Мила Игнатик – белорусский дизайнер украшений, чьи работы есть у Ланы Дель Рей, Ирины Хакамады, Юлии Меньшовой. Она делает украшения – серьги, броши, колье – из полимерной глины. Это уникальная патентованная техника японских мастеров, которая позволяет создавать почти живые невесомые изделия. Как Мила нашла себя, что преодолела и почему она может сказать: "Я пришла на эту планету, чтобы быть счастливой"?

Эта статья началась с банальной женской дилеммы: какое украшение подобрать к сдержанному вечернему платью на важный выход. Я сразу решила искать украшения наших дизайнеров, не масс-маркет. И в яблочко: потрясающей красоты небесно-голубые серьги идеально подошли к шоколадному платью. Невозможно было не узнать, кто делает такую красоту. Так я познакомилась с Милой Игнатик.
Детские поделки вместо слов и выбор без выбора
Мы встречаемся в светлой солнечной студии с окнами в потолке. На стенах – фото работ, на столах в разной стадии готовности будущие украшения. Мила рассказывает, что с детства обожала изостудию и всё, что можно было делать руками: лепку, рисование, папье-маше.







– Я помню, когда у нас была тема папье-маше, дома были заняты все тарелки! Папа однажды пришел с работы и ругался: "не с чего даже суп поесть, хоть тарелку мне верни! – вспоминает Мила и смеется.
В детстве Мила сильно заикалась после испуга. Три года почти не могла говорить – в школе писала, чтобы не отвечать устно. А через свои детские работы "говорила" с этим миром.
Мила Игнатик. фото Смартпресс
– До того как я нашла глину, я попробовала всё: и соломку, и вязание, и шитье. Хотела поступать в художественное училище, но родители мне предложили выбор без выбора: или я иду учиться на художника, но тогда вся семья будет условно "голодать", потому что холсты, краски – это дорого; или я остаюсь в гимназии, учусь и всем на всё хватает. Я выбрала второе. И да, я очень люблю своих родителей – они делали так, как считали лучше для меня.
Работы Милы в магазине дизайнеров белорусских украшений Belfashion в ТРЦ “Европа”, фото Смартпресс
“Я буду модельером!” – и воздух стал тягучим, как перед чудом
В семье считали, что "хорошая профессия – это бухгалтер, юрист, адвокат". А творчество – это про бедность. Поэтому Мила закончила технологический институт, работала в типографии, верстала книги, тексты. И все чаще ловила себя на мысли: "А вот бы сейчас порисовать... А вот бы пошить...".
– Когда осознала, что выбрала не ту профессию, поставила себе цель: за полгода найти то, чем хочет заниматься. Мне было 23 и я дала себе обещание: если ничего не найду, уйду в швеи. Буду шить, придумывать, создавать. А потом поняла – стану модельером!

