Наша психика предпочитает простые решения, поэтому мы так любим шаблоны, схемы и чек-листы. И это, пожалуй, одна из главных причин, почему сегодня соцсети заполнены контентом на тему типирования внешности, призванного помочь в подборе одежды, прически и макияжа. Что дает знание своего типажа? На чем базируются популярные системы типирования? И главное: подобные знания – база в построении уникального стиля или ограничение? Разбираемся в этом материале.
Какого ты сезона?
В цветотипирование мы “игрались” еще в девяностых-нулевых. Принципы подбора косметики по цветотипу в те времена можно было найти в любом женском глянце – или освоить на “квартирных” консультациях только-только появившихся в Беларуси “сетевиков”.
На самом деле концепция цветотипов – это переработанная классическая теория цвета Иоханнеса Иттена (все помнят его цветовой круг?), созданная еще в 60-х. В своей книге "Искусство цвета" Иттен связал цветовые палитры с сезонами, а дальше его идею развили имидж-эксперты – например, Кэрол Джексон в 1980-х.

Суть системы – в логике сочетаний оттенков с внешностью. Классическая теория делит людей на 4 цветотипа по временам года – весна, лето, осень, зима, исходя из теплоты или холодности образа, а также его контрастности и насыщенности. Позже концепция "разрослась" до 12 или 16 цветотипов (например, "мягкое лето", "яркая зима").
Самый простой способ определить свой колорит – применить маску Color Analysis Quiz в TikTok. Отвечаете на несколько вопросов с фото-примерами, и система выдает упрощенную палитру подходящих и неподходящих оттенков.

Также можно пройти несколько тестов-опросников или заглянуть в Pinterest, чтобы найти похожих на вас звезд (примеры запросов – "Сelebrity seasonal color analysis" или "Знаменитости по цветотипу внешности"). Дальше выясняем, какой цветотип у нее (или него) – ну а проблем с рекомендациями в том же Pinterest точно не возникнет.
Совет "Смартпресс": если видите тест на определение цветотипа без визуала – не тратьте время. Человеку из сферы, не связанной с художественной, будет крайне сложно отталкиваться от текстовых описаний оттенков кожи и определять, его вены на запястьях сине-зеленые или сине-фиолетовые.
Тело подскажет
Еще одна система типирования строится на геометрии тела, лица и "атмосфере" внешности в целом. Она должна подсказать, как выбирать силуэты одежды, форму стрижки и укладки. "Хэдлайнеры" направления – имидж-эксперты Дэвид Кибби и Двин Ларсон: их системами чаще всего пользуются стилисты-типажисты. Типирование по Ларсон считается доработанным вариантом работ Кибби. Но суть одна: в зависимости от роста, пропорций тела, степени мягкости или угловатости линий, каждого из нас можно отнести к определенному типажу. "Чистых" типажей по Кибби – 5, по Ларсон – 4, смешанных – 13 и 20 соответственно.
4 основных типа фигуры по Ларсон: гамин, романтик, натурал, драматик
Например, в обеих системах есть типаж гамин: это невысокие люди "мальчукового" телосложения с большим глазами, тонкими губами и угловатыми чертами лица. Или натурал: к ним относят людей с крупными, широкими и мягкими чертами, среднего и высокого роста. Если гаминам противопоказан оверсайз (в нем, согласно теории, этот типаж выглядит как ребенок в вещах из маминого шкафа), то натуралы, напротив, раскрываются в объемных свитерах или пиджаках с усиленной линией плеча.
Кроме того, у каждого типажа – свой психологический флер: драматики – утонченные и загадочные, романтики – женственные и чувственные и так далее.
На примере актрисы Скарлетт Йоханссон стилист-типажист Лида Сава показывает, как строгие линии “глушат” внешность романтика, а мягкие, струящиеся – наоборот, раскрывают ее
Если вы не обладаете "чистым" типажом, возможно, придется заморочиться с поисками своей индивидуальной комбинации. Самым скрупулезным рекомендуем обратиться к первоисточникам: например, изучить книгу Двин Ларсон "20 типов красоты" – там много схем и подробных описаний. Тем более что Двин – художница, и иллюстрировала свою книгу сама. Также есть смысл подписаться на стилистов-типажистов в Instagram: популярные эксперты в этой сфере – Лида Сава, Любовь Лорьян, Наташа Токарева. К слову, они подкованы и в вопросах цветотипирования. Ну и старый добрый Pinterest в помощь: вводите запрос в духе "типаж по Двин Ларсон" – и ищете материалы по своему варианту.
Ролевые модели
Суть современной теории архетипов – в определении личного месседжа, который вы транслируете с помощью своего образа. Как и предыдущие системы, эта – не новая: базу выдал ещё Карл Юнг в начале ХХ века. По Юнгу архетипы – это универсальные образы со своим набором характеристик, которые существуют в коллективном бессознательном. Идеи Юнга развила психолог Кэрол Пирсон, и, как итог, создала теорию о 12 архетипах, которые сегодня чаще всего применяют в разработке персонального имиджа или имиджа бренда.

