“Люди разделились – кто-то в восторге, а кто-то возмущается: боже, что за корова”, – делится фидбэком на косуху из своей новой коллекции дизайнер Наташа Цуран. И отмечает: это нормально, люди любят простые и понятные вещи. “Можешь накрутить что угодно, но большинство попросит “вот ту белую футболку”, – поясняет она. Как в таких условиях работать дизайнеру “старой гвардии” – который скорее про концепт и уникальность, нежели про массовый продукт? И всегда ли дизайнерская вещь – это дорого? Читайте в нашем интервью.

Наташа Цуран 1.jpgНаташа Цуран. Фото из личного архива героини

“Мое “красиво” было никому не нужно”

– Стать дизайнером я в детстве не мечтала – хотела быть художником, – вспоминает Наташа. – И очень много рисовала. А потом пришло время поступать в университет… Я рассматривала разные направления – и даже ходила на кафедры: изучить, что и как. Помню, пришла на “Рекламный дизайн”, а они мне показывают шестеренку, склеенную из картона, и говорят: вот таким мы занимаемся. И у меня в голове сразу: ну нет, это точно не для меня (смеется). Так что в процессе написания заявления на зачисление рука все сделала “сама” – и я оказалась на “Дизайне одежды”. 

Впрочем, отмечает Наташа, в процессе обучения работа с одеждой ей действительно полюбилась – и она поняла, что приняла правильное решение. 

– Меня очень вдохновляли творческие коллекции Джона Гальяно, Александра Маккуина. И я старалась идти в том же направлении, когда создавала свои собственные коллекции для “Мельницы моды” (конкурса для молодых дизайнеров, моделей, фотографов, стилистов и визажистов – Прим.редакции). 

Наташа Цуран 2.jpgБэкстейдж одного из показов Наташи Цуран. Фото из личного архива героини

А вот на работе (после университета меня распределили на предприятие) мои  творческие идеи не давали воплотить в жизнь. Например, просто выбрасывали эскизы в урну. Я, конечно, в первое время пыталась “спасти мир” – бегала к конструкторам, приставала к ним: давайте сделаем красиво! Но мое “красиво” было никому не нужно. Все были на зарплате, и делали так, как хочет руководитель. 

Идея “сделать красиво” Наташу так и не отпустила – и девушка решила, что нужно идти на Belarus Fashion Week. Это была осень 2011 года – как раз стартовал второй сезон проекта. 

– Коллекция, с которой я туда пришла, называлась Love kills – “Любовь убивает”, – делится дизайнер. – Вдохновение – отношения мужчины и женщины, ревность, боль… В общем, что беспокоило, о том и рассказывала. 

Наташа Цуран 3.jpgТак выглядела первая коллекция бренда Natasha TSU RAN

Наташа признается, что до сих пор не понимает, как решилась идти на Неделю моды. Наверное, говорит, дело в молодости.

– Вот я уже дизайнер с опытом, но волнуюсь перед каждым показом – а тогда вообще не понимала, куда иду. Не ела, не спала, но делала, – смеется она. – У меня ничего не было: ни команды, ни швей своих, платья к показу я шила сама – по ночам, после работы. Были только большие амбиции – на них и “выехала”.

А еще Наташа “выехала”, как сейчас бы сказали, “на хайпе”: несколько моделей прогулялись по подиуму с голой грудью. Это отлично вписывалось в тему коллекции.

– Публика разделилась на две части: одной понравилось, другая возмущалась – да как так-то! – Вспоминает собеседница. – Но посмотрите сейчас на витрины магазинов, фото с показов именитых дизайнеров: трусы, корсеты, подтяжки для белья поверх одежды – бельевая тематика повсюду. Оголенные ягодицы, полупрозрачные ткани… Так или иначе, эта “тема” все еще с нами. И спустя 13 лет моя первая коллекция все еще в тренде (улыбается).

“Начальство было не в курсе. А потом понеслось: так у нас тут крутой дизайнер работает”

После фееричного старта в BFW Наташа участвовала еще не раз. Также за плечами дизайнера – показы на Минской неделе моды и на Lviv Fashion Week. И часть из них проходила, когда Наташа еще работала в офисе.

Наташа Цуран 4.jpg
– О том, что я стала “самостоятельной”, никто не знал – кроме девочек из конструкторского отдела, с которыми я дружила. Начальство тоже было не в курсе… примерно до второго  показа. И то, выяснилось все, когда я сама стала раздавать пригласительные, и кто-то из коллег рассказал руководству, – смеется девушка. – Тогда и понеслось: о, так у нас тут крутой дизайнер работает

Наташа Цуран 5.jpgОдин из показов Natasha TSU RAN на Belarus Fashion Week

Наташа признается, что такое внимание ей было скорее в тягость, но отказаться от стабильного заработка она боялась. Впрочем, к четвертому “заходу” на Неделю моды вариантов не осталось: совмещать было настолько тяжело, что Наташа собралась с силами – и отнесла в кабинет директора заявление на увольнение.