И когда я сформулировала эту цель, началось волшебство. Воздух буквально стал тягучим. Казалось, вот-вот произойдет что-то важное. Я делала уборку дома и, как это часто бывает, зависла над журналами. У меня был "Космополитен", и там оставалась одна непрочитанная статья – про флористику, про лепку живых цветов – статья о школе Ольги Петровой в Москве. Это было как удар грома – мое!
Я жила этой мечтой. Это была моя первая взрослая поездка – в Москву, в другой мир. Я даже помню, как мы деньги прятали в лифчик – вдруг в поезде ограбят! У меня была бумажная карта Москвы, бумажный путеводитель.
Фото из личного архива Милы Игнатик
Девушка с коробкой глины в мужской семинарии Петербурга…
– Я пришла в студию, открыла дверь и говорю: "Здравствуйте, я Мила Игнатик, я из Беларуси".
Когда ко мне приходят девочки на мастер-классы, я всегда говорю: "Вы можете быть талантливыми, но лепка – это про количество часов. Это про повторение". Мне очень нравится фильм "Одержимость" – про барабанщика, который сидел с утра до вечера и просто играл. У меня – то же самое. Я леплю каждый день, но мастерство нарабатывается именно так.
Сначала у Милы ничего не получалось. Она до сих пор хранит первую работу ”Девочка на велосипеде” – как пример, с чего все начинают. Фото Смартпресс
Прямо при нас Мила за минуту сделала такую изящную розу. Фото Смартпресс
Работать с клеем лучше в маске: аллергия – частый спутник художников и ремесленников.
А тогда в Москве она училась работать по запатентованной технике японской академии DECO Clay Craft – лепке из японской полимерной глины. В составе этой глины – вода, тальк, целлюлоза. В разрезе она как пенопласт, но однородная, без гранул. Её называют зефирной или воздушной глиной. Она не требует запекания, не вызывает аллергию. Это патентованное производство. Именно эта глина, считает Мила, идеальна для создания украшений – твердая, прочная, живая, держит форму. Производится она только в Японии, оттуда летит на Гавайи, потом контейнерами через океан – в Европу, дальше: Турция – Москва – Минск. Настоящее путешествие.
Мила училась, ездила на семинары в Москву, Петербург. Вспоминает, что в Петербурге жила в костеле при мужской семинарии.
Мила Игнатик с основательницей DECO Clay Craft Academy Kazuko Miyai и Yukiko Miya. Академии DECO уже больше 40 лет. Фото из личного архива.
– Было холодно, осень, октябрь. Каменные стены, всё гудит эхом. Там только мужчины – будущие священники. А тут я – девочка с коробкой глины. "Что ты тут забыла?" Но это было невероятно интересно.
Я получила сертификат инструктора осенью 2011 года. Это было непросто. Нужно было сделать 20 работ. Все работы отправлялись в Японию на утверждение. Наши сенсеи – смотрели и выставляли оценку. Только после этого выдавали сертификат и право преподавать.
Венок, который до сих пор висит в мастерской, тоже был одной из экзаменационных работ.
“Мои букеты были слишком дороги. Я разобрала их на броши и продала за день”
– Когда я вернулась с сертификатом на право преподавания, случился кризис. Доллар сильно вырос. А мои букеты были дорогими. Один букет – $200-300. Найти заказчиков было сложно. И вот перед Новым годом я разобрала все букеты: сняла цветы со стеблей, переделала их в броши, заколки и пошла на выставку ремесленников. Это был фурор! Я продала всё за один день!
Тот самый первый Млын, фото из личного архива
Вечером пришла домой, до ночи лепила, сушила цветы на батарее, утром снова пошла. Та же история: всё купили, спрашивали, что за материал. Такого никто не видел. Вот так я стала дизайнером украшений.
Еще год Мила совмещала работу в издательстве и лепку: "Я лепила до двух ночи. Вставала в шесть – и шла на работу. После работы опять лепила. Это был азарт".

А когда уволилась, боялась сказать отцу. Призналась только тогда, когда встала на ноги: вела мастер-классы, открыла ИП, была зарегистрирована как ремесленник.
"Папа сказал: Ну ладно. Грошы есть? – Есть. – Ну и всё"
– Смешной момент был с бабушкой. У неё шесть внучек. Когда говорили, кто кем работает, она гордо говорила: "Лена – бухгалтер", "Катя – экономист". А про меня не хвастались. Я – дизайнер, и бабушка не понимала: "Ты шо? А зарабатываешь ты чем?" Но потом я сказала: "Бабушка, я ИП. Я директор". Она: "Ой, дырэктар..." – и сразу стало понятнее.

