Татьяна Сорочинская не боится рисковать: резко менять сферу деятельности, называть вещи своими именами, работать честно – и требовать этого от других. И, кажется, эта стратегия работает: бренду Sorochinskaya уже 7 лет – и он не просто пережил кризисные годы, но и открыл за это время четыре бутика в крупных торговых центрах столицы. О том, как решиться на глобальные перемены ради того, чтобы снова горели глаза, и о высокой планке, которую нужно задавать самому себе, чтобы состояться в любимом деле – в нашем интервью.
Татьяна Сорочинская, фото Смартпресс
“Вложить все накопления в бренд – не самая высокая цена за мечту”
Начало истории, казалось бы, банальное: с 5 лет Татьяна рисовала платья… Но в биографии Сорочинской за этим следует неожиданный поворот:
– Мама растила меня одна, о каких-то накоплениях речи не шло… Поэтому подход к выбору университета был простой: поступи на бюджет, получи понятную специальность, заработай на хлеб, а потом твори, сколько хочешь.
Так Татьяна поступила в БГПУ, но творческая жилка никуда не делась. И во время посещения одного из мероприятий проявила себя:
– Там был представитель крупной компании по продаже плитки и сантехники. И, судя по всему, этот человек смог рассмотреть во мне творческий потенциал. Меня пригласили попробовать себя в качестве дизайнера интерьеров. Сначала я проектировала помещения с учетом специфики укладки плитки, потом стала администратором и начала обучать сотрудников.
Ну, а после еще круче: Татьяна вышла на позицию директора в сети салонов крупнейшей компании-импортера плитки и сантехники в Беларуси, закрыла все свои материальные цели и… Кажется, заскучала.
– Я сама этого не ощущала, работая в режиме 24/7, – улыбается Татьяна. – Но стала всё чаще слышать от руководителей компаний: “А почему у вас нет собственного бизнеса? Вы можете и дальше руководить салонами, задавать тренды, продавать… У вас это прекрасно получается. Но видно же, что вы это переросли”.
То же самое говорили и друзья: “Таня, когда твоя зарплата была в разы ниже, твои глаза горели ярче. Пора пробовать что-то новое. Что-то, от чего у тебя будет вдохновение, драйв и тот самый блеск в глазах”.
“Тот самый блеск в глазах” вызывала давняя мечта пятилетней девочки, которая когда-то рисовала платья. И Татьяна решила, что вложить в ее реализацию все накопления – не самая высокая цена.
– Я решила: то, что я потеряю, я смогу заработать снова. А вот другого шанса наконец попробовать то, о чем я мечтала, может и не быть. Так и родился бренд Sorochinskaya.
“Заявления из серии “у меня продукт не для всех” – это просто лукавство”
ДНК бренда Sorochinskaya, говорит Татьяна, сформировали со временем сами покупатели:
– Любой может назвать себя дизайнером, художником, великим творцом. Но если покупатель из раза в раз не возвращается для покупки нового изделия, отдавая за него собственные деньги, это не имеет никакого значения.
И та же история с ДНК: можно написать много красивых слов о том, что ты создаешь эксклюзив и несешь в мир красоту… Но правду о тебе скажет лишь сам покупатель.
На сегодня, после 7 лет работы, я могу с уверенностью сказать, что мне удалось создать действительно уникальный для Беларуси продукт по соотношению качества, дизайна и цены.
Вещи бренда Sorochinskaya
Sorochinskaya сразу сделала ставку на высокое качество итальянских тканей (бренд работает только с ними). Но как при этом удалось сохранить доступные для белорусского покупателя цены? Здесь помог управленческий опыт Татьяны и, опять же, здоровый риск:
– Чтобы получить адекватную стоимость конечного изделия, мне нужно было рискнуть и на старте вложить крупную сумму денег в оптовую закупку. Отшить не 20-30 изделий у швеи или на предприятии – с высокой наценкой за индивидуальный пошив. А сразу 100-200…
Повторюсь: конечно, это риск – а вдруг ты их просто не продашь? Но я была уверена, что наша целевая аудитория к нам придет, что именно такого продукта нам не хватает. Я сама – его потребитель. И понимала, что не готова отдать сумму, эквивалентную средней месячной зарплате, за базовое платье или рубашку на каждый день, пусть даже из натурального шелка… А значит, нужно найти вариант, при котором высокое качество станет для белорусок более доступным по цене.
Идея Татьяны оправдала себя в первый же месяц, а уже через три было понятно: у бренда – большое будущее. Но вместе с первыми покупателями появились и критики, которые обвинили Sorochinskaya в том, что это не “настоящий сложный дизайн”, нет в нем глубокой идеи:
Вещи бренда Sorochinskaya
– “Мой продукт не для всех”... Ну, это же откровенное лукавство. Даже если отбросить финансовый момент… Разве тебе не хочется, чтобы люди знали и любили то, что ты создаешь? Ведь покупка твоего продукта – это доказательство его востребованности.
Я думаю, именно высокая востребованность нашего бренда с первых дней и вызвала такое раздражение: “Как так? Да они вообще не дизайнеры! Да, покупатели к ним идут, но они ничего не понимают! То ли дело у меня эксклюзив: раз в полгода шью 10 уникальных платьев…” (смеется).
