Считается, что модницы Минска – амбассадоры нормкора и нейтральных образов, а белорусские бренды одежды славятся в первую очередь качественной базой, а вовсе не самобытностью. Почему же мы одеваемся так, будто боимся привлечь лишний взгляд? Вместе со стилистом и имиджмейкером Снежаной Моцной поразмышляли над вопросами “национального стритстайла”.
Снежана Моцная – практикующий стилист-имиджмейкер, в прошлом дипломат с двумя высшими образованиями. Обучалась стайлингу в Минске, Москве и Милане. Сейчас преподает колористику в Академии имиджа I AM и проводит мастер-классы.
Что такое стритстайл, и какой он в Беларуси?
Есть веская причина, почему мы взяли выражение “национальный стритстайл” в кавычки: Снежана считает, что стритстайл – в его общемировом понимании – у нас только начинает формироваться.
Справка Smartpress
В модной индустрии под этим понятием прежде всего подразумевают “одежду города”: то, как люди выглядят в своей обычной среде – на улицах, в кафе, в транспорте. А еще стритстайл – это уличные шоу вокруг Недель мод “большой четверки” – Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа. Стилисты, инфлюенсеры и другая стильная публика собираются у площадок показов: продемонстрировать луки и попасть в объективы фотографов, а затем – в подборки Vogue, The Cut и W Magazine.
– Чтобы индустрия моды развивалась, в нее нужно вкладываться – как в любую другую индустрию. А мы пока закрываем базовые потребности: траты на здоровье, образование, еду, жилье. На моду остается то, что остается, – рассказывает Снежана. – Поэтому Минск в плане стритстайла – это не Милан и не Копенгаген. И даже не Москва. Но я не хочу и не буду ругать за это белорусов. У нас совершенно другой уровень достатка.

Тем не менее в Минске всё равно много стильных ухоженных девочек. Например, в ТЦ “Замок” на шопинге я часто вижу людей в крутых образах от дорогих западных брендов. Но по улицам они не гуляют – они передвигаются в основном на авто. А, например, в моем окружении за модой следят все – даже те, кто не претендует на звание икон стритстайла... хотя, возможно, это профессиональное.
“Вкус формирует то, что мы видим вокруг, а белорусы росли на полутонах”
Почему же у нас так мало смелых фэшн-экспериментаторов и в почете в основном лаконичные, базовые луки? Снежана считает, что отчасти это пережиток советского воспитания. “Не выделяйся”, “будь как все” для белорусов, особенно старшего поколения, – это практически мантра. Кроме того, есть тенденция следить за одними и теми же локальными инфлюенсерами, а они, в свою очередь, собирают похожие образы и рекомендуют практически одно и то же – хоть и очень стараются.
Среди белорусских модниц стилист отмечает Натали Роше и Екатерину Сыцевич
Но есть и более глубинная причина.
– Я думаю, играет роль и визуальный контекст, в котором сформировалась нация. Беларусь – это не тропики и не Средиземноморье. У нас нет буйства красок и экзотических форм. Национальный символ василёк – такой скромный цветок! Целые поколения белорусов жили среди плавных ландшафтов полей и лесов, в полутонах, а вкус формирует то, что мы видим вокруг каждый день. Сравните нейтральные белорусские пейзажи с колоритными итальянскими или латиноамериканскими – разница колоссальная. Поэтому и у итальянцев, и у латиноамериканцев будет совсем другая насмотренность – и тяга к одежде в другой эстетике.

Из этого вытекают и наши фэшн-реалии: белорусские бренды подстраиваются под такого потребителя и не спешат предлагать что-то “вау”. Потому что понимают: придут те, кто ищет простое, немаркое, серенькое, черненькое, синенькое. А даже если и хотят предложить, мало кто рискнет, тем более на старте своего пути. Ведь шансы, что изделия “не для всех” раскупятся, невелики.
При этом, отмечает эксперт, в Беларуси есть и аудитория, которая хочет одеваться иначе и ищет что-то нестандартное. Эта аудитория потихоньку растет – и наши бренды на нее начинаются откликаться.

