Создательница бренда Matina (раньше он назывался Camber Sands) Дарья Красовская шутит: если бы вела бизнес “как надо”, точно бы обзавелась загородным особняком. Но клиенты для Даши оказались важнее, чем цифры на счету – поэтому из сезона в сезон она ищет “те самые принты”, чтобы каждая смогла получить идеальное платье. О том, зачем бренду индивидуальный пошив, недобросовестных конкурентах и “уникальности” идей с Pinterest – в нашем интервью.
Дарья Красовская
“Вообще не представляла, из чего можно сшить платье”
– У меня была хорошая должность в крупной компании, стабильная зарплата… Да вообще все было хорошо, – смеется Даша. – Казалось бы: работай и будь счастлив. Но мне не хватало творчества и гибкости: руководящая позиция, 8 человек в подчинении, а я даже не могу прийти на полчаса позже или раньше. Хотелось иначе: взял и поехал среди недели на дачу, не отрываясь от рабочего процесса.
Я поняла: надо что-то с этим делать прямо сейчас, пока есть хотя какая-то финансовая подушка, потом уже вряд ли рискну. И ушла из найма.
Три месяца я просто отдыхала и смотрела YouTube: у кого какой бизнес, что из этого может подойти мне? А потом меня осенило: я же люблю одежду и шоппинг! Плюс столько лет проработала в закупках – отшлифованы все необходимые навыки. Так появился Camber Sands Shop.
Так выглядел первый шоурум Camber Sands. Фото из личного архива героини
Изначально это был мультибрендовый шоурум в ТЦ “Зеркало”. Первый год мы работали только как дистрибьюторы – привозили сюда вещи небольших российских брендов. За это время я смогла “прощупать” своего клиента и понять, что нужно рынку. Но, к сожалению, достаточно быстро возникли проблемы с ассортиментом: эти бренды шили маленькими партиями, и мы регулярно оставались без товара. Это и подвело меня к мысли, что нужно делать что-то свое.
Даша отмечает: поначалу история с пошивом собственной одежды казалась чем-то из разряда фантастики.
– Шить я не умею – вместо меня ночнушки на труды шила бабушка, – признается собеседница. – Дизайнерского образования тоже нет…
Но не зря говорят: глаза боятся – а руки делают. Это как раз про Дашу.
– Я перекопала весь интернет в поисках вдохновения, – вспоминает она. – Долго изучала ткани: вообще не представляла, из чего можно сшить платье. Понимала лишь, что ткань должна быть натуральная – и ездила по магазинам, щупая все, что есть в наличии.
Потом в Instagram нашла небольшое производство – мы, кстати, до сих пор с ними работаем. И, наконец, итог – наша первая модель “Амальфи”, которая “взорвала директ”.
Платье “Амальфи” в расцветке “Акация” – до сих пор одно из самых популярных у бренда
“Если бы шила партиями, жила бы в особняке”
Благодаря популярности “Амальфи” Camber Sands начал развиваться как бренд – и спустя год в магазине был только собственный ассортимент. “Фишкой” марки стал индивидуальный пошив: клиентам предлагалось скорректировать модель по параметрам, а также выбрать ткань, из которой будет выполнено платье или юбка. Плюсом был и хороший размерный ряд – до 52 размера.
– Наверное, если бы я шила партиями, как приличный бизнесмен, жила бы в особняке, – смеется Даша. – Но когда я начинала, еще не было модно брать консультации “как создать бренд”. Да и в целом, не было такого количество “создателей”. Я двигалась на ощупь.
Одна из новых моделей бренда – платье “Шервуд”
Во-вторых, мне хотелось, чтобы это было с душой. Да, персонализация удорожает процесс, и я до сих пор не зарабатываю своим делом столько, сколько хотела бы… Но даже спустя время не хочу отказываться от этой опции. Ведь в этом суть бренда: чтобы клиент получил то, о чем мечтает, и имел выбор.
По словам Даши, нередко покупатели сами предлагают идеи для новых позиций.
– У нас такое было с платьем “Этрета” – подобную модель очень просила наша постоянная клиентка, – с улыбкой вспоминает девушка. – Те же фланелевые рубашки в клетку – про них тоже часто спрашивали, писали, что хотят именно наши.
Платье “Этрета” было создано по просьбе клиентки
Конечно, я ориентируюсь еще и на тренды, и на собственные предпочтения. К примеру, свитшот с разрезами по бокам – чисто моя история: люблю, когда все свободно, никаких резинок. Но клиенты – один из главных источников вдохновения.
А свитшот “Альпы” – “прихоть” самой Даши: ей не нравились стандартные модели с резинкой внизу
“Самый большой “фейл” – наши попытки выйти на Wildberries”
Несмотря на отсутствие опыта в “швейке”, Даше удалось обойтись без глобальных провалов. Хотя вообще без “косяков” не обошлось.
– В основном – бытовые мелочи вроде: не так пришили рукав, “забраковали” уже, казалось бы, отточенную годами “Амальфи”, – перечисляет она. – Но самый большой “фейл” – это наши (вместе с Дашей брендом занимается ее муж Дмитрий – Прим.редакции) попытки выйти на Wildberries.
