“Я и не дизайнер, и не продавец” – так характеризует себя основательница бренда льняной одежды Nura Анна Мазько. Пока конкуренты шьют платья из фланели, чтобы не “просесть” в холодный период, Анна продвигает, казалось бы, совсем не зимний лен, потому что остальные ткани “не про нее”. О том, каково это – идти по наитию, а не по маркетинговой методичке, и что о таком подходе думают клиенты, читайте в нашем интервью.

Nura_1.jpgАнна Мазько

“Все вокруг говорили: профессия должна быть практичной. А что может быть практичнее, чем бухучет?”

– Бабушка, дедушка, мама – буквально все в моей семье шили, – начинает рассказ Анна. – Это было скорее хобби: что-то увидели, понравилось – сделали. В “швейной” атмосфере прошло все мое детство.

Казалось бы, с таким бэкграундом Анна точно должна была выбрать для себя творческую профессию, но нет: учиться девушка пошла на бухгалтера.

– Какое творчество, когда все вокруг говорят: нужна практичная профессия, которая будет тебя кормить, – смеется она. – А что может быть практичнее, чем бухучет? 

Nura_2.jpgОдна из недавних съемок Анны для собственного бренда. На фото – конечно же, одежда Nura

Правда, поработать по специальности наша героиня не успела: сразу после университета Анна ушла в первый декрет. Он плавно перешел во второй – и именно тогда девушка задумалась о том, что быть просто мамой ей неинтересно.

– Для меня была важна самореализация, но я не знала, чем именно хочу заняться. Понимала, что это однозначно должно быть не просто хобби для “отвлечься”, а что-то полезное людям. И при этом приносящее доход мне. И вдруг я вспоминаю: можно же шить! Буквально в тот же день мы с мужем покупаем швейную машинку – и я начинаю работать.

Поначалу Анна шила только легкие в исполнении (и нужные в хозяйстве) изделия – салфетки, полотенца. Позже попробовала сделать шорты – получилось с первого раза.

Nura_3.jpgРаботу со “сложными” конструкциями Анна начала с шорт. Девушка говорит, что получилось с первого раза

Помню, еще удивилась: это вот так просто одежда шьется? – с улыбкой вспоминает собеседница. – Но чем дальше, тем больше нюансов, так что я решила сходить у нас, в Бресте, на курсы кройки и шитья. 

Не могу сказать, что они мне много дали: нам, конечно, рассказывали про конструирование одежды, но все было шаблонно, по книжке. Так что, когда я начала шить более сложные изделия (например, рубашки – один воротник там чего стоит), я зашла на YouTube, нашла массу видеоуроков… И пропала! Оказывается, если не идти “четко по инструкции”, можно делать гораздо проще, быстрее и качественнее

Nura_4.jpg“Кажется, что рубашка – простое изделие, но, на самом деле, там столько нюансов! Особенно по части воротничка”, – признается Анна

“Первые три года шила на собственном балконе”

Рубашка за рубашкой, Анна набивала руку. И размышляла о том, как это все превратить в бизнес. Инсайт, как часто бывает, пришел внезапно – во время пролистывания картинок в Pinterest. 

– Тогда стали очень популярны льняные костюмы, – делится девушка. – Я вижу фото, вспоминаю, что Беларусь – это же точно про лен… И паззл складывается: бренд льняной одежды! Вот, что мне нужно! 

Nura_5.jpg
Загораюсь этой идеей, покупаю в магазине ткань, отшиваю буквально три костюма – все в своем же размере. Муж-фотограф помогает их отснять. Загружаю фото в Инстаграм – костюмы улетают за неделю. И начинается поток сообщений: а можно мне такой же? Я смотрю – размеры-то у всех разные, нужно думать, как это посадить по фигуре… А что по срокам, что говорить людям? И тут на меня впервые накатывает паника (смеется). Благо, в доступе – весь размерный ряд: у меня – 42-й, у сестры – 44-й, а мама – 46-го размера, так что “протестировать” посадку было на ком. А остальное уже отрабатывала путем проб и ошибок.

Сначала бренд “ехал” исключительно на костюмах. Но наступили холода, и ассортимент пришлось расширять. Как отмечает сама Анна, “белорусы не очень любят покупать небюджетные костюмы в качестве домашней одежды”.

– Поэтому начала шить платья, – вспоминает она. – У меня не было коллекций, дропов – линейка расширялась постепенно. Отшила для кого-то – сфотографировала – получила новые заказы на эту модель.

Nura_6.jpgПлатье миди с рюшами (на фото – из фланели)

Nura_7.jpgПлатье с защипами из умягченного льна

На вопрос, кем она сегодня себя считает, Анна отвечает нестандартно.

– Я и не дизайнер, и не продавец, – смеется девушка. – Даже когда спустя несколько лет мы начали снимать одежду в студии, а не ходить по квартирам знакомых, я продолжила продвигать такую “ламповую” атмосферу – будто это все снято дома. В общем, явно не классическая коммерция. А что до моделей… Я не скрываю, что не разрабатываю платья с нуля – я беру готовые выкройки и адаптирую их под свое видение. Бывает и такое, что пишет клиент и спрашивает: а можно вот такое сделать? И я: а почему бы, собственно, и нет?

