В соцсетях – шопинг и тусовки, в жизни – смены по 18 часов и работа в ноль первые несколько лет. О реалиях своей профессии рассказала стилист Мария Романова: что на самом деле ждет мечтающих зарабатывать, одевая других, как стать экспертом, к которому стоят очереди из клиентов, и как выстраивала карьеру сама Мария – в этом интервью.

Стилист_1.jpgСтилист Мария Романова

Стайлинг – это про влияние

Когда мы приглашаем на интервью дизайнеров одежды, те обычно выбирают прийти на встречу "в своем". А что насчет стилиста? Она придет в строгом или нестандартном, демонстрирующем ее навыки? Это будет классика или "трендовые тренды"? Пока ждали Марию в редакции, набрасывали в голове варианты потенциальных образов. Все мимо. 

– Надела вещи, которые ношу каждый день, – признается собеседница. – Для себя стараюсь выбирать местные бренды – поддерживать локальную индустрию. Например, топ на мне – от Espireo, сумка – Mashkova. А сверху мне было важно надеть что-то мягкой формы: жёсткая создала бы между нами дистанцию. 


Оказывается, такими психологическими "штучками" буквально пропитана профессия стилиста. Мария рассказывает про "эффект одетого сознания" (dressed brain effect): это когда одежда меняет наши мысли и поведение. 

Стилист_2.jpg
– Возьмем двух человек. Одного оденем в деловой костюм, а другого – во что-то обычное. И первый покажется нам более серьезным и компетентным, чем второй. Это работает и в обратную сторону: человек надевает что-то строгое, формальное – и начинает чувствовать себя увереннее, у него улучшаются аналитические способности. Есть много исследований о влиянии одежды на людей. Стайлинг – это еще и про то, чтобы этим влиянием правильно пользоваться, и с помощью одежды выбирать, как нас будут воспринимать другие и как мы будем чувствовать себя сами. 

Работа стилистом – "во вторую смену"

Мария попала в стайлинг по прозаичной причине – "потому что плохо одевалась сама". 

– Но как человек, которому интересно погружаться в новое с головой, отмела курсы "для себя" и решила пройти полноценное профессиональное обучение на имидж-стилиста. Пошла в Школу стилистики Ирины Ильинской – настоящего мастодонта в этой сфере (ее Мария заканчивала в 2013-м, а сегодня сама там преподает – Прим. редакции). Объем знаний давался большой, и я рыдала над домашкой каждый день, совмещая обучение с работой в маркетинге. 

Стилист_3.jpg
После окончания курса мне написала популярный визажист – меня, как перспективного стилиста, ей порекомендовала сама Ирина. И следующие полтора года я работала на фэшн-съемках. Но из маркетинга не ушла. Я всегда честно говорю студентам: первое время стайлинг вас не кормит. Когда я слышу: "Я окончила курсы и работаю в ноль" – отвечаю, мол, не в минус же! Я ушла в эту сферу полностью только через 6-7 лет работы, а до того совмещала стайлинг с чем-то еще. 

Дальше была работа за рубежом, в компании Аси Мхиторян – с одеждой от Valentino, Maison Kitsune, Marni и других именитых брендов. Мария признается, что в этот период она училась понимать, как мыслят люди, которые все это покупают. 

Вернулась в Минск – ушла на ТВ: переодевать ведущих и героев телепроектов. 

Стилист_4.png
Стилист_5.pngМария на съемках

– В кадре все работает не так, как в обычной жизни, – объясняет собеседница. – Это был 2017-й год, и я училась всему по ходу дела: было некому подсказать, к примеру, как снимать образ во время проходки по торговому центру, а затем по улице (картинка-то не статичная, освещение везде разное). Не было еще у нас таких специалистов. В этой сфере я проработала 6 лет – бесценный опыт, который помог посмотреть на индустрию более объемно, глубинно.

"Стилист должен образовываться нон-стоп"

Сегодня, помимо преподавания, Мария дает мастер-классы для бизнеса, стилизует съемки и модные показы, одевает телеведущих и частных клиентов — в общем, охватывает все понемногу. И продолжает учиться. 

Стилист_6.pngОдна из последних работ Марии – стилизация совместного показа Lamoda и ЖК “Зеленая гавань” в рамках Brands Fashion Show

– Невозможно получить образование "когда-то" – и все на этом: стилист должен образовываться нон-стоп, – считает Мария. – Я стабильно раз в год обновляю знания: покупаю курсы, книги. Даже если ты откроешь для себя 1% нового с любого курса, его стоит купить. Недавно я обучилась прогнозированию трендов. Потратила деньги, потом выходные, чтобы пройти курс, – но это гораздо эффективнее, чем почитать в Vogue про 10 трендов года. Можно так не делать – но вопрос в том, сколько времени ты потратишь, пока получишь эти знания без помощи профи. 

