Начавшаяся в воскресенье 22 июня 1941 война застала в Минске гастролирующих артистов из Москвы и Одессы. Минские же лицедеи были на гастролях или в отпусках. Как артисты выбирались из горящей после бомбардировок белорусской столицы и чем пытались помочь фронту?
МХАТ: кто возместит убытки из-за сорванных гастролей?
На сцене Дома Красной армии (ныне Дом офицеров) 22 июня МХАТ давал утренний спектакль. В некоторых мемуарах пишут о том, что во время спектакля на сцену вышел военный и объявил, что на СССР напали фашисты, призвал не паниковать и уверил, что враг будет разбит на своей территории.
И хотя торжественное открытие Комсомольского озера отменили, все остальные развлекательные мероприятия проходили в тот день, как и планировалось. В парке им. Горького – массовые гуляния, в театрах – вечерние представления.
Последний спектакль актеры МХАТа дали в Минске 23 июня.
Дом Красной армии, 1940 год
На следующий день Минск подвергся чудовищной бомбежке. Город горел. В бомбоубежище ДКА искали укрытия актеры из Брестского театра – их рассказ о том, какие идут ожесточенные бои и как быстро продвигаются захватчики по территории СССР, потряс москвичей. Еще день назад они думали, кто возместит убытки из-за сорванных гастролей, теперь была мысль только о том, как выбраться из Минска.
Руководство ДКА предоставило москвичам легковой автомобиль, грузовик и небольшой автобус. Транспортом отправили актеров старшего поколения и женщин. Мужчины выходили из Минска пешком.
Гостиница "Беларусь", 1940 год
А что же костюмы, реквизит МХАТовцев? Все это они заперли в одном из номеров самой в то время престижной гостиницы "Беларусь" (теперь - Crowne Plaza), куда их поселили на время гастролей.
29 июня труппа МХАТа добралась до Москвы.
Морских львов выпустили в Свислочь
До войны Минский цирк-шапито размещался в парке им. Горького. Здание на 1200 зрительских мест находилось на том месте, где теперь памятник Максиму Горькому. 22 июня 1941 года в цирке давали премьеру новой программы артисты московского цирка.
26 июня актеры МХАТа встретились с уходящими из Минска артистами московского цирка. "Со слезами на глазах те рассказали, что помещение цирка сгорело, почти все их дрессированные животные погибли под бомбами, лишь морских львов успели выпустить в Свислочь, да вырвались из конюшни цирковые лошади. Позже некоторые минчане видели их носящимися по горящему городу", – так описывает события Ирина Воронкова в книге "Двадцать второго июня, ровно в четыре часа. Минск и минчане в первые дни Великой Отечественной войны".
Уходили налегке, реквизит оставили в гостинице
В Минске гастролировал Украинский музыкально-драматический театр им. Октябрьской революции (теперь - Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В. Василько). Он выступал на сцене Белорусского государственного театра-1 (ныне театр им. Я. Купалы).
Здание БГТ-1 в годы немецко-фашистской оккупации
Одесситы также оставили реквизит в одном из номеров гостиницы, а сами, разделившись на группы, пешком выдвинулись из Минска. Кому-то повезло сеть на поезд в Колодищах, другие добрались до Могилева, который держал оборону до 26 июля 1941 года. Из Могилева украинские актеры добрались до Сталинграда.
БГТ-1 купил боевой самолет
Труппу Белорусского государственного театра-1 война застала на гастролях в Одессе. До 30 июня, когда в Одессе были запрещены все публичные выступления, актеры БГТ-1 (в Витебске был БГТ-2, в Гомеле – БГТ-3 - Прим. ред.) были разделены на несколько бригад. Они выступали в воинских частях, труппа дежурила в санитарной и пожарной частях, каждый вечер давала спектакль "Партизаны" по пьесе Кондрата Крапивы. Нередко во время спектакля звучали сигналы воздушной тревоги, тогда актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище.
