"Беларусь: Русь Белая, Русь Чёрная и Литва": Что писали историки о Беларуси 30 лет назад

Что писали историки о Беларуси 30 лет назад, вспоминает депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Воронецкий: 

Спустя почти 30 лет вновь перечитал работу советского и российского учёного, профессора Е.Е.Ширяева "Беларусь: Русь Белая, Русь Чёрная и Литва", изданную в 1991 году ещё в СССР. Думаю, сегодня она может представлять особый интерес, и не только для нас, белорусов...

Беларусь Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах by Ширяев Е.Е. (z-lib.org)_Страница_002.jpg

Вот, в частности, некоторые его тезисы:

"Белорусы — народ с удивительной и трагической судьбой, трагической не только по количеству жертв на протяжении почти всей своей истории, но и в забвении своей самобытной культуры и языка, народ, дошедший в своем отношении к культуре прошлого до "национального нигилизма". Судьба белорусского народа удивительна потому, что, как немногий другой, он может гордиться своим прошлым, культурой, просвещением, искусством, демократическими институтами.

...Отнять историческую память и родной язык у многострадального народа стремились всеми силами могущественные соседи, в зависимости от которых он находился на протяжении последних столетий после утери своей государственности, которую имел в бытность первоначально Полоцкого княжества, затем Великого княжества Литовского (полное название - Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское) .

...Прежде всего следует иметь в виду, что понятия "Белоруссия" и "белорусы" прочно закрепились только со второй половины ХIХ в. До этого времени Белоруссию преимущественно называли Литвой, белорусов — литвинами в соответствии с именем балтско - славянских племен, заселявших в средневековье центральную (частично) и северо-западную часть Белоруссии...

Первым государственным образованием среди восточнославянских племен, если судить по карте 19, было Полоцкое княжество.

карта19.jpg

Оно возникло в конце первого тысячелетия н. э., еще до образования Киевской Руси. Полоцкое княжество сохраняло независимость на протяжении ряда веков и даже тогда, когда непродолжительное время входило в состав Киевской Руси, а также в состав Великого княжества Литовского. Это нашло отражение не только в летописях, но и на многих старинных картах (6, 7)...

карта6.jpg

карта7.jpg

Великое княжество Литовское образовалось на территории Белоруссии со столицей в городе Новогрудке в 1240 г. преимущественно в результате мирного слияния древнебелорусских и литовских княжеств. ...Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старобелорусский вплоть до конца ХVII в., затем его сменил польский. ...Великое княжество Литовское считалось славянским не только по языку и культуре, но и по преобладанию славянского населения. В ХIХ в. ход событий привел к смещению исторически сложившихся понятий и названий этнических территорий, населения. Так, бывшая этническая территория Жемайтия стала называться Литвой, а традиционный топоним "Литва", отождествляемый на протяжении предшествующих столетий с Северо-Западной Белоруссией (включая Виленщину), полностью утратил свое прежнее этноисторическое содержание.

карта москов.jpg

Многолетняя зависимость края от Польши и России привела к печальным результатам. Трудно назвать другой народ, так долго духовно и экономически подавляемый, нередко при участии своей же переродившейся аристократии и конформистов из среды интеллигенции. Многие выдающиеся деятели литературы, искусства, науки оказались вынужденными творить не на родном языке, а зачастую и жить не на родной земле, обогащая другие культуры, иногда не подозревая о своем белорусском происхождении, отождествляя свою национальность с гражданством той державы, под властью которой они находились (под польской — поляк, под русской русский)...

Подавление всего национального привело к расслоению народа по языку, культуре, религии именно потому, что этими властями насильственно насаждался свой язык и свои культурные ценности. Уже в средние века (особенно после Люблинской унии 1569 г.) среди наиболее просвещенной его части, главным образом среди образованного дворянства (магнатов, шляхты), наблюдается тенденция отхода от культуры и языка своего народа к культуре и языку противоборствующих влиятельных соседей. Это негативно сказывалось на развитии национальной культуры и в определенной степени на экономическом положении простого народа и по существу обрекало его лишь на внутреннее саморазвитие. В результате лучшие представители белорусской нации своими талантами обогащали культуру Польши - поэт Николай Гусовский (1470 - 1533), композитор Михаил Огинский (1765 - 1833), поэт Адам Мицкевич (1798 - 1855), ученый Игнатий Домейко (1801 - 1889), композитор Станислав Монюшко (1818 - 1872) и др., культуру России — русский первопечатник Иван Федоров (Федорович) (1510 - 1583), писатель и общественный деятель Симеон Полоцкий (Петровский-Ситнианович) (1629 - 1680), композитор Михаил Глинка (1804 -1857), видный дипломат, ученый, писатель Иосиф Гошкевич (1814 - 1875) и др. С некоторым основанием к ним можно отнести и Ф. М. Достоевского, белорусские предки которого были государственными деятелями в Великом княжестве Литовском. Их родовое имение находилось в с. Достоево Брестской области.