Стилист_7.pngВ роли преподавателя

3 быстрых вопроса стилисту

Учиться на стилиста – это дорого? 

– Да, очень. За хорошие европейские курсы с обратной связью вы заплатите минимум €500. За топовое университетское образование – например, в Институте Марангони на английском языке – €10-12 тыс. (с учетом проживания, книг и всего остального). 

Как не ошибиться с выбором обучения?

На любых курсах вам в первую очередь дадут базу – и хорошо, если усвоите процентов тридцать. Начните хоть с чего-нибудь: разберитесь, как работают ткани, что делать с вашим типажом фигуры – и постепенно двигайтесь дальше. 

Кому не стоит идти в эту профессию? 

Прежде всего эгоцентрикам – людям, которым кажется, что мир крутится вокруг них. Тем, кто не умеет работать в команде – особенно, если мы говорим о работе на съемках. Тем, кому не интересно разбираться в психологии и в людях. И ни один бренд не захочет работать со стилистом, который хамит. 


Работа, которую не видно

Многие думают, что стилисты помогают собирать "модненький" гардероб клиенткам, ходят по вечеринкам, "пилят" красивый фэшн-контент в соцсетях и получают много денег. Видимо, отчасти из-за идеализации профессии Мария уже два года не может найти себе ассистента. 

– Беру девочек с курсов, которые на обучении говорили "мечтаем быть стилистами", на съемку или стилизацию показа. На третий день работы по 12-18 часов они говорят: это слишком тяжело, мы думали, будет проще. И 100 процентов сливается, ведь надо пахать – нарабатывать опыт, репутацию, имя. Это нормальная история, причем для любой профессии. И да, стилист не всегда выглядит "с иголочки": у меня есть куча фоток с бэкстейджей, где я выгляжу непрезентабельно, потому что моя задача – отпарить 25 комплектов одежды, а не блистать. 

Стилист_9.pngРабота на съемках

– Это стилист делает? 

– Конечно! И много чего еще: составляет и согласовывает мудборды (визуальная концепция-схема образов для показа или фотосъемки), забирает вещи из шоурумов, готовит их к съемке и привозит за 2 часа до начала, раскладывает все по лукам... А после работы на площадке – собирает вещи, развозит обратно. 

То же самое и с шопинг-сопровождением. Это не "мы пошли с клиентом по магазинчикам". За 2-3 дня до этого ты объезжаешь все торговые центры, изучаешь новые коллекции, продумываешь маршрут. Договариваешься с владельцами брендов, чтобы конкретно для тебя придержали какие-то вещи. Не факт, что клиент купит, но мы точно приедем померить. Бывает, нужно договориться с брендом, чтобы доставили что-то со склада и даже отшили конкретную вещь. Сам шопинг занимает 3-4 часа, но перед этим проделывается большая предварительная работа, которую не видит ни клиент, ни обыватель. 

Стилист_10.png

Что такое хороший стайлинг

Мария говорит, что есть стилисты, которые подходят к работе функционально: условно, подбирают трендовые кофточки-юбочки. А есть те, кто идет дальше и работает с личностью. 

– У меня была клиентка – управляющая крупного холдинга. Она молодо выглядела по сравнению с теми, кем руководила, и это было проблемой. Как мы ее решили? Мы не сделали ее Людмилой Прокофьевной, а собрали стильный, статусный гардероб, часть вещей из которого не могут купить ее подчиненные – это ведь тоже обозначение статуса. Кстати, это не вопрос больших денег: если знать, как работают вещи и материалы, можно за адекватную сумму одеться так, что все будут думать, что ты носишь люкс. 

Я стараюсь понять, кто он – мой клиент, задаю много вопросов. Что любит? В каких вещах чувствует себя супергероем? Какие у него планы на полгода? А на год? Хочет ли он бустануть карьеру? А может, он хочет встретить вторую половинку? Гардероб – это живой организм. Он должен отражать вас, но не только вас сегодня, но и задавать темп на ближайшее будущее. Одежда поможет достичь своих целей быстрее. И когда клиент спустя полгода работы со мной говорит – я стал зарабатывать х3, это и мой успех тоже.

Автор: Вера Рогатко, фото: Смартпресс, Алексей Рыбалко, личный архив собеседницы

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.