“Сегодня парфюм – это инструмент соблазнения. Причем более коварный, нежели макияж, дизайнерская прическа или одежда”, – рассказывает известный белорусский парфюмер Влад Рекунов. В интервью для познавательного цикла “Парфюмерная азбука” Влад рассказал об истоках и предназначении парфюмерии, основных компонентах духов и формировании цены на аромат.
Цикл подготовлен Smartpress.by при поддержке магазина–мануфактуры парфюмированной бытовой химии WISEcraft.
Полное интервью с Владом Рекуновым смотрите на нашем YouTube-канале:
Религиозный обряд, транс и приближение к богам
История парфюмерии началась более 5 тыс. лет назад в Междуречье, и продолжила развиваться в Риме и Греции, рассказывает Влад. Слово “парфюм” происходит от латинского словосочетания “per fumum”, которое переводится как “через дым”. Это отражает древнюю практику воскуривания ароматических смол и трав в религиозных обрядах.
Влад Рекунов
– Чтобы приблизиться к богам, возвысить свое земное существование, римляне и греки умащали (намазывали, натирали – Прим. редакции) свои тела маслами или душистыми веществами, – добавляет эксперт.
Кроме того, с помощью ароматических составов люди входили в транс. В качестве примера Влад вспоминает про Дельфийского оракула (древнегреческое прорицалище при храме Аполлона в городе Дельфы – Прим. редакции), провидицы которого вдыхали пары из отверстий в полу храма и предсказывали в трансовом состоянии.
Парфюмер за работой
“Парфюм определяет статус человека”
– Сегодня же, на мой взгляд, аромат – это атрибут культурной жизни и элемент ранжирования слоев населения – такой же, как автомобиль, украшения, – рассуждает Влад. – Это явный признак финансового состояния людей. При определенной “нанюханности” по качеству парфюма можно определить статус человека.
“Аромат – явный признак финансового состояния человека”
“Не из каждого растения можно получить запах”
– Многие обыватели убеждены, что парфюм делается из эфирных масел, но это не так, – говорит Влад. – Все парфюмерные компоненты можно разделить на три категории: животного, растительного и искусственного (синтетического) происхождения.
Парфюмер уточняет, что не из каждого растения можно получить запах, и не всегда он имитирует аромат именно этой культуры. Растения, которые позволяют специалистам получить свой запах, называются эфироносами: это роза, жасмин, лаванда, кедр и др. Всего таких около 400 видов.
В мастерской Рекунова
– Современный парфюмер использует от 3 до 10 тыс. компонентов, большая часть из них – синтетические, – объясняет эксперт. – Многие запахи (например, дыня, мокрый камень или та же “акватика”, которая используется в 30% мужских ароматов) не могут быть получены из натуральных источников и синтезируются.
Все компоненты, по словам Влада, он закупает за рубежом – во Франции, Италии, Швейцарии. Ингредиенты бывают жидкие, пастообразные или порошкообразные. Они производятся на крупных химических производствах с лабораториями и специализированным оборудованием.
Влад демонстрирует один из своих ароматов
– Спирт – C₂H₅OH – составляет 70–80% флакона. Это “крылья”, которые несут запах в мир. Спирт обеспечивает испарение и распространение концентрата, – вводит в нюансы парфюмерии специалист.
“Хороший спирт может улучшить слабый концентрат, плохой – испортить достойный запах”
Парфюмерия – это бизнес, и цена на аромат зависит от многих составляющих, говорит Влад. Прежде всего, это качество спирта и компонентов.
– Один и тот же ингредиент может быть разного запаха, состава и, соответственно, качества. И этиловый спирт не весь одинаковый. А в нашей работе он очень важен. Хороший спирт способен улучшить слабый концентрат, плохой – испортить достойный запах, – объясняет эксперт.

На цену парфюма влияет и его оформление. Пышная, многослойная, будто матрешка, упаковка стоит дороже, нежели ординарная. Влад рассказывает, что в этой нише особенно преуспевает арабский мир.
– Важно и то, как себя оценил сам бренд. Например, себестоимость производства популярного аромата может составлять 7-10 евро, в то время как его рыночная цена достигает 400-450 евро за флакон, – говорит парфюмер.
В конце беседы Влад подытоживает, что парфюмерия прошла длинный путь и сегодня стала весомым способом самовыражения: “В аромате, который выбирает человек, – его настроение, его характер”.
Автор: Екатерина Асмыкович, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.