Недавно в Минске прошел новый сезон Belarus Fashion Week. Участвовал в нем и бренд TIKOTA UNIQUE, который не просто презентовал очень глубокую с точки зрения заложенных в нее смыслов коллекцию, но вывел на подиум модель Али Рабии. Перед ним, судя по реакции зала, не смог устоять никто. Сразу после показа мы отправились в мастерскую дизайнера и создателя бренда Екатерины Безруковой, чтобы поговорить о том, как родился этот пиар-ход с мужчиной-моделью. А также обсудить, почему одежда – это не просто про то, в чем “выйти из дома”, а инструмент, с помощью которого можно (и нужно) транслировать свои идеи.

Tikota_1.JPGЕкатерина Безрукова. Фото из личного архива

Те, кто следит за белорусским фэшном, знает: Екатерина Безрукова – дизайнер со “стажем”: свои коллекции она представляет с 2014 года. Однако специального образования у девушки нет.

– Я училась на географа-биолога, – делится она. – И даже какое-то время работала по специальности. Но потом поняла, что связать себя со сферой образования не готова. 

А вот с модой – вполне. Ведь Екатерина, сколько себя помнит, интересовалась этой темой. Брала вещи у мамы, бабушек, из секондов – и перешивала их в сумки, рюкзаки одежду, на свой вкус.

Tikota_2а.jpg
Tikota_2.jpgМастерская TIKOTA UNIQUE

– Собственно, уже в университетские годы я двигалась в сторону дизайна, и даже пошла на курсы кройки и шитья во Дворец детей и молодежи. А позже, в 27 лет, когда за плечами было несколько сезонов Недели моды и масса публикаций в глянце, я решила, что мне нужна “корочка” – и поступила в колледж на портного-закройщика.

– Пригодилась “корочка”?

– Пока – ни разу, – смеется Екатерина.

Tikota.jpg

“Мне нравится раскрывать тему женских архетипов”

Бренд TIKOTA UNIQUE – “ветеран” белорусской Недели моды: участвует в ней с 2014 года. На тот момент Belarus Fashion Week уже была главным фэшн-событием в стране – со своим пулом дизайнеров-участников, которые успели полюбиться публике. Заходить в подобную тусовку новичку, наверное, сложно. И волнительно?

– Совсем нет, – улыбается Екатерина. – Честно говоря, у меня уже был опыт выступлений в качестве модели, так что все это “закулисье” было мне знакомо, оно меня не пугало. Немного переживала насчет того, как коллекцию (она называлась Divine love, то есть “Божественная любовь” – Прим.редакции) воспримет публика, потому что мои образы несколько отличались от того, что обычно демонстрируют на подиумах. Но все прошло отлично. После показа мне говорили, что коллекция “очень женственная, нежная, легкая”, что образ женщины – “неземной”. А ведь это именно то, что я закладывала в свои работы. Сейчас смотрю на эту коллекцию – и вижу, что образы актуальны до сих пор.

paste1454354504.pngКоллекция Divine love. Фото из личного архива героини

Кстати, новый сезон BFW Екатерина также не пропустила. Да еще и сорвала овации. Ведь представила красивую и носибельную коллекцию со смыслом: одна “байка-абдымайка” с дополнительной парой рукавов, чтобы вас всегда кто-то обнимал, чего стоит!

–  Мне очень нравится раскрывать тему женских архетипов и, в принципе, всего, что связано с женским проявлением. Транслировать, что какими бы сильными ни были мужчины и как бы мы на них не полагались, многое держится именно на нас, женщинах. Поэтому финальные образы символизировали Веру, Надежду и Любовь.

Tikota_5.jpgПоказ TIKOTA UNIQUE в рамках 25-го сезона BFW. Фото: Смартпресс

А еще Екатерина представила публике модель Али Рабии, который вызвал абсолютный восторг у женской части аудитории.

Tikota_6.jpgАли Рабии на показе TIKOTA UNIQUE. Фото: Смартпресс

– Не могу сказать, что у меня была какая-то особая тактика, – делится собеседница. – Я просто хотела, чтобы в показе поучаствовал мужчина. И, конечно, понимала, что Али привлечет внимание – интересная внешность, образ в светлых тонах, который подчеркивает его красоту… Но не ожидала, что все сложится именно так – и что его выход произведет фурор. 

“Для меня важно, чтобы в одежде была глубина, эмоция”

Фишка TIKOTA UNIQUE – “одежда со смыслом”. Эту идею Екатерина продвигает на протяжении всей своей дизайнерской карьеры. Уверены, вы не раз встречали в городе ее футболки с надписями – “Лёс склаЎся так” или “Я тру, ты трэш”.

Tikota_7.jpgФутболки TIKOTA UNIQUE

– Мне всегда было интересно, как люди общаются между собой. Какие слова для этого выбирают… И как это переплетается с модой. Но, думаю, вы и сами видели, что в основном надписи на одежде – достаточно простые: “Это моя мама”, “Я такой-то”. А для меня важна смысловая нагрузка, которая, кстати, не всегда в том, что написано – а еще и в том, как, – Екатерина указывает на свои футболки – ими “украшена” вся мастерская. – Тот же “Лёс”: "склаЎ" – про то, что каждый человек самостоятельно строит свою жизнь. И важно не искать оправдания, а принимать активное участие в формировании своего будущего. Фраза "Лёс склаўся так" – про того, кто смело идет вперед. 

