Заполучить на интервью создательницу бренда Buter Екатерину Бутер было настоящим везением: она постоянно в работе. К нам в офис девушка буквально сошла с поезда “Брест-Минск”, а сразу после беседы – умчала в аэропорт: ее уже ждал Стамбул и модная выставка. О том, как создавать коммерчески успешную и при этом неординарную одежду (которую, к слову, носят и в нашей фэшн-редакции) – в этом материале.
Екатерина Бутер. Фото Смартпресс
“Руководство сказало: “Делай то, что понятно покупателю”
На выбор будущей профессии Екатерины повлияла бабушка: по словам собеседницы, та была превосходной портнихой и шила одежду “на всех женщин в семье”.
– Благодаря бабушке в школе я ходила в самых модных платьях, – вспоминает Екатерина. – Я часто за ней наблюдала, и уже в третьем классе решила, что буду модельером.
Шить платья для кукол из обрезок бабушкиных тканей – не единственное, что у маленькой Кати получалось хорошо. Девочке легко давались все школьные дисциплины, так что в старших классах она решила поступать на факультет международных отношений. Но за год до окончания школы Екатерина вспомнила про детскую мечту – и планы поменяла: пошла в столичный Институт культуры на отделение народного костюма.
Правда, место не оправдало ожиданий. Но бросать учебу девушка не стала – чтобы “не травмировать родных”. Просто перевелась в Технологический университет в Витебск, – и, наконец, получила от “вышки” именно то, что хотела.
Екатерина говорит, что вуз, который она закончила, “выпускает сильных специалистов, способных изготовить вещь любой сложности”
После окончания учебы девушку пригласила к себе брестская компания по производству одежды Panda. Там Екатерина проработала 9 лет, а потом ушла – из-за несовпадения мнений.
– В 2013-м компания запустила бренд молодежной одежды и назначила меня ведущим дизайнером. Но идеи, которые я предлагала, руководство не оценило – отметив, что нужно делать “что-то более понятное покупателю”, – поясняет собеседница.
Свое дело она до конца все же довела: отшила образцы изделий – в основном, это были платья – и продала уже под собственным брендом. То, что не понравилось бывшему руководству, разошлось большим тиражом через онлайн-агрегаторы.
Екатерина регулярно проводит фотосъемки для своего бренда: сильный визуал – “двигатель” продаж
“Визитка бренда – его страничка в соцсетях, а не шоурум”
Сегодня одежду Buter можно купить на десятках интернет-площадок – в том числе на Wildberries. Екатерина сделала ставку на визуал и атмосферные фотосессии, и во многом благодаря этому вещи Buter покупают даже за рубежом: у бренда есть клиентки в Германии, Швейцарии, Италии, Испании. А вот шоурума у Buter нет: Екатерина считает, что в нем нет надобности.
– Примерно два года в Trend Park (пространство в ТРЦ Galleria Minsk – Прим.редакции) работал корнер Buter. Но я посчитала затраты и поняла, что продавать онлайн выгоднее, – поясняет дизайнер. – Впрочем, дело не только в деньгах. Мне кажется, раньше иметь шоурум было... статусно что ли. Как и лично познакомиться с дизайнером, заказать одежду по своим меркам. Сегодня, на мой взгляд, визитка бренда – страничка в Инстаграм. Ее уже достаточно, чтобы создать впечатление о своем продукте.
А вот без собственного швейного цеха, признается собеседница, непросто. Долгое время Buter отшивались на сторонних производствах – но, по словам Екатерины, дальше работать в таком формате было нецелесообразно.
На швейном производстве Buter
– Когда я только начинала, цены на аутсорсе были адекватные, – вспоминает собеседница. – Сейчас другая история: производства не хотят брать небольшие заказы, завышают стоимость пошива. Я с трудом представляю, как в таких условиях вписаться в адекватную себестоимость одежды без ущерба для прибыли.
И это, на мой взгляд, одна из причин, почему не у всех молодых брендов получается построить успешный бизнес в этой сфере. Покупать по высокой цене одежду у ноунейма мало кому интересно.
Бренд Buter на Belarus Fashion Week.
Я знаю примеры, когда люди работали-работали, а потом закрывались – потому что понимали: это нерентабельно. К тому же, производство одежды – это ежедневный и еженощный труд. Я пахала так 10 лет подряд, пока у меня не появилось собственное производство и я не научилась делегировать задачи. В таком ритме очень сложно жить постоянно.
“Для себя определила, что оверсайз – это неудобно”
Если самые первые изделия Buter были штучными и разными по стилистике, сегодня для дизайнера принципиально важно, чтобы вещи в коллекциях сочетались между собой. Кроме того, за годы работы у Екатерины выработался свой стиль и свои фишки.
