Житейскую ситуацию "поправилась во время беременности – в любимых магазинах нет моего размера" героиня нашего интервью решила радикально: вместе с мужем создала собственный бренд одежды. С широкой размерной сеткой, цепляющим дизайном и своей философией. Но выяснилось, что с пошивом одежды больше эмки и спросом на смелые решения все не так гладко, как виделось в начале пути. Почему? Об этом Ксения и Игорь, создатели молодого бренда Kudos, рассказали нам в интервью.
Ксения и Игорь, создатели Kudos. Название пара позаимствовала из американского сленга: там kudos означает "браво, респект"
"Ваш костюм с вытравкой крутой! Но я возьму просто черный"
В сентябре 2023 года супруги Игорь и Ксения Новикевичи заявили о собственном бренде Kudos одеждой с эффектными вытравками, красочной палитрой и нестандартным кроем. Сегодня самые узнаваемые вещи, созданные брендом, – плащи, на подолы которых как будто опрокинули ведерко с краской, а также костюмы и лонгсливы в цветах, перетекающих из одного в другой.
– Создавать неординарную одежду – палка о двух концах, – признается Ксения. – Мы часто слышим, что белорусы делают "все одинаковое": черное, белое, бежевое. Даешь людям цвет, но из коллекции первым делом разбирают... черное, белое и бежевое! Недавно наблюдала, как покупательница выбирала между костюмом с вытравкой и однотонным черным. Долго сомневалась, но взяла черный. Спрашиваю: “Ну почему? Вам же так хорошо в цвете!” А она: “Да, эта модель крутая. Но в ней я буду слишком яркой”.
Зато смелые идеи Kudos откликаются творческим натурам. Среди клиенток бренда – дизайнер сумок Killtoday Милана Хасиневич: девушка носит один из ярких костюмов Valkyrie (они – на фото)
Еще одна фишка Kudos – оверсайз и "верха" с массивными плечами.
– Многих пугает такой крой, ведь большинство хочет одежду "по фигуре", – комментирует Игорь. – Но в большие плечи заложен смысл: это – наша трактовка тренда power dressing и образа "сильной и независимой".
– Я ненавижу, когда женщину сексуализируют, – дополняет Ксения. – Когда говорят, что она должна ходить во всем приталенном, облегающем. Ну не должна она! Женщина – личность! Рассмотрите это!
По словам Ксении, в Европе все по-другому: там не стесняются выражать себя с помощью одежды. А когда девушка выгуливает образы от Kudos за границей, получает массу комплиментов от незнакомых людей и вопросов в духе: "А где вы это купили?".
Она знает, о чем говорит: супруги много путешествуют. Из 27 стран, которые они посетили, самой близкой по духу оказалась Швеция. Игорь и Ксения – адепты лагом (шведская философия, во главе угла которой – баланс и умеренность во всем – Прим. редакции), натуральных тканей, эстетики Acne Studios и культуры Северной Европы. Продумывая философию бренда, пара отталкивалась именно от скандинавского вайба.
– Кстати, скандинавы – большие почитатели цвета. Наша яркая палитра и авторские принты развивают эту сторону сканди-эстетики, – поясняет собеседница.
От цифр к творчеству – и снова к цифрам
Правда, главная причина, по которой пара решила создать собственный бренд, – прозаичная.
– Во время беременности я поправилась, – признается Ксения. – Раньше носила 42-44-й размер, а стала 50-й. И вот захожу я в один любимый магазин, в другой, а мне везде говорят "у нас до 46-го". Понимаю, что мне нечего носить. Говорю Игорю – наверное, нужно в ателье идти. А он: отлично! Но давай ты придумаешь и сошьешь что-то не только себе, но и другим девушкам с похожими проблемами, которые тоже хотят одеваться стильно в любом весе. И я всерьез задумалась – а почему нет?
Супруги и до этого подумывали открыть свое дело. Сначала были мысли о кофейне, потом – о пошиве костюмов из футера. Игорю – тренеру в хоккейном клубе "Юность-Минск" – очень хотелось поддержать Ксению, мечтавшую из бухгалтерской сферы уйти в творчество. Забавно, но сегодня девушка считает еще больше, чем раньше. Только теперь это в кайф.
Возможно, искренний интерес Игоря к фэшн связан с делом жизни мамы: женщина много лет работала вышивальщицей на предприятии
Ксения стала шерстить интернет. Как устроена "швейка" в Беларуси? Как работают модные бренды? С чего вообще начать? Так девушка наткнулась на рекламу курса белорусского дизайнера Яны Гуровой "Бренд не тренд", посвященный запуску бренда одежды с нуля.
– Этот курс – не про "мы за вас придумаем и отошьем шмоточки" и сухую подачу материала в духе "Лен – это... Натуральные ткани – это...". На занятиях мы прорабатывали концепцию, думали, как будем отстраиваться от конкурентов. С помощью наводящих вопросов Яна "доставала" из нас, что мы на самом деле хотим делать в фэшн. Так что уже на курсе мы с Игорем поняли, каким видим наше будущее дело.
Ксения признается, что поначалу Яна отнеслась к ней скептически.
– Мой образ не совпадал с тем, что внутри. Молодая мама, на тот момент блондинка, ребенку полгода, гормоны... Я выглядела потерянной, не понимала, что хочу делать и куда двигаться. Но Яна просто не знала, что уж если я берусь за что-то, то делаю это идеально или не делаю вообще.
Сегодня Яна гордится кейсом своей ученицы, и сама носит вещи бренда, в становлении которого принимала активное участие.
Теряли деньги, приобретали опыт
Бренд запустили уже через два месяца после окончания курса. В спринтерские сроки разработали фирменный стиль, наладили связи с поставщиками, конструктором и производством, сшили первую партию тех самых плащей с растёками, которых мы говорили в начале материала. Ажиотажа не случилось – зато пошли первые "косяки".
– Три месяца была полная тишина. На наш аккаунт в Инстаграм никто не подписывался и ничего не заказывал, – вспоминает Игорь. – Мы спрашивали наших сммщиков: что не так? Нам аргументированно отвечали: вы молодые. Нужно время. Не все сразу. А потом выяснилось, что нам просто попались недобросовестные специалисты. В первый же день, как мы сменили команду сммщиков, аккаунт "ожил", случилось сразу две продажи. А последствия работы первой команды мы разгребаем до сих пор.
Той же осенью ушла в утиль партия брюк из кожзама, потому что поставщики, с которыми начали работать ребята, "втюхали" неносибельную ткань.
– Мы купили рулон итальянского кожзама, пошили тестовый образец брюк. Надев его утром, к вечеру я обнаружила, что брюки порвались и полопались, – делится Ксения. – Этот кожзам был настолько тонкий, что, мне кажется, он не пригоден вообще ни для чего. Мы не стали ругаться с поставщиком – просто прекратили отношения, и нашли нового, очень классного, кстати. Потеряли полторы тысячи рублей и приобрели опыт.
Ксения прикидывает в уме, сколько ушло денег, чтобы запуститься. Говорит, что от запланированного бюджета отошли раза в три. Игорь считает иначе:
– Да какие в три, раз в десять наверное! И вливания не заканчиваются до сих пор. Наша история – не про старт со 100 долларами. Сегодня Kudos – не про прибыль точно, сейчас мы работаем за счет собственных средств.
Рабочие моменты создания одежды
Планы шить на плюс-сайз: ожидание vs реальность
Когда пара рассказывала про готовность шить одежду до 52-го размера, все крутили у виска и говорили: вы серьезно? Идите в то, что популярно, одежда плюс-сайз – это куча проблем и дополнительные траты.
– И это правда. Ты переплачиваешь конструктору за градацию лекал на размеры больше 46-го, производству – за сам пошив такой одежды. Наконец, переплачиваешь за ткань. Из одного рулона выйдет условно 50 маек 44-го размера. А при большой размерной сетке, как у нас, – только 30 маек, – объясняет Ксения. – Но большие размеры — мой пунктик, моя личная боль. И отказываться от этого направления мы не хотим. Мы сразу решили: у Kudos не будет одежды меньше 44-го. На худеньких у нас и так шьют достаточно. Но наш директ завалили запросами добавить в размерную сетку 42-й – и мы сдались, добавили.
Ксения в роли модели
Пока лучше всего разбирается одежда Kudos маленьких размеров. Игорь уверен: это из-за того, что в фотосессиях участвовали только модели стандартных размеров. В планах – привлечь моделей плюс-сайз. А пока в этой роли – сама Ксения.
Интересный факт, который подметила собеседница: девушки крупной комплекции стараются выбирать облегающую одежду. Ксения убеждает, что нужно делать наоборот: в костюме Kudos оверсайз-кроя она, будучи 48-го размера, кажется миниатюрной.
– Это все правильная посадка. Посмотрите на мои брюки: если бы они были в облипку, сразу "вылезли" бы попа, живот. Одна моя подружка, купив такие же, потом писала: "Ксюша, это первые брюки, в которых я не толстая!".
Что дальше?
Сегодня Kudos, по словам создателей, – стихийный набор вещей. Игорь и Ксения изучают аудиторию, тестируют спрос, нащупывают позиции для постоянного ассортимента, которые будут отшиваться из года в год. И, конечно, зарабатывают авторитет – дизайном, качеством, сервисом (например, заказы клиентам пара по возможности развозит сама). В ближайших планах – открыть шоурум, "шведский уголок в Беларуси".
– Наш белорусский потребитель не готов к половине вещей, что мы делаем, – говорит Игорь. – Но мы, конечно, об этом не думали, когда запускались. Мы думали: сейчас как выстрелим! Такого, как у нас вообще ни у кого нет! А потом поработали и поняли – ааа, так вот почему такого ни у кого нет...
Что-то новое, экстравагантное заходит далеко не всем, но это не повод отказываться от смелых идей. Мы могли бы купить готовые китайские лекала, шить дешевые вещи и быстро выйти в плюс, но решили пойти по тернистому пути. Творческий процесс – это сложно, но весело.
Автор: Вера Рогатко. Фото: Елена Таборко, личный архив героев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.