Директор театра Фаня Адлер успела эвакуировать труппу в Москву, откуда ее направили в Томск, где 1 сентября 1941 года БГТ-1 открыл свой новый сезон спектаклем "Партизаны".
Фаня Адлер, директор БГТ-1 в годы войны
– Как и многие другие коллективы, театр сформировал фронтовую бригаду: первая под руководством Глеба Глебова в 1943 г., вторая под руководством Владимира Владомирского в 1944 г. Средства от части спектаклей на стационаре и на гастролях пошли на покупку боевого самолета. На его борту было написано "БГТ-1”, – это цитата из книги "История Купаловского театра. Эпоха – Город – Люди".
Труппа БГТ-1 в Томске, 1943 год
В 1942 году, когда стало известно о трагической смерти Янки Купалы в Москве, актеры БГТ-1 решили поставить спектакль "Паўлінка" и ходатайствовать о присвоении театру имени Народного поэта БССР. С тех пор идет традиция открывать театральный сезон "Паўлінкай", а имя Янки Купалы Первому Белорусскому государственному театру присвоили в декабре 1944 года.
Как прима белорусской оперы покидала горящий Минск
В июне 1941 артисты Белорусского театра оперы и балета находились в отпусках, многие проводили их в Прибалтике, Сочи, Крыму.
В первые дни войны директор театра Оскар Гантман чудом нашел две машины для эвакуации артистов, оставшихся в Минске. Однако водители уехали, не став ждать людей. В итоге артисты эвакуировались самостоятельно. Среди них была и прима белорусской оперы, Народная артиста БССР и СССР Лариса Александровская. Во второй больнице находился ее сын Игорь, которому 19 июня сделали операцию по удалению аппендицита.
2-я больница в Минске, 1940-е годы
"Минск горел, – продолжает свой рассказ Лариса Помпеевна, – налеты не прекращались. Вопросительными знаками взвивались возле моего дома трамвайные рельсы, рушились дома. Народ уходил… Куда идти?! В Москву! Швы не сняты (у сына Игоря – Прим.ред.), документов нет, денег тоже нет. Дом, в котором квартира, горит от бомбы. На мне только легкое платье, французские туфли на высоких каблуках и… орден Ленина (надела на всякий случай, уходя утром из дома)" – цитата из книги Ариадны Ладыгиной "Лариса Помпеевна Александровская Документально-театральный роман".
Лариса Александровская с сыном Игорем
Певица жила в Третьем доме Советов по нынешнему адресу Максима Богдановича, 23. Известно, что 24 июня в бомбоубежище дома спустились женщины с детьми и пожилые люди. В результате бомбардировки выход из укрытия был завален разрушенной частью дома, все находившиеся там люди погибли.
Третий Дом Советов, 1936 год
А Лариса Александровская вместе с сыном и родственниками пешком выбиралась из Минска. В Вязьме она пыталась искать своего мужа, уточняя у первых встречных, не известно ли им место дислокации его части. Очень быстро певица оказалась в штабе, где не верили в историю о поиске мужа. К счастью, среди офицеров оказался любитель оперы, который в подшивке газет нашел номер с публикацией указа о присвоении почетного звания и фото Александровской. Ее отпустили и даже подсказали, где остановились артисты МХАТа, мол, может, они вас подберут. И действительно, коллеги помогли: для Ларисы Помпеевны и Игоря нашлись места в легковом автомобиле.
Из Москвы Александровская отправилась в Алма-Аты, где собралась значительная часть труппы оперного театра. В годы войны театр работал в Горьком (ныне Нижний Новгород) и в Коврове Владимирской области. Была создана постоянная фронтовая бригада, в состав которой входила и Лариса Александровская.
Фронтовая бригада артистов Белорусского театра оперы и балета
В Минске здание театра фашисты превратили в конюшню и склад – в этой "роли" театр можно увидеть в сериале "Охота на гауляйтера". Здание было повреждено во время бомбардировок.
Здание театра оперы и балета в годы немецко-фашистской оккупации
После освобождения столицы коллектив вернулся в Минск, а в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы Евгения Тикоцкого "Алеся".
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.