Долгое время к апсайклингу – созданию новых вещей из бывших в употреблении или устаревших – относились несерьезно. Казалось, одежда из поношенных рубашек и джинсов – это андеграунд и студенческий креатив, и ее единственная ценность – в спасении вещей из мусорки.
Но, похоже, ситуация меняется. В России апсайклинг-одежда уже несколько лет как востребованное направление с заметными дизайнерами, работающими в этой нише: Хеленой Тадессе и Ромой Уваровым, брендами Soeurs, Pijmak и Dog Rose. А как дела с осознанной модой обстоят у нас? Может ли из уценки родиться крутой дизайн? Справедлив ли не самый демократичный ценник на такие вещи, учитывая дешевизну расходников? Поговорили об этом с основательницей белорусского апсайкл-бренда Galubka Татьяной Голубевой.
Дизайнер Татьяна Голубева в жилетке от собственного бренда
“Это перспективное направление”
Бренд Galubka из Бреста знаком белорусским модницам по сложносочинённым, многоцветным женским рубашкам и лонгсливам оверсайз кроя. Которые Татьяна, архитектор по образованию с опытом работы в Модном доме Papilio Алены Горецкой, собирает из трикотажа и мужских рубашек, купленных в секонд-хендах.
Читайте также:
Фэшн-апсайклингом девушка занимается два года, а собственное дело начинала с пошива нижнего белья и корсетов по индивидуальным меркам. Но давний интерес к винтажу и желание создавать уникальные, не тиражируемые вещи перевесили, и в 2023-м девушка отшила свои первые апсайкл-изделия.
– Еще лет пять назад я понимала, что это перспективное направление, – делится Татьяна. – Уже тогда начали появляться локальные апсайкл-бренды в Бресте, Минске. Я следила за ними, но ловила себя на мысли, что ничего из одежды, которую они делают, купить мне не хочется. Меня отталкивало ощущение "бабушкиных" вещей, перебор с пэчворком. Не нравилось, что ткани, из которых пошиты вещи, не всегда в хорошем состоянии. В то время я много работала на модных маркетах и вживую видела изделия от некоторых апсайкл-дизайнеров. Иногда покупательницы стеснялись их просто примерить.
"Просто сшить нечто из кусков одежды – это слишком примитивно"
Есть негласное правило среди профи в этой нише: настоящий апсайкинг – про оригинальный, аутентичный дизайн, иначе заниматься им просто нет смысла. В мире и так масса экологических проблем из-за переизбытка производства одежды, поэтому дарить вторую жизнь старым вещам надо так, чтобы их потом и правда носили – и носили с удовольствием.
– Когда я решила попробовать себя в этом направлении, мне хотелось, чтобы мои вещи выглядели как из бутика, а не так, будто их сделали на коленке, – вспоминает собеседница. – Да и просто сшить нечто из кусков одежды – для меня это слишком примитивно. Я довольно много заморачиваюсь с палитрой, слежу, чтобы в цветах не было дисгармонии. Мои изделия – оверсайз, и для создания силуэтности и многослойности я часто добавляю в конструкции свои фирменные завязки. И стараюсь свою одежду усложнять, добавлять съемные элементы, баски.
Это интересно и мне самой, и моим клиенткам: многие девочки возвращаются за новыми изделиями, и хочется предлагать им что-то еще более интересное.
Апсайклинг-одежда от Galubka
Хорошее состояние и качество тканей – в приоритете
Почти все "сырье” Татьяна покупает в секонд-хэндах, за исключением основ для лонгсливов: под них идут новые, “магазинные” футболки. По словам нашей героини, в секонд-хендах сложно найти футболки и трикотаж идеального качества, а вот с выбором мужских рубашек никогда не бывает проблем.
– Я не ставлю себе задачу найти именно новую вещь: смотрю на состав ткани и состояние. Стараюсь выбирать натуральное – хлопок, лен с небольшими примесями. Все это легко распознается даже на ощупь, – делится Татьяна.
За поиском вещей с качественным составом дизайнер увидела потенциал в хлопковых б/у скатертях – и поняла, что из них получатся отличные топы.
– Скатерти из натурального хлопка хороши тем, что отлично держат форму – а еще мне нравится ручная вышивка на поверхности. Летом из одной такой скатерти я пошила экспериментальный топ, а из остатков – косынки, чтобы дополнить образы для фото. Косынки я не собиралась выставлять на продажу – но неожиданно посыпались заказы и на них. За это мне и нравится апсайклинг: в нем есть творческий поиск, эко-подход, винтаж – и по итогу получаются уникальные, штучные вещи с историей.
Тот самый топ и косынка из скатерти
Лого на старых вещах: демонстрировать или прятать?
Иногда в секонд-хендах можно наткнуться на настоящие фэшн-сокровища – например, оригинальные изделия премиальных и люксовых марок. Этично ли оставлять лого именитого бренда, изделие которого стало апсайкл-вещью – дискуссионный вопрос, затрагивающий тему интеллектуальной собственности. И на него нет однозначного ответа.
– Как-то я сшила несколько корсетов из брендовых б/у поло от Gant, Ralph Lauren, Adidas, Lacoste, – вспоминает собеседница. – При публикации фото корсетов я эти бренды отметила. Почти никто из них не отреагировал, а Lacoste на публикацию пожаловались – и ее забанили. Мне показалось это странным. Я же не пытаюсь с ними соперничать, тем более, сейчас многие крупные бренды сотрудничают с апсайкл-дизайнерами, делают коллаборации. То, что из их старых вещей сделали корсеты, на месте маркетологов Lacoste я бы восприняла как плюс их продукту. Ведь это говорит о том, что этим поло сносу нет!
Корсеты из брендовых поло
Хорошо ли продаются такие вещи?
Как и многие апсайкл-дизайнеры, Татьяна отшивает свои изделия дропами, в каждый из которых входит по 5-6 вещей. И говорит, что последние дропы раскупались в течение суток.
– Это удобный формат работы прежде всего для запуска таргетированной рекламы в Instagram, – говорит наша героиня. – Ведь если давать рекламу на одно апсайкл-изделие, его быстро купят – а у тебя в запасе нет и никогда не будет партии точно таких же вещей. Новый дроп я анонсирую раз в две недели: несколько дней идет на подбор материала, неделя – на отшив, также нужно время на то, чтобы все это снять, смонтировать видео. Я никогда заранее не знаю, каким получится дроп: просто сажусь раскладывать материалы, которые собрала, как детали большого конструктора – и полагаюсь на художественное чутье.
Цена одежды Galubka – от 140 до 230 рублей. Татьяна признается, что когда ставила цену на первые изделия, боялась, что подписчики отреагируют в духе "набрала рубашек по три рубля, а ценник задрала..." Но таких комментариев не поступало.
– В если бы меня об этом спросили, я бы ответила: я ценю то, что создаю, – рассуждает девушка. – И время, которое я трачу на свою работу. Думаю, мои клиентки тоже понимают это.
Автор: Вера Рогатко, фото: Христина Лузай и личный архив героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.