На самом деле, я и не позиционирую себя великим дизайнером. Об этом скажет только время и сам клиент. Но все модели разрабатываются непосредственно мною в тандеме с конструктором: мы работаем только по собственным лекалам и всегда с ограниченным, эксклюзивным тиражом тканей. Перевыпуск хитов продаж возможен – но всегда в новом исполнении.
“Нужно начать с вопроса не к окружающим, а к себе: “Чего я хочу и что я могу?”
Татьяна признается: после работы в очень четкой и “земной” сфере, устройство белорусского фэшн-мира стало для нее сюрпризом.
– В моей жизни всегда было очень много работы. Sorochinskaya – не исключение. Причем работы не творческой, а системной, административной: выстраивание бизнес-процессов, ценообразования, команды, сети партнеров…
И, уверена, именно благодаря этому – способности много работать на результат, хорошо считать и договариваться о лучших условиях в контрактах – мы и пришли к тому, что можно считать успехом.
А тут, на первых порах, я столкнулась с людьми, которые не могли подтвердить свою экспертность реальными достижениями, не готовы были работать, но требовали к себе особого отношения лишь по той причине, что они “творческие люди”, известные в определенной среде.
Откуда эта тенденция, я так и не поняла: мне ближе адекватность, рациональность и объективные успехи, о которых говоришь не ты сам, а другие люди.
Это правило работает для меня и в рабочих отношениях, и в общении с клиентами. Медийность не определяет ценность покупательницы: для нас важна каждая. Поэтому формат, в котором блогер берет платье на мероприятие, а потом возвращает его в магазин, нам не подходит: другая девушка имеет право купить совершенно новую, не ношенную никем вещь. Любые отношения я хочу строить на честной работе и вложениях, в том числе финансовых.
Честность помогает “разруливать” и конфликтные ситуации:
– Была история, когда наш партнер, который помогал с транспортировкой тканей, в последний момент взвинтил стоимость до небес: просто понимал, что в высокий сезон мы не сможем оперативно найти альтернативу. А потом продал наши ткани дизайнерам, которые предложили больше.
В итоге эта ситуация помогла нам стать лучше: мы вышли на прямые контракты с заводами-производителями. Да, пришлось оперативно вникать в вопросы декларирования и расчета таможенных пошлин, но зато мы исключили фактор человеческой непорядочности.
Похожая история была и с трикотажной фабрикой, которая продала образцы наших изделий другим дизайнерам, ведь они “очень просили”. Увидели бирку Sorochinskaya – и поняли, что им очень нужны именно эти изделия.
Мы потребовали связаться с дизайнерами, которым продали наши вещи, и, официально озвучив причину, вернуть их. Всё получилось! Но с этой фабрикой мы больше не работаем.
С покупателями подобное происходит реже: все-таки нас, зачастую, выбирают достойные люди, у которых такие же ценности. Но, конечно, случается всякое…
Одна покупательница ультимативно потребовала обменять старое изделие на новое, при этом не объясняя причин: якобы вылезла какая-то ниточка. Мы искренне не понимали, в чем дело, ведь с вещью все в порядке, почему человек от нее отказывается? В ответ получали агрессивные выпады и угрозы судом.
А в суде выяснилось, что плащ просто неверно эксплуатировали – и он дал усадку с 48 размера на 42-й. То есть, человек хотел его носить! Но просто не мог.
Тренч от Sorochinskaya даже стал предметом судебной тяжбы
Почему было не сказать об этом как есть? А вдруг мы бы нашли вариант, который устроил всех?
На прощание пожелала девушке чуть больше доверия к миру – ведь честный диалог может всё решить… Ну, и тратить энергию на что-то более созидательное, чем пустые скандалы и судебные тяжбы из-за одежды.
Кстати, буквально через 10 минут после нашего диалога она написала сообщение: “У меня скоро новогодний корпоратив, нравится ваше платье – скидку дадите?”
И я поняла, что в некоторых случаях искренние разговоры все-таки бесполезны. (смеется).
Несмотря на здоровый скептицизм и юмор, с которым Татьяна относится к фэшн-индустрии, она уверена, что в Беларуси есть огромный потенциал и перспективы развития в этом направлении.
– Бесполезно пенять на обстоятельства: они всегда будут переменчивы, и на это мы не можем повлиять. Как и на “вводные”, которые у нас с европейскими странами очень разные. Бизнес-рынок там сформирован давно, он гораздо шире, и перед глазами у людей больше позитивных примеров успешного построения разных моделей бизнеса.
Но в нашей ситуации есть свои плюсы: отсутствие серьезной конкуренции, возможность быть первым. А для этого нужно просто начать с вопроса не к окружающим, не к стране, а к себе: “Чего я хочу и что я могу?”.
Если хочу и могу создавать что-то полезное и важное, если готов брать высокую планку и отстаивать красоту и правду в отношениях с людьми – просто делай это. Создавай среду. Тогда появится и успешный бренд, и достойный рынок, и вдохновляющие перспективы.
Фото Елены Таборко и из архива собеседницы
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.