Предупреждаем: в каждой точке маршрута понадобится воображение, ведь от многих храмов не осталось и следа, а на их месте … парки, тротуары и пиццерии.
Минск за свою почти 955-летнюю историю лишился десятков храмов. Причины - разные: время, войны, коммунизм. Не судить прошлое, а вспомнить места, где располагались маленькие и величественные церкви и костелы, предложил накануне Рождества историк Павел Королев.
Первый храм Минска 11 века
Предлагаем начать прогулку с исторического центра: замчища и самой древней христианской святыни города - Замковой церкви, которую стали возводить в начале 11 века. Ее фундамент найден при раскопках в 1949 году. Сегодня приблизительное место обозначено памятным знаком на набережной Свислочи сразу за зданием бывших “Трудовых резервов”. Очертания самого храма выложены красной плиткой.
“Большинство исследователей склоняется к тому, что храм не был достроен. В тоже время была надежда его достроить. Так можно объяснить тот факт, что фундамент был не разобран, а законсервирован – его перестелили. Также на этом месте были найдены захоронения, в том числе, могила женщины с длинной русой косой”, - здесь и далее комментарии Павла Королева.
Костел Архангела Михаила 1770 года
На пересечении нынешних улиц Революционная и Комсомольская историк рекомендует внимательнее смотреть под ноги. Здесь также красной плиткой обозначены границы католического храма в честь Архангела Михаила, который был частью монастыря. Память о святыне увековечили во время последней реконструкции квартала, ставшего пешеходным. Храм при жизни был деревянным, а фундамент - каменный.
“Храм возведен на средства жены Хорунжего-Стацкевича для монахов-бенедиктинцев. Для ордена обязателен физический труд, у них был сад, они делали лучший кофе в Европе, сыр, ликер “Бенедиктин”, шампанское “Пьер Периньон”. После восстания 1863 года храм был закрыт, это была реакция на католиков, а через 20 лет - разобран. На месте монастыря позже появились жилые дома”.
Бенедиктинский костел св. Войцеха 16 века
Буквально квартал вверх и останавливаемся возле кинотеатра “Победа”. Левее, где сейчас Генпрокуратура, сначала находился кальвинисткий собор, а в 17 веке - костел и монастырь католического ордена бенедиктинок. В 1872 году здания перешли православной конфессии и стали Преображенским монастырем. По одной из версий, фрагменты стен и сводов использовались при строительстве в 1920 году клуба пищевиков им. Сталина - позже ставшего самым известным столичным кинотеатром.
“Владислав Сырокомля так говорил об этом храме: Внешний его вид, с мансардою и двумя довольно стройными четырехсторонними башнями, импонирует своею древностью, в особенности среди преимущественно современной застройки Минска, где как бы умышленно стирались черты прошлого”.
Костел св. Фомы Аквинского 17 века
На пересечении нынешних улиц Энгельса и Интернациональной, рядом с Дворцом Республики, находился Доминиканский костел, также при монастыре и католической семинарии. Храм в стиле раннего барокко с оборонными элементами (нередко в то время) был самым большим в Минске. Также после восстания Калиновского костел закрыли, отдали под склад, в годы Великой Отечественной войны он служил убежищем и принял удар бомбой. За поврежденный памятник архитектуры в 1945 году БССР получила контрибуцию от Германии, на эти средства храм законсервировали. Однако в 1950 году появился новый генплан столицы с памятником Сталина и парком - и Доминиканский костел взорвали.
“Минский воевода Петр Тышкевич дал разрешение на строительство костела. Храм был очень красивым. Его фундамент обнаружен при раскопках. Исследователи считают, что его можно восстановить, и он не будет затрагивать Дворец Республики. Также есть информация, что при раскопках на нижних ярусах нашли бойницы и захоронения людей с травмами. Есть версия, что это свидетельства войны 17 века, так называемой Неизвестной”.
Лютеранская церковь середины 19 века
По другую сторону проспекта Независимости, если смотреть правее от Александровского сквера, находился лютеранский храм. Сегодня на месте популярной пиццерии сложно его представить.
“В 1930 году его перестроили под детский кинотеатр, а после войны от здания ничего не осталось, на его месте стали строить главный минский проспект, появилась новая застройка”.
Покровская церковь 19 века и Архиерейский двор
Левее сквера, на прилегающей к Дому офицеров площади, в 18 веке находилось Архиерейское подворье, а на месте самого Дома офицеров - церковь.
“Она была закрыта при большевиках. И фактически ее объем был использован при строительстве Дома офицеров: не только фундамент, но и стены, их и сейчас можно увидеть, например, если заглянуть в бар”.
Вознесенская или Белая церковь конца 19 века
Находится на месте нынешнего министерства обороны Беларуси. Ранее там проходила довольно крупная Бело-Церковная улица.
“На этом месте, приблизительно в 14 веке, был Вознесенский монастырь. А затем при церкви был госпиталь и женское духовное училище. По поводу строительства Генштаба также есть версия, что здание надстроили”.
Казанская церковь 1914 года
Она находилась на пересечении нынешних улиц Мясникова и Советской. Средства на храм из красного кирпича в византийском стиле собирали служащие Московско-Брестской и Либаво-Роменской железных дорог. Сохранилось фото, где она буквально венчала проспект. Вероятно, поэтому и “мозолила” глаз. После революции 1917 года Казанский собор стал клубом железнодорожников. В мае 1936 года его взорвали.
“Советский диссидент Григорий Кударенко в своих воспоминаниях описывал, как взрывали храмы в Витебске и Минске. Он признавался, что взрывные работы были самыми доходными, деньги за них текли рекой в кассу батальона, а все запрошенные суммы “центр” одобрял без промедлений. Принимали работы по взрыву Казанского собора Червяков, Голодед и Гикало. Скоро все они покончили жизнь самоубийством”.
Церковь Рождества Иоанна Крестителя
Минчане уж точно знают здание Гидрометцентра на Московской, и почти никто о том, что рядом находилась православная церковь и кладбище. В 1930-х годах храм уже пришел в упадок, долгое время в скверике проглядывали надгробия, а потом их засыпали.
“В сквере возле Гидрометцентра собираются компании, люди элементарно не знают, что выпивают на кладбище. А ведь можно было бы поставить крест и обозначить, что здесь было. Это касается всех исчезнувших храмов - ради памяти. Есть энтузиасты, которые делают 3D-модели: в приложении можно посмотреть виртуальные объемные изображения церквей и костелов, они будто возвращались на свои места, только в 21 веке”.
Использованы архивные фото и материалы историка Павла Королева, многие из которых можно найти в его Telegram-канале.
Фото: Джейлан Сильванович
Автор: Лариса Абрамчук