В 27 лет Милана Хасиневич приняла смелое решение: без накоплений и четкой стратегии девушка ушла из найма в свободное плавание. Потому что “просто почувствовала, что это нужно сделать”. Интуиция и талант ее не подвели. Бренд смелых аксессуаров из кожи (от сумок до корсетов) Killtoday сумел стать одним из долгожителей и новаторов белорусской фэшн-индустрии. Как “страстное стремление создавать сумки” выросло в популярный бренд, почему многие мужчины до сих пор краснеют и хихикают, услышав слово “чокер”, и как реагировать на воровство в мире моды – в нашем интервью.
Милана Хасиневич, фото Смартпресс
“Моя юность пришлась на 1990-е. Мне не трудно было придумать, как сшить первые сумки из старых кожаных косух”
Мы встречаемся с Миланой в шоуруме Killtoday: центр города, cтильные, неотшлифованные белые стены… И сумки с фирменным логотипом – дерзким зайцем в портупее, за которыми то и дело во время нашего разговора приходят покупательницы.
Могла ли Милана, которая около 15 лет назад решила создать свой бренд с нуля, рассчитывать на такое? По закону жанра нужно ответить “нет”. Но правда в том, что Милана с самого начала верила, что всё получится.
– До того, как создать собственный бренд, я чем только не занималась… Даже в краеведческом отделе музея успела поработать.
Мне не было страшно уходить из найма. Не знаю, почему… Просто в жизни бывают моменты, когда ты на уровне интуиции понимаешь: пора. Это у мужчин с интуицией немного туговато: они в своем выборе идут от ума. А женщины – всегда от сердца, и это, на мой взгляд, более красивый и правильный путь.
Милана вместе с нами смеется над тем, что это всё может прозвучать как очередная эзотерическая история “успешного успеха”, где ты просто следовал велениям души – и при этом, как ни странно, не разорился. И тут же добавляет:
– Конечно же, я в тот период очень много работала. У меня не было команды, все аксессуары отшивала сама. Помню новогоднюю ночь с 2009 на 2010-й. Все празднуют, а я сижу и думаю: “Скорей бы утро, чтобы снова начать шить”. Вот такое было состояние: очень много энергии и страстное стремление создавать сумки. Почему? Я этим вопросом не задавалась, просто понимала, что мне это сейчас очень нужно. Хотя признаюсь: за пять лет работы в таком режиме я капитально выгорела и подпортила здоровье.
Но тот огромный человеческий ресурс, который Милана вложила в свой бренд, себя оправдал:
– ДНК бренда, который нашел отклик у покупателя, – это, конечно, и ДНК его создателя. И в Killtoday очень много меня. Например, в начале 2000-х я часто путешествовала. У бывшего мужа было много творческих друзей в Европе, с которыми я знакомилась, посещала лучшие мировые музеи, бутики культовых дизайнеров… Конечно, эта насмотренность сыграла огромную роль.
Как и моя юность – она пришлась на 1990-е, в которые просто невозможно было купить что-то интересное. Это очень развивало фантазию! Поэтому мне не трудно было придумать, как сшить первые сумки из старых кожаных косух (улыбается).
Милана считает, что внешние ограничения ведут к внутреннему раскрепощению, поэтому не стоит пенять на обстоятельства:
Аксессуары Killtoday
– Когда началась пандемия, все были в подавленном состоянии, а у меня наоборот случился душевный и профессиональный подъем. Я иначе, с особым интересом взглянула на мир – и на саму себя. Возможно, потому что отвлекающих факторов стало меньше. И всё это, конечно, нашло отражение и в творчестве. В нем стало больше духовности.
Из-за того, как часто о “духовности” говорят в соцсетях – по поводу и без, она уже стала “красным флагом”. Но у Миланы для нее очень простое и понятное определение:
– Здесь нет никакого шаманства, духовность – это просто понимание своего пути и задач в этом мире. Вот вы спрашивали про то, как я не побоялась бросить стабильную работу — и пойти в творчество… Это как раз об этом – когда ты уже не можешь не делать то, что должен. Просто идешь и выполняешь задачи своей души. Для этого не нужно быть каким-то духовным гуру или художником, известным во всем мире — просто найди своё, этого достаточно. Вот тогда всё и получится!
