Мария Новикова (на тот момент – Есьман) раньше знакомила мир с Беларусью, представляя нашу страну на международных конкурсах красоты. Сейчас девушка показывает красоту синеокой за рубежом уже в другом качестве – как дизайнер и сооснователь бренда LYOS. Почему трое “юрфаковцев” – Мария и Александр Новиковы и их друг Алексей Король – решили создать бренд одежды, за что LYOS полюбили покупатели из Америки и Европы и как удалось не прогореть при стартовом капитале в $500 – читайте в нашем интервью.
Мария Новикова
“Придумали бренд на дружеской встрече за бокальчиком вина”
С Марией мы встречаемся в корнере LYOS, который размещен в модном пространстве Boulevard (Минск, ТРЦ Galileo). Алексей Король присоединяется к разговору в режиме онлайн: он в командировке, решает вопрос с поставками тканей. Кстати, к тканям у бренда особый подход: это важная часть его ДНК. Настолько важная, что из-за нее друзья-партнеры чуть не поссорились (но об этом – чуть позже).
– Мы подружились на юрфаке, – рассказывает Алексей. – Продолжили общаться после выпуска, и как-то за бокальчиком вина поняли, что нам нужно создать общее дело.
Друзья по юрфаку – Алексей, Александр и Мария – стали партнерами в бизнесе
– Примерно так и было, – улыбается Мария. – Я сходила на мероприятие, где успешные предприниматели делились своим опытом, и меня впечатлил спикер из Вильнюса. Он рассказал, что успешно продает на Amazon грецкие орехи, и задал вопрос белорусам: “А почему вы не продаете свой лён? В Америке это было бы невероятно востребовано”.
Алексей, который всегда хотел попробовать себя в предпринимательстве, вдохновился – и вот, на чистом энтузиазме, со стартовым капиталом в $500, ребята решили попробовать создать “что-то своё”. Поначалу продавали текстиль: скатерти, салфетки, постельное белье. Вышло нерентабельно: высокая конкуренция, дорогая доставка… Пара месяцев себе в убыток – и стало ясно: надо в корне менять концепцию.
Алексей Король
– Маша создавала для себя очень стильные вещи, – говорит Алексей. – И мы с Сашей стали уговаривать ее превратить хобби в бизнес. Ведь всё для этого есть: и талант, и площадка, на которой можно его реализовать (на тот момент у нас уже был свой сайт), и аудитория, которой это наверняка будет интереснее, чем наши скатерти.
“Я настаивала на натуральных тканях, потому что уважаю и люблю наших женщин”
Мария согласилась не сразу:
– Это то, что называют синдромом самозванца. Да, я давно уже создавала вещи для себя – и все подружки просили “сшить им такую же красоту”... Но профильного образования у меня не было, и это было барьером. Я отнекивалась как могла, но ребята со своим “монетизируй то, что ты делаешь лучше всего” были убедительны. И я решила попробовать.
Идеи фасонов, эскизы – всё из моей головы и своими руками: никаких “картинок из пинтереста”. Вдохновить на создание новой модели может всё что угодно. Например, красивая минчанка в летящем платье, которая идёт с рожком мороженого по проспекту… Я прямо замираю и думаю:
Дома – огромная стопка рисунков: по ним можно отследить, как менялся мой подход: от каких-то абсолютно фантазийных набросков до четкой прорисовки всех деталей, чтобы облегчить работу конструктору.
Это фото с подписью: “У Маши новое хобби – шитьё!” – мы нашли в инстаграме мужа Марии, Александра – девушка увлекается созданием одежды еще с 2016-го года
Не могу сказать, что я до конца поверила в себя как в дизайнера… Но теплые отзывы покупателей заставляют моего “самозванца” замолчать (улыбается). Когда вещи разлетаются, едва появившись у нас в сторис, а люди делают предзаказ уже на следующую партию – это для меня говорит о многом.
Кстати, именно Марии принадлежит ключевая идея бренда: отшив из полностью натуральных тканей.