– Я часто бывают с клиентами и студентами в Dana Mall, и вижу, как меняется We Are (пространство локальных брендов), – делится наблюдениями Снежана. – С каждым годом ассортимент всё интереснее: посмотрите, какие классные вещи делают, к примеру, The Suitter и Krirate.
Одежда The Suitter
Разбираем луки гостей модных показов
Переходим к практике и предлагаем Снежане оценить фэшн-вовлеченную публику и людей, причастных к белорусской моде, “в полях”. Для этого мы подготовили подборку фото с образами гостей с показов Brands Fashion Show и Fashion Fabrique, которые прошли этой осенью. Вот часть фото, которые мы показали эксперту.




Среди гостей, образы которых отметила стилист, – девушка в платье от бренда Klimanskaya: “Очень правильно, как подчеркнуто женственный силуэт обыгран высокими сапогами”. Хороши, по ее мнению, луки дизайнеров украшений Вовы Фрака и стилиста Илая. А “один из самых классных образов” – у светского блогера Кристины Джунько.
Гостья в платье от Klimanskaya, Вова Фрак, Илай и Кристина Джунько
Популярная формула образов гостей на обоих мероприятиях – юбка, платье или брюки плюс накинутый сверху пиджак. Эксперт комментирует: это рабочий прием, если надо подкорректировать нюансы фигуры (девочки, берем на заметку). Возможно, часть гостей руководствовалась этим, выбирая что надеть на выход.


Что насчетов аутфитов “с перчинкой”? “Отлично! И чулки, и декольте с мини с обувью на высоком каблуке на мероприятии такого формата – это уместно: они же не на родительское собрание пришли. К тому же качество тела решает – а с этим у девушек на фото всё в порядке”.

Переходим к самым эпатажным образам гостей Fashion Fabrique – руководителя Belarus Fashion Art Week Ивана Короткевича и дизайнера Алены Ацапкиной. Снежана: “Это смело – и органично мероприятию. Ребята, очевидно планировали затмить всех, – и у них получилось”.
Образы Ивана и Алены на Fashion Fabrique
– Хотя встречались и интересные образы, все же некоторые участники разочаровали, – говорит стилист. – Я вижу в этом некоторую безответственность. На модное мероприятие вы обязаны прийти модно одетыми. Не знаете как – обратитесь к стилисту. Но пока отношение к представителям этой профессии у нас – в духе ”это дорого“, ”зачем он нужен, я сама могу выбрать – вот же вещи на вешалках висят в магазине“. Или ”у меня есть платье – вроде ничего сидит, в нем и пойду“. Нет понимания, что стилист – профессионал, работа которого – подобрать образ, в котором вы будете блистать и выглядеть уместно.

А есть женщины, которые хорошо зарабатывают, но рассуждают в духе ”поеду в Париж, зайду в бутик Prada и сама куплю себе что-нибудь". Только нужна ли именно Prada? Подойдет ли тебе эта эстетика, этот крой? В итоге покупка дорогая, а образ – мимо. Дело ведь не только в деньгах. Недавно я читала лекцию, как выглядеть стильно и статусно, не прибегая к покупке дорогих брендов. В стайлинге есть приемы, которые помогают этого добиться – даже если бюджет ограничен. Например, использование определенных цветов и тканей, выбор в пользу одежды хорошего кроя, с идеальной посадкой по фигуре.
Однако сам факт, что показов становится больше – уже большой прогресс: появляется конкуренция – и фэшн-индустрия растет, подытоживает Снежана. Мы – красивая нация, и точно заслуживаем свою сильную модную сцену. И возможно однажды это к нам в Минск будут приезжать, чтобы посмотреть, как тут одеваются, а не наоборот.
Автор: Вера Рогатко, фото: Елена Таборко, Слава Поталах, соцсети
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.