственной причиной упадка белорусской металлургии.
– В середине XIX века произошел переход на плавку и получения железа с использованием каменного угля, кокса. Благодаря этой технологии объемы производства резко выросли и домна, плавившая на дровах болотную руду, проигрывала конкуренцию. Также нельзя упомянуть развитие железнодорожного сообщения – доставлять уральское железо в европейскую часть Российской империи стало значительно легче. И, наконец, с середины XIX века началась разработка Донбасса и там счастливо нашли друг друга железная руда из Криворожья и уголь Донбасса, - объясняет Андрей Киштымов.
Так выглядит сегодня белорусская металлургия. БМЗ был построен в 1984 году – спустя два столетия после появления первой домны в Вишнево
Старинное белорусское железо сейчас можно увидеть в полуразрушенных старинных зданиях – оно использовалось, как арматура. Старинные металлические балкончики – это образец высокохудожественного литья. Навесы над входами, ворота на въездах в усадьбы (хотя, в большинстве своем они не сохранились – пошли на металлолом), подсвечники… Изделия, отлитые и выкованные белорусскими металлургами и кузнецами две сотни лет назад, сохранились. А вот сами производства остались в истории. В 1984 году был построен Белорусский металлургический завод, но работает он на "вторсырье" - переплавляет железный лом.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.