– И началась творческая жизнь – индивидуальный пошив, свадебные заказы, – улыбается она. – Конечно, работать на себя гораздо труднее, чем на кого-то. И зарабатывать получалось не всегда. Поэтому иногда я отходила от намеченного маршрута – и шла работать на “нормальную работу”. Например, так я оказалась в Mark Formelle. Очень ценный опыт: это гигантская машина с большой командой, и каждый винтик там стоит на своем месте и выполняет свою задачу. Не как в маленьких фирмах: ты будешь делать то, это и еще “за того парня” поработаешь. 

Наташа Цуран 6.jpg
На этом моменте Наташа рассмеялась – ведь сейчас, имея несколько собственных магазинов, она как раз в режиме “за того парня” и работает. Например, пока мы общаемся, девушка параллельно консультирует клиентов и организовывает примерки – в своем гродненском шоуруме она не только дизайнер и директор, но и продавец-консультант.

– В Гродно (туда Наташа переехала 6  лет назад – Прим.редакции), девушки наряжаются очень красиво и стильно, и регулярно устраивают променады по улицам города вечером, – делится собеседница. – Причем речь не только про молодежь, но и про взрослых женщин – все одеты классно.

“Коллеги выпустили платье из той же ткани – и начались разборки на тему уникальности”

По словам Наташи, в Гродно ей, как дизайнеру, работать очень комфортно – гродненская публика очень лояльная и интересующаяся модой. Правда, иногда случаются конфликты… с коллегами по цеху.

– А, вы про этот “скандал”, – смеется Наташа. – На самом деле, ничего особенного не произошло. Несколько лет подряд я выпускаю платье “Перышки” – на недавнем Brands Fashion Show его тоже показывала. Оно очень базовое, но с изюминкой – и клиенты любят эту модель, и сама его ношу регулярно. 

Наташа Цуран 7.jpgТо самое платье “Перышки”

Так вот, один из местных брендов выпустил платье из такой же ткани – и начались разборки на тему “уникальности” (смеется). Хотя о какой уникальности может идти речь, если не только ткань одна – но еще и модели по фасону схожи? Можно же было сделать другую пройму, к примеру. И, кстати, из этих “перышек” не мы одни шили. Но крику было – на весь Гродно. Владелица бренда даже натравила на меня своих фанатов: мне писали угрозы и оскорбления, говорили, что я никто.

Наташа Цуран 8.jpgСейчас бренд уже не так категоричен в высказываниях – и отмечает лишь “схожесть вкусов”. Название бренда скрыто по просьбе героини интервью: Наташа не хочет устраивать “хайп” на этой теме

– Кстати, про “перышки”. Вы сами говорите: модель базовая. А как же творчество?

– Чтобы быть коммерчески успешным дизайнером в Беларуси, важно нащупать тонкую грань между тем, что хочешь делать ты, и тем, что хотят носить клиенты, – поясняет Наташа. – Люди предпочитают простые и понятные вещи. Можешь накрутить что угодно, но они все равно скажут: дайте мне вон ту белую майку (смеется). И это нормально: коллекция для подиума и коллекция для магазина не могут быть идентичны.

“Авторское стоит дороже”

Наташа признается, что старается лавировать – и выпускать не только свитшоты и лонгсливы, но и более концептуальные позиции. Например, футерные костюмы под кодовым названием “дранина стайл”. Или косуху с “коровьим” принтом.

Наташа Цуран 9.jpgТа самая косуха. Фото с показа Natasha TSU RAN на Brands Fashion Show

– Но люди опять разделились – кто-то в восторге, а кто-то возмущается: боже, что это за корова, – смеется собеседница. – И если в черно-белом варианте косухи разошлись, то в бело-коричневом – пока не нашли отклика в сердцах покупателей. Это нормально. Повторюсь, нужен баланс вот таких вещей – и “базовых”. Потому что конкуренция за последние годы сильно возросла – это нельзя не учитывать.

Именно поэтому ценообразование у бренда Natasha TSU RAN очень… лояльное. Особенно если вспомнить, что большинство ее позиций – “штучный товар”, и выпускается в ограниченном количестве.

– Это синдром самозванца – так и напишите, – улыбается она. – А если серьезно, то я за адекватный подход. Если база – цена должна быть “базовой”. Если это что-то очень авторское, в единственном экземпляре, естественно, оно будет стоить дороже. Но в конечном итоге, и там, и там стоимость должна быть конкурентоспособной.

Наташа Цуран 10.jpgФото с показа Natasha TSU RAN на Brands Fashion Show

На вопросе о планах Наташа, как и многие наши собеседники, немного смущается – мир нынче слишком динамичный, чтобы смотреть далеко вперед. Но признается, что очень надеется открыть собственный магазин в Минске.

– Большая часть моей аудитории – в столице, я ведь там начинала, – поясняет девушка. – Я, конечно, сотрудничаю с другими магазинами, но хочется свой уютный шоурум. И, надеюсь, все получится.

Автор: Анастасия Величко, фото: из личного архива и соцсетей героини


*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.