Мы пробовали зайти туда дважды. Первый раз – в начале 2022-го. Планы были большие, но в феврале резко просел курс рубля… И мы получили в два раза меньше прибыли, чем ожидали. Поэтому решили на время от идеи с маркетплейсами отказаться.
Когда захотели попробовать еще раз, выяснили, что наш аккаунт заблокирован – ведь мы ничего не продавали больше года. Пришлось оплатить взнос за возвращение.
Отшили партию сарафанов – модель универсальная, возвратов должно быть по минимуму. Я создала карточки, выставила цену… И забыла, что нужно уточнить валюту. Автоматически это российские рубли, которые конвертировались в белорусские. В итоге один сарафан стоил около 5 наших рублей – и всю партию за первую минуту “выкупили”!
Те самые сарафаны, которые попали на Wildberries
Оказалось, есть специально настроенные боты, которые покупают товар с низкой ценой в категории. А я о таком даже не знала.
Конечно, я приняла решение не везти партию на склад. Хотя, возможно, поменяла бы решение, знай я тогда о последствиях: меня заблокировали без возможности возврата на платформу.
“Наши модели – не просто картинки, они индивидуальны”
“Амальфи” (только уже в другой расцветке – “Курочки”) – по-прежнему самое популярное платье бренда. Кажется, удачной эту модель считают не только клиенты: за 3 года существования ее уже не раз копировали.
Сейчас в тренде расцветка “Курочки”
– И не только ее: у нас “взяли” еще и воротнички, – признается Даша. – Мы их продали коллегам на одном из маркеров, а потом увидели у них в Instagram с подписью: смотрите, какую прекрасную модель мы разработали. Понятно, что воротничок – не что-то уникальное, но эти точно были наши, я уверена, они не такие как все. Было очень обидно, я даже пыталась связаться с этим “брендом”... Но, конечно же, ничего не вышло. Сейчас воспринимаю такие ситуации спокойнее: в каком-то роде, копирование – тоже успех.
Воротнички понравились не только покупателям, но и конкурентам
– А брать идеи с Pinterest – не копирование?
– Я не дизайнер, и действительно ищу вдохновение в готовых моделях. Но я никогда не “слизываю” под копирку, наши модели – это “комбо”. Где-то увидела общую идею, потом смотрю, какой сюда можно добавить рукав, продумываю детали… Собственно, поэтому копирование другими брендами и считывается: я точно знаю, что наши модели – не просто картинки, они индивидуальны.
“Хочу передавать через одежду то, что думаю и чувствую”
Во время пандемии (а именно в тот период зарождался Camber Sands) многие освоили онлайн-шоппинг – и Даша приняла решение закрыть первый магазин в “Зеркале”. Правда, в итоге к вопросу шоурума пришлось вернуться.
– Это и клиентский запрос – многим важно пощупать, примерить, пообщаться; и необходимость – потому что наша с мужем квартира начала постепенно превращаться в склад, – поясняет собеседница.
Шоурум Даша делит со своей сестрой Аней – создательницей магазина товаров для дома EcoYou.
Даша с сестрой Аней. Фото из личного архива героини
– Когда мы арендовали помещения на “Зеркале” – тогда еще разные – заметили, что у нас много общих клиентов, – вспоминает она. – И подумали: почему бы не организовать общее пространство? Недаром же такие бизнесы, как Zara, работают сразу в двух направлениях – одежда и дом.
С начала весны в Camber Sands начался масштабный ребрендинг: бренд изменил свое название на Matina и стал постепенно двигаться в сторону продажи из наличия (а не индивидуального пошива, как было раньше).
– Отказываться от персонализации мы не будем, но, чтобы сохранить эту опцию, нужно менять формат – и повышать стоимость индивидуальных заказов, – поясняет Даша. – К тому же, хочется, чтобы было удобно и тем, кто не хочет ждать.
Что до названия… Меня за эти несколько лет столько раз спросили: а что значит “Camber Sands”? Что я в какой-то момент сама перестала понимать, в чем смысл. (улыбается). Хотелось что-то более емкое, простое в произношении. И родилось Matina – вдохновленное итальянским словом “утро” (в нашей интерпретации мы сократили одну букву “t”). То самое время, когда девушка просыпается и думает о том, каким будет ее день и какое настроение она хочет в него забрать.
Camber Sands стал Matina. Фото из личного архива героини
Строить глобальные планы, говорит собеседница, сложно: за последние несколько лет все столько раз менялось, да и конкуренция стала жестче.
– Я все еще наращиваю предпринимательскую броню, чтобы не впадать в уныние от каждой проблемы, – признается она. – Без этого в бизнесе делать нечего. Но точно знаю, что мое дело – важно. И хочу дальше передавать через одежду то, что думаю и чувствую, и видеть счастливые глаза клиентов.
Текст: Анастасия Величко, фото: автора, а также из личного архива героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.