Лепила в роддоме, чтобы не подвести невесту
– В день родов я развезла 7 заказов. Посадила подругу на поезд, и мы пошли с мужем гулять. А вечером по пути в роддом я вспомнила, что… не отдала заказ невесте! А свадьба через неделю!
Мила лепила в роддоме, прятала под кроватью: “Боялась, что сейчас зайдет медсестра – и я получу люлей за глину в палате".
Тот самый венок невесты, фото из личного архива
Чтобы продолжать нормально жить и работать с маленьким ребенком, Мила нашла консультанта по сну.
– Наступил кризис: малыш будил каждые 40 минут. Муж страдал, я не высыпалась. А мне говорят: “До трёх лет будет так. Привыкай, у всех так”. А я – нет. Не хочу как у всех.
Результат всех удивил: малыш засыпал в 19:00, просыпался 1-2 раза на кормление – и дальше спал. "Мы могли оставить бабушку и пойти на свидание. Мы снова стали жить! Сон – это суперсила. У нас не было скандалов, переутомлений, истерик”.
С сыном. Фото из соцсетей Милы Игнатик
Лана Дель Рей надела мой венок. Я выложила пост и через 20 минут мне звонили из газеты
Первым признание Мила называет приглашение на Неделю моды больше 10 лет назад.
– Как раз на волне популярности была Лана Дель Рей, с её клипами, с этими шикарными венками. Мы с Олей Кучеренко делали совместный показ. Я создавала украшения, и финальным аккордом стала невеста с огромным венком.
А потом Лана Дель Рей приехала в Минск – и мы подарили ей этот венок. И она с ним сфотографировалась. Через месяц мне прислали эту фотографию. Я выложила в Instagram – и это была цепная реакция. Все мои подписчики – тогда их было около 3 тысяч – начали репостить. Знакомые, подписчики знакомых, их друзья: "Это сделали в Беларуси!" Все начали делиться. Уже через 20 минут мне позвонили из “Комсомольской правды”: "Мы хотим взять у вас интервью".
”Домашнее” фото Ланы Дель Рей с венком, фото из соцсетей Милы Игнатик
Мои клиенты – это мои менеджеры и мои пиарщики. Они везут мои украшения по всему миру. Например, серьги из рекламы Valentino оказались в Израиле. Стилист изначально купила их для себя. Ей заказали рекламу бренда Valentino, и она выбрала мои серьги. Прислала фото. Я сначала не поверила.
Серьги Милы в рекламе Valentino, фото из личного архива
Итальянский бренд, реклама снята в Израиле, съёмочная группа – интернациональная. И в кадре – серьги белорусского дизайнера! Это и есть раздвигание границ. А недавно Юлия Меньшова приезжала в Минск со спектаклем. Моя подруга, ее фанатка, предложила сделать для нее украшения. И я видела несколько раз в передаче у Юлии мои серьги-ракушки.
Серьги Милы у телеведущей Юлии Меньшовой, фото из личного архива
Венок Милы в рекламе британского бренда очков For Art's Sake, фото из личного архива
Для Ирины Хакамады сделали колье в форме петли. Ирина его назвала: "Колье Бесконечность".
Колье для Ирины Хакамады, фото из личного архива
Седа Каспарова в серьгах Милы Игнатик, фото из личного архива
“Я пришла на эту планету, чтобы быть счастливой”. Три принципа Милы Игнатик
Создавать то, что откликается, и не изменять себе. Творить, радовать женщин. Женщины – это про жизнь, про красоту, про созидание. Что бы ни происходило в мире, именно женщины продолжают создавать. Они готовят, воспитывают, лечат. Они – про добро.

Второй принцип – помнить, кто ты и зачем ты здесь. Я пришла на эту планету, чтобы быть счастливой.
Третий – делать только из любви и из ресурса. Я верю, что вещи ручной работы несут энергию мастера. Если мне плохо, если я не в ресурсе – я не сяду лепить. Просто не смогу. В такие моменты я убираюсь, еду к поставщикам, проветриваю голову. Но за творчество не берусь. Энергия, с которой ты создаешь, остается в украшении.

А сейчас своему шестилетнему сыну Мила говорит: "Есть люди, которые просто потребляют. А есть те, кто создаёт. Будь создателем".
Автор: Юлия Кочубей, фото: Елена Таборко и из личного архива Милы Игнатик
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.