Например, архетип “Правитель” призван транслировать авторитарность, “директорские” вайбы, уверенность в себе. Если это именно то впечатление, которое хочется производить, база гардероба – минималистичные костюмы в строгой палитре, с четкой формой плеч и идеальными лацканами. А если у вас творческая профессия, потенциально ваши архетипы – “Творец” или “Искатель”, и здесь уже свой подход к гардеробу, более свободолюбивый и креативный. Важно: один и тот же жакет для разных архетипов будет "работать" по-разному.
Чтобы определить свой архетип (кстати, “ваших” может быть несколько), понадобится проанализировать свои внутренние качества и профессиональные цели. Какую роль я выполняю в коллективе? Я вдохновляю или забочусь? Руководствуюсь логикой или эмоциями? Беру на себя ответственность или создаю атмосферу? Нелишним будет спросить о восприятии себя со стороны – например, у близких. Вопрос, который можно им задать: "Если бы я была персонажем фильма или книги, кто бы это был?" Это покажет, что в вас считывают другие.
Стилист Оксана Заклицкая показывает, каким может быть выбор белой рубашки для разных архетипов
Также можно обратиться к тестам, однако обычно мы знаем о себе достаточно, чтобы быстро найти среди архетипов свои. А дальше в помощь – Pinterest, книга "Герой и Бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов" Кэрол Пирсон и Маргарет Марк (если интересен более глубинный подход к вопросу) или разборы от стилистов. Например, в Минске оффлайн-встречи на тему поиска вектора стиля через архетипы проводит стилист Катя Ксензова.
Старт для создания образа – или рамки?
Однако быть отличницей в этих дисциплинах не обязательно. Почему? Объясняет стилист Мария Романова.
Читайте также:
"На третий день работы 100% новеньких сливаются". Поговорили со стилистом об изнанке профессии
– Типирование – неплохая вещь, если мы только-только начинаем разбираться со своей внешностью, изучаем азы, – рассуждает Мария. – Но важно понимать, что стоит за той или иной системой.
Стилист Мария Романова
– В вопросах определения цветотипа нужно знать, какой у нас подтон кожи и контрастность, а осень, лето или еще что-то – вообще неважно. У меня, например, теплый подтон и средняя контрастность. Это значит, что у лица я буду чаще выбирать теплые, не слишком насыщенные оттенки. Но как только я перекрашу волосы в темный цвет и не буду загорать года два – контрастность моей внешности повысится. А если накрашу губы красной помадой – сделаю тон кожи более прохладным. И всё, законы моего цветотипа уже не работают. К тому же все это актуально только для портретной зоны: ниже нее носим что хотим.
По типажу внешности я – драматик, и понимаю, что хорошо смотрюсь в длинных минималистичных одеждах. Но я не холодная и не отстраненная, какими описывают шаблонных драматиков, мой смех слышен на всю улицу. Если внешняя оболочка не сочетается с личностью, мы чувствуем диссонанс.

Та же история с архетипами: мы разные не только в разные периоды жизни, но и в течение дня. С близким человеком вы одна, с друзьями – другая. Я верю, что человек – как стакан с сотнями граней. И нужно понимать, из каких граней мы состоим, и уметь показывать и “одевать” каждую из них. А ограничивать себя одной ролью… ну нет. Вы же не только “Правитель”, вы еще и женщина, друг, маленькая девочка, которой надо на ручки. Почему случается выгорание? Мы привыкаем к одной роли, а в другую даже не заходим, потому что не знаем себя.
Типаж нас не определяет. Мы можем взять что-то из этой системы, но если использовать ее как рамки, можем почувствовать, что задыхаемся в них. Важно уметь работать с этим гибко.
Автор: Вера Рогатко, фото: pexels.com, книга “20 Types of Beauty”, Елена Таборко, соцсети
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.