...Отмечая влияние белорусской культуры на культуру России, следует также сказать о большом участии белорусских архитекторов, изразечников, мастеров по интерьеру (особенно резчиков по дереву) в строительстве православных храмов в Москве и других городах, а также о первых привезенных в Россию из Белоруссии типографиях (в Новый Иерусалим, Кремль и другие места).

Однако ни Польша, ни Россия, перетягивавшие на свою сторону наиболее творческие силы народа и постоянно воевавшие между собой за его земли, не были заинтересованы, чтобы народ знал всю правду об истории этого края. Политика дезинформации и фальсификации истории достигла апогея благодаря усилиям польских националистов довоенной Польши и шовинистов периода сталинщины. Эта политика сводилась к тому, чтобы из белорусов сделать "иванов, не помнящих родства". Надо сказать, они преуспели в этом.

Только в последнее время начинает пробуждаться национальное самосознание у белорусского народа. Однако дух нации пребывает в состоянии подавленности и закрепощенности. И это народ со славным героическим прошлым! ...Дух свободы был присущ этому народу. В бытность старой государственности (в составе Великого княжества Литовского) он создал одно из самых демократических государственных образований в Европе...

Statut-1588.jpg

...Большинство деятелей науки, культуры и государственных деятелей княжества вышли из среды белорусских магнатов и шляхты, что для того времени было естественным, учитывая их возможности в получении образования. В отличие от простого люда (крестьянства, ремесленников) дворянство подверглось наибольшему влиянию польской культуры. Главная причина заключалась во введении с 1697 г. польского языка в качестве единого государственного. Эти административные меры польских властей преследовали цель быстрейшей полонизации белорусского населения путем распространения польского языка и польской культуры. Польский язык стал не только единым государственным, но и основным литературным. Это привело к тому, что знание польского языка считалось престижным и необходимым для всякого, кто стремился стать культурным человеком. Влияние языка, культуры и особенно насаждение католицизма на белорусских землях способствовало полонизации не только белорусского дворянства, но частично и крестьянства. Однако последние благодаря сопротивлению католической экспансии, а также вследствие ограниченных возможностей в получении образования (обучение велось только на польском) сохранили свой язык и культуру до сих пор практически по всей этнической территории Западной Белоруссии, включая Виленский район (Литовская республика), Белостотчину (Польша).

Несмотря на значительную полонизацию белорусского дворянства, нет оснований считать их поляками и тем более отрицать их белорусское происхождение...

Запрет на использование белорусского языка в официальном делопроизводстве не означал, что при этом остановилось развитие культуры на белорусской земле. Оно лишь замедлилось. Наука и культура продолжали развиваться на базе других языков. Еще до запрета языка многие белорусские культурные деятели пользовались наряду с белорусским и церковнославянским, латинским и польским языками. В сложившейся ситуации они перешли главным образом на польский язык. В этой связи следует особо подчеркнуть, что созданное культурными деятелями Белоруссии литературное наследие на латинском, польском, позднее на русском языках в области философской, социально-политической и правовой мысли, этики, эстетики, теологии, поэзии, прозы на протяжении ХIV - ХIХ вв., несомненно, составляет органическую часть белорусской культуры. Вопреки правде истории польская историография многих, кто писал на польском языке, отнесла к деятелям польской культуры. В определенной степени такие же тенденции имеют место и в русской советской исторической литературе и вообще в политике. При этом эти далекие от истины сведения прочно вошли в мировую историографию. Данный вопрос должен явиться объектом специальных исследований. Он нуждается в установлении истины и в доведении её до мировой общественности.