“Я хотела показать портупеи как арт-объект с историей, истоки которой никак не в БДСМ”
– Когда я начинала, понимала, что эта история – не для всех. Папа мой до сих пор удивляется: “А что, это кто-то все еще покупает, носит? Да еще и за такие деньги! Ой!” (смеется). Но на первом же фэшн-маркете, где я участвовала, у меня скупили всё.
Так было практически на каждом мероприятии, где я представляла свои работы, а потом появился Инстаграм – и пошла новая волна покупателей. Я не занималась своим продвижением всерьез, и даже не понимала, как это устроено! Мне просто помогали моя внутренняя уверенность и спокойствие.
Аксессуары Killtoday
Начать сегодня так, как стартовала я, невозможно – теперь совсем другие законы. Слишком перенасыщен рынок: в нем очень много навязанного извне, так называемых наставников, которые “точно знают как надо”. И люди уже не могут услышать себя, создать что-то действительно уникальное.
Мне хочется поддержать молодых, талантливых дизайнеров, и сейчас я пытаюсь найти формулу, которая может им помочь. Но, так или иначе, я не вижу ни одного варианта, кроме как: быть собой, создавать то, что ты не можешь не создавать, и показывать себя настоящего людям.
Милана не побоялась это сделать, хотя признается, что неадекватные реакции на свои изделия “ловит” до сих пор:
– Я первой в Беларуси начала делать портупеи. Старалась показать их с непривычной стороны – как арт-объект с историей. Истоки которой нужно искать никак не в БДСМ, а в военном времени. Но у людей априори вызывает смех или хейт всё, что им непонятно. Все, чего они боятся, стыдятся или просто не могут себе позволить.
Например, те же чокеры. Они сейчас продаются повсеместно, это тренд! Но все равно найдутся мужчины, которые, увидев их на каком-нибудь маркете, начнут краснеть и радостно хихикать: “Ой, чокеры! БДСМ, садомазо!” Никакого объяснения, кроме того, что это что-то запретное, то, чего им хочется, но “не можется”, я для себя найти не могу.
Раньше у меня аж давление поднималось от негатива, направленного на то, что я создаю – мне физически становилось плохо. А сейчас я стараюсь любить всех, даже хейтеров. Ведь я понимаю причины, по которым человек реагирует именно так… Представляете, как ему плохо и больно, как он не уверен в себе, что выплескивает такое на других людей? К этому нужно относиться легко. Эта самая легкость, какая-то доля безбашенности и самоиронии точно помогают идти вперед.
“После истории с плагиатом волна поддержки была такой, что за два дня скупили все мои сумки”
Правда, в истории бренда была ситуация, через которую не вышло перешагнуть легко. В свое время предприниматель Евгений Бычковский скопировал узнаваемые элементы сумок белорусских дизайнеров — и выпустил собственную коллекцию “по мотивам”.
– Меня до глубины души поразила эта наглость и обесценивание чужого труда. Первые ощущения были такими, как будто вырвали кусок твоей личности, твоего профессионального пути. Но потом я поняла: невозможно выдать себя за того, кем ты никогда не был – люди всё равно тебе не поверят, потому что в этом нет души и правды.
Мысли о суде были, но я соизмерила возможные финансовые и эмоциональные потери – и решила, что мне это не нужно. Ведь в итоге эта история принесла не только зло (на рынке изделий из кожи появилось много “мусора”), но и кое-что хорошее.
Например, волна поддержки была такой, что в первые двое суток после того, как всё случилось, у меня скупили абсолютно все сумки.
Милана говорит, что защититься от такой ситуации очень трудно: запатентовать можно лишь уникальную вещь, которая еще не выпущена в продажу. Если сумка уже стала популярной, ты можешь лишь зарегистрировать как товарный знак отдельные элементы.
– Если мы не говорим об откровенном воровстве, я спокойно отношусь к тому, что кто-то вдохновляется моим брендом. Даже позитивно! Ведь если кто-то, глядя на мои работы, создал что-то свое – по-настоящему талантливое, получается, я масштабировала и размножила что-то хорошее, красивое, славное. Мне это нравится. Я была бы рада помочь талантливым людям в их проявлении. Парадокс, но у бездарных и наглых с этим все гораздо проще.
Фото Смартпресс и из соцсетей бренда
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.