В этом есть глубина и эмоция. И для меня важно, чтобы в одежде они присутствовали. 

Tikota_8.jpegПоясные сумки с надписями “на мове”

Я, знаете, вообще не про тренды – и не ориентируюсь на них. Безусловно, могу посмотреть показы других дизайнеров, но для меня это то же, что, к примеру, сходить на выставку – они помогают визуально себя напитать. Допустим, как-то я попала в музей Хундертвассера – это австрийский художник и архитектор, и его работы вдохновили меня на создание коллекции в аналогичной стилистике.

“Начала создавать то, что я называю “мыслеобразами”

По словам дизайнера, слово является важным элементом передачи информации, который может сподвигнуть на действие или вызвать эмоцию.

Tikota_9.jpeg
– Позже я начала создавать смысловые изображения, как я их называю – мыслеобразы. Которые способны взаимодействовать с бессознательным на визуальном уровне. К тому же, если фразы “на мове” – это больше локальная история (и в целом, этому проекту уже 8 лет – хочу частично от него отойти), то визуал будет понятен многим – и белорусу, и американцу. 

Tikota_10.JPGФото из личного архива героини

Для того, чтобы понять, о чем говорит Екатерина, нужно посмотреть на то, что она делает. К примеру, на коллекцию “РОД”, в которую заложено несколько тех самых мыслеобразов.

– Один из мыслеобразов в коллекции – про наших родителей, которые встретились, чтобы дать нам жизнь. А прежде бабушки и дедушки подарили жизнь нашим родителям. В этом круговороте поколений все взаимосвязаны, – поясняет собеседница. – Иногда мы не готовы принять все то, что дают нам наши близкие, но можно попытаться это сделать – из любви к ним. Такие мысли вложены в изображение.

Tikota_11.jpgМыслеобраз “Родители”

– А смысл мыслеобраза “Ясночувствование” в том, что “зорко одно лишь сердце”, – дополняет Екатерина. – Бывает, мы хотим идти вперед, но боимся, имея ограничения и страхи, навязанные обществом и ситуациями, с которыми мы когда-то не справились.

Tikota_12.jpgМыслеобраз “Ясночувствование”

“Разработки запатентованы и ждут своего часа”

Еще одна важная история в жизни бренда TIKOTA UNIQUE и самой Екатерины – социальные проекты. Например, в 2017 году дизайнер запустила линейку MAMA OM – для беременных и кормящих мам. На тот момент в Беларуси еще не было широкого выбора стильной и удобной одежды для них, и Екатерина была первой, кто обратил на это внимание.

Tikota_14.jpg
Tikota_13.jpgКоллекция MAMA OM. Фото из личного архива героини

– Хотя, надо признаться, я поняла, что масштабировать это пока рано. В частности, из-за того, что вскоре после запуска линейки грянула пандемия, и в моду вошел оверсайз. Женственные модели ушли на второй план, – комментирует собеседница. – Сейчас я продолжаю выполнять заказы “по теме”, и они всегда про интересные истории материнства и внимание к деталям. Например, есть девушка, которая уже третью беременность проводит в специальной одежде от TIKOTA UNIQUE. И каждый раз запрос меняется. До этого у нее было двое мальчишек – и она хотела более нейтральные платья. А сейчас они с мужем ждут девочку, и ей хочется носить что-то “девочковое”. 

Еще один значимый для Екатерины проект – инклюзивная одежда.

– В какой-то момент в моем окружении появились ребята, которые передвигаются на коляске. И они озвучили, что стандартные вещи для них не слишком удобны, поэтому я загорелась идеей создать одежду, которая им подойдет. Удалось разработать брюки с “правильной” посадкой, также для Александры Чичиковой я создала платье – в нем она выиграла “Мисс мира на инвалидной коляске”. А для полностью парализованного Александра Макарчука – костюм-двойку из пиджака и брюк. 

Tikota_15.jpgСъемка для TIKOTA INCLUSIVE. Фото из личного архива героини

Все эти разработки запатентованы, но пока ждут своего часа и в массовое производство не уходят. Отчасти потому, что для реализации проекта мне нужна команда и… время. Ценный и очень ограниченный ресурс, когда у тебя трое детей, – улыбается Екатерина.

“Молодую аудиторию цепляет то, что связано с самопознанием”

Дизайнер отмечает, ей очень интересно “выйти” на юную аудиторию, которую не прельщают принты “на мове” – их больше цепляет то, что связано с самопознанием.

Tikota_16.JPG
– Среди моих заказчиков есть аудитория и моего возраста, и молодые бабушки. Каждый отдельный мыслеобраз доносит информацию на уровне ощущений, и для них это очень близко, – поясняет Екатерина. – Мне это, конечно, в кайф – то, что они хотят узнавать себя, выбирать себя.

Кроме того, важен и другой момент: они заказывают одежду у меня, потому что видят и понимают заложенные в ней смыслы. И потом эти смыслы они будут транслировать своим детям и внукам. Которые, уверена, вырастут добрыми, отзывчивыми, смелыми, разумными, чувствительными к другим людям.

Автор: Анастасия Величко, фото: автора, а также из личного архива героини

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.