Один из главных козырей Buter – рубашки.
– Я определила для себя, что оверсайз – это неудобно, – делится Екатерина. – Нужно ну очень постараться, чтобы сделать этот фасон комфортным в носке. Поэтому я считаю, что база – это рубашка, сидящая по фигуре. И на ее основе можно делать все, что угодно: добавлять принты, вышивки, пуговички интересные.
Или делать рубашки-трансформеры: например, у этой модели из новой коллекции отстегивается низ, и фактически из одной вещи получаются две. Дизайнер уверена: любовь к сложносочиненным конструкциям – отголоски ее школьного “романа” с геометрией.
Состав рубашки: хлопок 76%, ПЭ 22%, эластан 2%
Другая фишка бренда Екатерины – платья с вышивкой ришелье. Этим летом они на пике популярности, а Buter работает с этим материалом уже не первый год.
– В жару ришелье – это нереально комфортно! В наши изделия мы добавляем очень тонкую подкладку – и в них вообще не жарко. Но с ришелье бывают нюансы. Стандартная ширина любого полотна – 1.5 м, и это экономически выгодно: на такие “габариты” хорошо ложатся лекала. А у полотен ришелье ширина может быть и 1.35 м, и 1.1 м.
Как-то я придумала красивое платье из ришелье, оно отлично продавалось. Хотела нашить таких и на следующий сезон, но заказала ткань – а пришло полотно гораздо меньшей ширины, чем было в прошлой партии. Из-за большего расхода ткани цена на платье взлетела бы до небес. Пришлось мудрить, придумывать что-то коротенькое – юбки, топы...
Платье с вышивкой от Buter
Также Buter делает вещи из денима. “Обожаю деним!” – признается Екатерина и отмечает, что “если ты не гигант масс-маркета, вещи из этого материала влетят покупателю в копеечку”.
– Можно найти и недорогую джинсовую ткань, но как она поведет себя со временем – неизвестно, – объясняет собеседница. – Качественный деним – недешевый. Но в наш ассортимент джинсовые юбки и брюки отлично вписались – и их покупают, несмотря на высокую цену.
Деним из новой коллекции. Цена джинсов на фото – 231 руб.
Кстати, многие позиции Buter отшивает до 52 размера. Глядя на Екатерину, которая носит стандартные S/M, удивляемся: зачем делать то, что тебе не близко, тем более что плюс-сайз – это сложно и не очень прибыльно?
– У меня мама размера плюс, – признается Екатерина. – Мне очень хотелось, чтобы она тоже носила модную одежду. Да и построить лекала на большие размеры теперь гораздо проще, чем раньше, когда нужно было делать это вручную и подолгу. Сегодня выручает конструкторская программа. А чтобы добиться идеальной посадки и комфорта в носке, тестовые образцы будущих изделий мы прошиваем на меня и на нашего бухгалтера 56 размера. И я понимаю, что и где подкорректировать и как это “посадить” на любую фигуру.
– А как продаются размеры?
– А у нас как-то равномерно все уходит: сначала раскупаются самые ходовые размеры – 44-46-48, а потом – 42-й и 52-й.
"Негативные отзывы – это ни хорошо, ни плохо. Просто кому-то наша вещь не подошла"
Похоже, комфорт и качество – личные “пунктики” нашей героини. Она признается, что не любит одежду из масс-маркета – как раз из-за претензий к этим характеристикам. В поисках хороших тканей девушка регулярно – еще со времен своей первой работы – ездит на профильные выставки.
– На выставках готовых изделий изучаешь тенденции, смотришь, из чего это сделано, – объясняет Екатерина. – На выставках тканей – присматриваешь полотна для своих изделий: можно заказать продукцию прямо на стендах. Для меня принципиально важно все рассмотреть, потрогать. Плюс это насмотренность, а хорошему дизайнеру без нее никак. И очень радует, когда видишь на бейджах посетителей название какого-нибудь известного бренда. Думаешь – ого, и это я вместе с ними ткани выбираю!
А есть ли среди покупательниц недовольные – при таком ответственном подходе? Хватает – признается Екатерина. Девушка регулярно получает обратную связь из отзывов на маркетплейсах и в Инстаграм, – в том числе и негативную. И относится к этому философски, хотя так было не всегда.
– Я сразу думала – ну как так? У меня же такая классная одежда! А потом перестроилась и поняла: негативные отзывы – это ни хорошо, ни плохо. Просто так случилось – кому-то не подошла вещь, которую мы сделали. Но она обязательно найдет своего человека.
Автор: Вера Рогатко, фото: Смартпресс, личный архив собеседницы
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.