Просчитывать ходы наперед – наверное, не про меня. Я и шила первые три года на собственном балконе, только потом у меня появилась студия. Более того: я хоть и зарабатываю со своего дела, но по-прежнему оно развивается именно за счет оборота. Что получила, то вложила – в ткани, фурнитуру, рекламу в соцсетях.

Nura_8.jpgПлатье-рубашка в деталях

При этом Анна – одна из немногих, кто, отшивая фактически под заказ (“Тут убрать, здесь отрегулировать – обычная история”, – поясняет она, почему редко работает на наличие, “хоть и стоило бы”), не берет предоплату за свои изделия. Ни полную, ни частичную.

– Даже если я буду запрашивать предоплату, это меня не защитит: если клиент откажется от товара, деньги ему придется вернуть – “услугу” ведь он не получил. Но я не вижу в этом проблемы: даже когда такие ситуации (или возвраты) случались, я просто выкладывала платье в Инстаграм – и его забирал другой клиент. Это нормально: человек может передумать, даже банальное “не подошло” бывает. Отношусь к этому как к части моей работы. Возможно, поэтому недовольных клиентов у меня нет? – рассуждает собеседница.

“Есть девушка, у которой больше 20 моих моделей. Это же вау!”

Анна шьет именно изо льна. Интересуемся, как бизнес идет в осенне-зимний период – ведь многие уверены, что лен – исключительно летний материал.

– Я пробовала работать с разными материалами. Например, в прошлом году отшивала платья из фланели. Пока не изучала вопрос, считала, что это ткань для детских пеленок. Но когда увидела готовые изделия, разнообразие принтов, и попробовала материал в деле – поняла, что для одежды тоже подходит.  

Nura_9.jpgРубашки из фланели

Еще шила из вельвета. Клиентам “зашло”... А мне – нет. Даже не знаю, как это объяснить: просто не мои материалы. Вот лен – да, он прекрасен. Но с фланелью лично мне не работается, больше закупать ее я не планирую.

Nura_10.jpgС фланелью Анна не сработалась

– Не боитесь, что конкуренты вас обойдут? Льняных брендов сейчас много, и они адаптируются – предлагают осенью верхнюю одежду, ту же фланель.

– Я прекрасно понимаю, о чем вы, и не могу сказать, что не переживаю. Но, с другой стороны, зачем делать то, что тебе не по душе? Думаю, продуктивнее научиться продавать лен зимой – он ведь и правда всесезонный, – рассуждает Анна. – Потому что когда “через силу”, это всегда чувствуется.

Nura_11.jpgАнна уверена: работа должна быть “по любви”

Мне кажется, на каждый товар найдется свой купец. Да, тех, кто шьет изо льна, теперь много. И все же фраза “люди покупают у людей” очень правдивая. У меня очень много клиентов, которые возвращаются за новой покупкой. Есть даже девушка, у которой больше 20 моих моделей, представляете? Это же просто вау. И все, кто возвращается, говорят: у вас все такое уютное, домашнее. Наверное, это моя фишка. И именно ее я хочу продвигать.

“Недавно поняла, что главный мой конкурент – я сама”

Не хочет работать с другими материалами Анна еще и потому, что буквально недавно провела ребрендинг. Раньше ее аккаунт назывался Cute Suit (с английского – “Милый костюмчик”), теперь – Nura. Шаг – рискованный, и наша собеседница отмечает, что даже спустя несколько месяцев получает сообщения вроде: “Я еле вас нашла!” Но девушку это не пугает и не расстраивает.

Nura_12.jpgНедавно Анна затеяла ребрендинг. Теперь на бирках красуется Nura

– Изначально Cute Suit казался логичным вариантом – я же костюмы делаю. Но, во-первых, сейчас у меня много разных позиций: и брюки, и жилеты, и платья. Во-вторых, это название сложно было воспринимать на слух. На визитках – красиво. А в реальной жизни спросят, что за бренд, говоришь: “Кьютсьют”. И тебе в ответ: “А? Что?”, – делится Анна.

Кроме того, приставка “милый” тоже не отражает сути бренда и личность создательницы. Я про деревню! Серьезно. Деревня для меня – личный рай, мечтаю туда переехать, когда дети вырастут. И когда я это осознала, новое название пришло само собой. Нюра – это же Аня на “деревенском”. 

Nura_13.jpgПлатье-рубашка

При этом заказов, по словам Анны, меньше не стало. Напротив, это лето – “лучше, чем предыдущее”.

– Но у меня ведь в целом производство не массовое – в сезон мы отшиваем около 60-70 моделей, – уточняет она.

“Мы” – это, собственно, Анна (да, она по-прежнему занимается этим сама: в основном – пришивает фурнитуру, делает для нее петли, плюс отшивает срочные заказы – “на вчера”) и нанятая швея. Также у бренда недавно появился конструктор. А что дальше?

– Знаете, я недавно поняла, что главный мой конкурент – это я сама. И мне нужно сделать лучше, чем у меня, а не у кого-то, – признается Анна. – Поэтому план такой: придумать много новых моделей и найти ткани, с которыми мне будет так же комфортно, как со льном. Я вот заказала крапиву на пробу – посмотрим, что из этого выйдет.

Nura_14.jpgПлатье с открытой спинкой

А еще Анна хочет, чтобы ее бренд продолжал отражать ее философию: делать что-то крутое для людей, а не просто ради заработка.

Автор: Анастасия Величко, фото: из личного архива героини

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.