...Последствия первой мировой войны, приведшие к развалу мировых империй, способствовали образованию новых государств и, следовательно, перекраиванию границ. В ряде случаев в силу политической конъюнктуры некоторые государства получили границы не в соответствии с областью распространения своего этноса. Особенно это относится к соседям Белоруссии - экспансионистски настроенным державам. Оказавшись на перекрестке их военных дорог и в центре интересов, молодая Белорусская Народная Республика, образовавшаяся 25 марта 1918 г., естественно, не могла противостоять мощи этих держав. В результате, несмотря на свою лояльную внешнюю политику и демократическую программу внутреннего государственного устройства, она оказалась раздавленной и разделенной между державами, претендовавшими на её территорию. Советское правительство в угоду политической конъюнктуре (что отчасти было вынужденным) по договорам с воюющими державами северо - западную часть Белоруссии передало по Рижскому договору Польше и по договору от 12 июля 1920 г Литве (карта 47), восточная часть (включая Смоленск) присоединена к Российской Федерации.

 Лишь из центральной части была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика (карта 41).

карта41.jpg

Вторая мировая война внесла свои коррективы. Отвоёванный Советским Союзом от Польши ряд районов северо - западной части Белоруссии (Виленский район, г. Вильно) был передан Литовской Республике по договору от 10 октября 1939 г. между СССР и Литовской Республикой за предоставление права ввода в неё советских войск. Позднее по закону, принятому Верховным Советом СССР, о включении Литовской ССР в СССР от 3 июля 1940 г. по политическим мотивам отторгались от Белоруссии дополнительно ряд районов (Видзовский, Гайдуцишковский, Островецкий, Вороновский, Радунский). Дележ Белоруссии по политическим мотивам продолжался до конца второй мировой войны и закончился передачей Белостотчины с городом Белостоком Польше. Ни одна республика из пятнадцати, входящих в состав СССР, не подвергалась такому беспрецедентному для ХХ в. дележу территории, как Белоруссия...

При ретроспективном взгляде на Белоруссию поражает один факт: как эта многострадальная республика, перенесшая сталинский геноцид, мировую войну, принесшую колоссальные жертвы и разрушения, Чернобылькую катастрофу, поразившую треть территории, при тяжёлых экономических условиях, установленных центральными властями СССР для Белоруссии (из Белоруссии в общесоюзный центр начиная с 50-х годов выкачивается на 40% продукции больше, чем из РСФСР из расчета на душу населения), могла оказаться одной из наиболее развитых республик СССР и в промышленном, и в сельскокозяйственном отношении?!

Экономический уровень развития Белорусской республики заметно выше среднего по СССР. Объяснение этому феномену — трудолюбие и талант белорусского народа.

Перед белорусами, точнее, перед передовой общественностью стоит важнейшая общенациональная проблема — повышение национального самосознания народа, наращивание центростремительных сил к единству нации при консолидации с этническими общинами других народов, проживающих на его земле, в достижении полной свободы духовного развития для возрождения культуры, традиции, обычаев. Белорусский народ, как никогда раньше, нуждается в повышении интереса к культуре и истории своей республики, потому что только приобщение к культуре и стремление к знанию истории способны оказать благотворное влияние на развитие национального самосознания".

В предисловии к книге белорусский и советский писатель и учёный Алесь Адамович так отозвался о работе Е.Е.Ширяева: "...ему удалось благодаря серьёзному отношению к предмету своих изысканий... создать объективную по содержанию книгу, отражающую ту правду истории, которая долго и тщательно скрывалась от белорусского народа...". Обращаясь к своим соотечественникам, А.Адамович отмечает: "В эпоху разгула страстей, эмоций, не самых гуманных, очень важно нам, белорусам, сохранять чувство уравновешенности, достоинства, объективность и уважение к интересам и взглядам исторических соседей - ведь это всегда характеризовало и народ наш, и интеллигенцию. Книга Е.Е. Ширяева отличается доказательностью, документальной аргументированностью и при этом некатегоричностью. Она оставляет простор для обсуждения, согласования точек зрения, она интеллигентна и научная по тону, изложению.

Сегодня важна не только истина, но и то, как она излагается, какое лицо у этой истины: слишком устала страна от агрессивности, злобы. Давайте оставаться белорусами, какими нас знали всегда и знают близкие и далёкие соседи".

Валерий Воронецкий,
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь