Ирина Бойтик дает интервью крайне редко. “Больше люблю делать, чем говорить”, – поясняет она. Но нам повезло: в редакцию Смартпресс дизайнер все-таки заглянула. Сколько стоят эксклюзивные вещи, в чем фишка бренда BOITSIK и какая одежда может считаться дизайнерской? Об этом – в нашей беседе.
Дизайнер Ирина Бойтик
“Звонят и говорят: простите, Ирина, ваши детали затянуло в вытяжку”
– “В детстве я шила костюмы для кукол – и поняла, что хочу стать дизайнером”– это совсем не моя история, – с улыбкой начинает рассказ о том, как появился бренд BOITSIK, Ирина. – В 16 лет я устроилась в Дом Быта, где научилась шить одежду. Какое-то время работала на заказ… А потом стала создавать изделия сама. Так все и началось.
Социальные сети, вспоминает собеседница, тогда не были настолько развиты: продвигать бренд через них было нереально. Зато отлично работало “сарафанное радио”. Поэтому к своей первой Неделе моды бренд BOITSIK пришел уже с собственными клиентами.
– Но и сама Неделя моды дала хороший толчок, – дополняет Ирина. – В то время (2010-й год – Прим.ред.) это был, пожалуй, самый мощный канал продвижения для белорусских дизайнеров, возможность заявить о себе.
Кстати, о Неделе моды: всего бренд BOITSIK поучаствовал в 18 сезонах – и это только в Беларуси. Также коллекции Ирины неоднократно выставлялись во Львове и Москве.
– Подготовка к показам – энергозатратное мероприятие. Далеко не всегда все шло по плану, – делится дизайнер. – К примеру, раньше было сложно найти хорошие ткани. Купишь, смотришь – нет, не совсем то. Как сделать, чтобы получилось “то”? Правильно: клеишь, красишь, вывариваешь – причем сама, в стиральной машинке. Не все эксперименты завершались успешно.
Или, помню, у меня была коллекция с элементами лазерной резки по ткани (осень-зима 2013/2014 – Прим.ред.). Вот есть резка по дереву, металлу, пластику… “Почему бы не сделать то же с одеждой” – подумала я. Обратилась в мастерскую, принесла им детали кроя, дала задание… А потом мне звонят и говорят: простите, Ирина, ваши детали затянуло в вытяжку (смеется).
Та самая коллекция – осень-зима 2013/2014 – была представлена на Belarus Fashion Week. Фото: bfw.by
Меня, конечно, сразу предупреждали, что “без гарантий”, потому что ткани – не их профиль. Но я думала, речь про то, что отверстия в рисунке могут “осыпаться”. А тут такое.
Сначала, конечно, запаниковала: о боже, показ совсем скоро, что делать… А потом взяла себя в руки и начала решать проблему. “Если я через час привезу вам детали кроя, за сколько вы сможете выполнить работу?” В итоге показ состоялся – и прошел успешно.
“Моя “фишка” – детали и крой”
Самый нелюбимый вопрос Ирины: “Что вас вдохновило на создание коллекции?”
– Что угодно может вдохновить, – пожимает плечами она. – К тому же, бренду уже 15 лет, и за столько времени у меня уже не только сформировался собственный почерк, но и появились постоянные клиенты. Которые для меня тоже большой источник вдохновения.
Нередко, создавая новую модель платья, я представляю кого-то конкретного и думаю: Татьяне (условной клиентке) точно бы понравилось, это ее стиль! Очень здорово, когда по итогу оказывается, что я угадала.
По словам дизайнера, она старается делать упор на интеллектуальную эстетику.
– В моих коллекциях вы вряд ли найдете платья с оголенными плечами или слишком праздничные наряды “на один раз”: я создаю одежду, которая будет применима в обычной жизни.
Моя “фишка” – детали и крой. Люблю вещи-трансформеры – когда, допустим, у одного жакета пять вариантов застежки. В будни вы пошли в этом жакете на работу, а в выходные добавили пояс – и отправились на ужин в ресторан.
Еще одна отличительная черта бренда – натуральные ткани.
– Я вообще фанат тканей: если вижу что-то интересное и качественное, не могу удержаться – даже если понимаю, что сейчас мне это не нужно, – с улыбкой признается Ирина. – До пандемии регулярно – 2-3 раза в год – ездила в Италию на отборку. Теперь, когда прямых рейсов нет, обращаюсь к местным поставщикам. У меня не массовое производство, нет необходимости закупать ткань рулонами. Некоторые изделия вообще выпускаются в единственном экземпляре. Но в среднем одна модель – это до 10 единиц, а то и меньше. Минск ведь достаточно компактный. Хочется сохранять элемент эксклюзивности.
Какова цена эксклюзивности? К примеру, пальто BOITSIK в длине макси из 100% шерсти стоит около 1220 руб. (окончательная цена зависит от ткани, срочности изготовления и других факторов – Прим.ред.). А хлопковая рубашка с асимметричным рукавом и интересным съемным декором из шелковой органзы обойдется примерно в 460 руб.
Ориентировочная стоимость пальто – 1220 руб., рубашки с декором из органзы – 460 руб.
Дорого ли это? По мнению Ирины, каждый решает сам.
– Для кого-то и самая низкая стоимость может показаться неоправданно высокой, – рассуждает она. – Лучше подумать: сколько раз я надену эту вещь? И разделить цену на количество выходов. Возможно, при таком раскладе платье из масс-маркета обойдется вам дороже, чем дизайнерская вещь.
“Дизайнер – это про оригинальность”
В одном из интервью Ирина упомянула, что не против “зайти” в мультибрендовый магазин – вот только “в Минске таких нет”. Это был 2016 год. Сегодня подобных пространств уже несколько – но ни в одном из них бренд Ирины Бойтик не представлен. Интересуемся у дизайнера, почему?
– Мне, безусловно, хочется расширять аудиторию. Прошлым летом я даже подумывала представить свой бренд в каком-нибудь из этих пространств. Но прежде, чем писать владельцам, решила съездить и посмотреть, что мне предлагают и как это будет выглядеть – и поняла, что такой формат мне не подходит.
Во-первых, BOITSIK – не про количество. Как я уже сказала, у меня не массовое производство. А в таких пространствах важно всегда иметь то, что можно предложить клиенту.
Во-вторых, мне больше нравится работать с клиентами напрямую. Самостоятельно снимать с них мерки, выбирать ткани… Мне кажется, так же хорошо, как я, это никто не сделает (смеется).
Наверное, звучит самонадеянно? Но сами подумайте: консультант, не имея портновского образования, не сможет сказать, подойдет ли та или иная ткань под конкретную модель, как она будет выглядеть в готовом изделии. И не сможет оперативно решить вопрос с пуговицами (к примеру, их нужно перешить) или длиной рукава. А я в своей студии могу. Поэтому пока историю с большими магазинами для себя закрыла.
Хотя с теми брендами, что там представлены, мы работаем на разную аудиторию. Поэтому не могу назвать их конкурентами. Коллегами по швейному цеху – возможно. Но конкурентами – вряд ли.
– А дизайнерами назовете?
– Я, честно, сама не уверена в том, что есть дизайнерская вещь. Наверное, это вещь, у которой есть история создания, детали, которые отличают ее от массы других. Проще говоря: для меня дизайнер – это про оригинальность. А большинство популярных сегодня брендов делают очень похожий продукт.
Не хочу никого обидеть: на каждый товар – свой клиент. Кто-то предпочитает более простую одежду, и это нормально. Но лично мне нравится делать более уникальные вещи.
Автор: Анастасия Величко,
фото: Елена Таборко, bfw.by, личный архив героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.