– Еще в модельном прошлом, когда я бегала по кастингам и съемкам, я обращала внимание на то, насколько по-разному можно чувствовать себя в разной одежде. В одной тебе на протяжении всего дня абсолютно комфортно – каким бы активным этот день ни был. В другой ты уже через час чувствуешь себя как в сауне и мечтаешь смыть с тела запах пластика. Смотришь на этикетку с составом ткани – и всё становится ясно…
Поэтому для меня было принципиально в нашем бренде использовать натуральные ткани без примесей. Я уважаю и люблю наших женщин, я хочу, чтобы в нашей одежде они были “как дома”.
“Мы оказались для американских и европейских покупателей чем-то принципиально новым”
Александр и Алексей были против: понимали, что с коммерческой точки зрения такое решение создаст массу дополнительных сложностей. Высокую себестоимость изделия, сложность в пошиве (далеко не все производства готовы работать, к примеру, со 100% шелком), ограничение в выборе цветов... Но, несмотря на жаркие споры, Мария была непреклонна.
Дружба не мешает, а наоборот, помогает партнерам сглаживать острые углы, искать компромисс
– Я настаивала на том, что именно в этом и будет наша фишка. Уникальность “Лёса”, его характер. Вот нас, например, часто спрашивают: почему вы используете 100%-ный, грубый белорусский лен, ведь зарубежный гораздо мягче? А мне кажется, лен и должен быть таким, жестким. Как скатерти в деревне у наших бабушек. Он какой-то честный… Как наша доля (улыбается).
И нам ведь тоже никогда и ничего не дается просто так, всё через труд и преодоление. Наш лён – как белорусские женщины: красивый, деликатный, но если нужно – твёрдый и жёсткий. В нём ощущаешь себя, будто в доспехах.
Вещи от бренда LYOS
Вряд ли иностранцы так глубоко прочувствовали душу белорусского льна. Но вот саму идею точно оценили:
– Мы сразу же сделали ставку на зарубежные маркетплейсы, и это сработало, – рассказывает Алексей. — Несмотря на то, что мы стартовали ровненько в разгар ковида, наше первое изделие моментально разлетелось по всему свету. Думали даже купить карту и делать на ней отметки городов, в которых поселился наш комбинезон-путешественник.
Спрос на 100%-ный лён за рубежом оказался огромным – в разы выше, чем в Беларуси, где его воспринимают как данность. Мы оказались для американских и европейских покупателей чем-то принципиально новым, интересным и, за счет нашего подхода к тканям, уникальным.
LYOS попал в британскую версию журнала Tatler как “молодой европейский бренд, заслуживающий внимания”
Бренд уверенно развивался, набирая популярность у зарубежной аудитории… А потом все изменилось:
– В силу санкций, нас заблокировали на зарубежном маркетплейсе, который приносил 90% наших доходов. Буквально за минуту люди “отменили” 2 года нашей работы. Мы долго пытались договориться, восстановить аккаунт – увы.
Кстати, покупательницы из Америки, которые раньше делали покупки на этой платформе, пишут нам до сих пор – и просят организовать доставку вещей за их счет.
Мы остались на маркетплейсе Asos (LYOS – единственный белорусский бренд, который там представлен — Прим.редакции). Но всё равно решили кардинально пересмотреть свою концепцию — и сосредоточиться на белорусках.
“Не знаю, как наши вещи могут выйти из строя – только если моль съест”
В Беларуси создатели бренда впервые услышали вопрос: “А почему так дорого?”. Но вскоре нашли свою аудиторию, которой ничего не нужно объяснять.
– Наши изделия действительно не назовешь бюджетными (например, платье из шелка “Офелия” стоит 515 рублей), – соглашается Алексей. – Но ставить низкую цену невозможно – с учетом себестоимости тканей, которые мы используем. Например, итальянский шелк “малбери” (высококачественный вид шёлка, который производят из нитей тутового шелкопряда, выращенного при определённой температуре и влажности –
При этом мы делаем минимально возможную, “честную” наценку – совсем не такую, как учат в бизнес-школах.
Мария же отмечает, что вещи бренда “очень комфортны и практически неубиваемы в носке”.
– Не знаю, что может произойти с нашими вещами, чтобы они вышли из строя – только если моль съест, – смеется она. – Из моды они тоже выйти не могут – мы не ориентируемся на быстрые тренды. Мне кажется, единственный способ сегодня отстроиться от конкурентов и завоевать любовь покупателя – это делать что-то вне времени. Что-то, что останется навсегда.
Фото: Смартпресс и из личного архива героев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.