Даже в “тихой” белорусской фэшн-индустрии периодически разгораются скандалы. То предприимчивый бизнесмен заимствует идеи у известных дизайнеров сумок, то эксклюзивные вещи с ручной вышивкой оказываются родом из H&M, то покупатель недоумевает: почему дизайнерская кофточка за 300 рублей точь-в-точь такая, как китайская за 100 – с маркетплейса? О тонкой грани между вдохновением и воровством, громких скандалах и защите своих идей – мы поговорили с экспертом Ириной Николаевой.
Ирина Николаева
Как отличить “украл” от “вдохновился”
Историки моды с иронией отмечают: после 1960-х в модном мире не появляется ничего принципиально нового. И если подходить к вопросу “копипаста” слишком строго, то можно и мадам Шанель обвинить в краже тельняшки у матросов. Так в чем принципиальная разница между творческим переосмыслением и кражей идей? Ирина поясняет:
– Если ты кем-то вдохновился – да так, что это очевидно всем, скажи об этом на берегу. Обозначь, какой дизайнер, коллекция или произведение искусства подали тебе идею. Вырази свое уважение, поблагодари, скажи комплимент. Кради, как художник! Или хотя бы как воспитанный человек.
В крайнем случае, признай свой пробел в эрудиции: “Я не знал, что мой принт похож на картину Гогена, я ее раньше не видел. Но я в шоке и в восторге от этого совпадения!”.
Слева – Zara, справа – Bottega Veneta
Худшее, что можно придумать: сделать “ctrl+c - ctrl+v” – и упорно отмалчиваться или агрессивно отнекиваться, когда тебе на это указывают.
Ведь зачастую всё очевидно: у талантливых дизайнеров и ярких брендов есть фирменный стиль, отличительные признаки, по которым их можно узнать, если ты хоть немного “в материале”.
Например, ты “угадаешь”, увидев в городе, костюм от Юлии Гилевич или платье от Натальи Ляховец, куртку от бренда LSD или сумку от Павла Панаскина… Поэтому утверждать, что “это другое”, если тебя уже словили за руку, просто смешно.
Почему многие бренды так похожи друг на друга – все у всех “подворовывают”?
Ирина объясняет: иногда схожесть вещей (особенно, если они базовые, без претензии на эксклюзивность) у разных брендов объясняется очень просто – они берут идеи из одного источника.
– Это раньше информацию о трендах надо было “выуживать”, и она была доступна для избранных. Сейчас мы можем смотреть показы с мировых недель моды в режиме онлайн – и делать выводы. Кроме того, есть масса тренд-бюро, которые выделяют тренды, базовые модели будущего сезона – и ты можешь свободно купить эту информацию.
Прибавьте к этому Институт цвета Pantone, который каждый год выделяет самые трендовые оттенки сезона… И поймете, почему весной все, как один, будут ходить в персиковых пальто (смеется).
Тот самый цвет года
Часто у брендов много похожего не потому, что они друг у друга подсмотрели, а потому что работают с одной и той же информацией – и, возможно, им не хватает фантазии, чтобы ее креативно переработать. Ну, а массовому покупателю это и не нужно. Вот представьте себе человека в обуви таби – в универмаге поселка городского типа… Каждый второй запишет его в сумасшедшие.
Кто у кого крадет – и зачем?
В мире моды, как и в жизни, “преступления” тоже бывают средними и особо тяжкими. Например, когда масс-маркет заимствует идеи у люкса – это привычно (а иногда – и симпатично): не все же могут позволить себе премиум-сегмент, а прикоснуться к высокой моде – хочется. Другое дело, когда “большой обижает маленького”: известные бренды забирают наработки молодых дизайнеров, забыв их упомянуть.
– Сразу вспоминается история известного дизайнера Вирджила Абло (основателя бренда Off-White и креативного директора мужского направления Louis Vuitton), который подчистую “снял” желтый комбинезон локального французского бренда Colrs – и никак это не прокомментировал.
Желтый комбинезон раздора: слева – оригинал
Или бренд Schiaparelli, который создал фактически копию сумки дизайнера из Грузии Шалвы Никвашвили – и даже не ответил на письмо обиженного художника.
Cлева работа дизайнера из Грузии, справа – бренда Schiaparelli
Здесь хочется услышать красивую историю о том, что благодаря громкому прецеденту дизайнера заметили, и теперь его ждет большое будущее. Но, увы, это не так: все остаются на своих местах, гиганты работают дальше, и ничего, кроме краткой вспышки возмущения в медиа, не происходит.
Как себя защитить? Один из инструментов – соцсети: если ты выложил фото работы раньше, это неоспоримый факт. Считай, заявил о своем авторстве. Но, вместе с тем подарил миру идею, которой сможет воспользоваться любой желающий.
Второй способ защиты авторских прав – патент. Однозначно нужная штука, но не панацея. Вот известный скандалист Кристиан Лубутен запатентовал свою красную подошву – и теперь регулярно ходит по судам, но не слишком успешно: другие бренды всё равно используют этот прием.
От кражи – к коллаборации
Ирина смеется: “Давайте расскажем, что бренды умеют не только нагло утаскивать друг у друга всё, что плохо лежит, но и сотрудничать?”. Давайте! Тем более, эти коллаборации особенно приятны нам, обычным покупателям.
– Долгое время люкс обижался на Zara, H&M, Mango, что они забирали подиумные идеи – и быстренько выпускали в масс-маркете. Но выход нашелся – и красивый. H&M первым начал создавать коллаборации с известными дизайнерами, а потом и другие бренды масс-маркета вдохновились их примером.
Коллаборация маэстро Лагерфельда и H&M
Продаются такие коллекции прекрасно, при этом люкс остается люксом, а масс-маркет – масс-маркетом. Никто не отнял чужой хлеб, в таких коллаборациях много уважения друг к другу и к покупателю.
Белорусские модные скандалы
В этих историях об уважении к покупателю говорить не приходится – Ирина приводит пару показательных примеров из белорусских реалий:
– Пару лет назад один молодой бизнесмен решил, что можно смело брать сумки Павла Панаскина, Killtoday, Max Mironov – и делать их дешевые реплики. Скандал для белорусской фэшн-индустрии вышел грандиозный… Что в итоге? Бизнесмен продолжает продавать эти сумки: они представлены в нескольких торговых центрах… И, думаю, неплохо продаются – это абсолютное “табу” только для тех, кто в теме.
Эти сумки (и не только) от Павла Панаскина и Killtoday стали предметами плагиата
Не знаю, сделали ли бренды, у которых украли фирменные элементы, выводы из этой ситуации. Ведь запатентовать свои отличительные черты, айдентику бренда – это долгий, муторный и затратный процесс. Но все-таки он того стоит, и эта история – тому подтверждение.
Еще один яркий кейс – белорусский бренд с фирменным символом: вышитым сердцем. И собственной философией: ручная вышивка, в которую вложена душа, особое, теплое отношение к покупателю, эксклюзивная вещь… В итоге выяснилось, что часть вещей была закуплена в сети масс-маркета.
Ирина Николаева
Я совершенно не против, когда кто-то закупает контейнер одежды в Китае, привозит ее сюда и, перешивая бирки, продает как собственный бренд за сопоставимые, адекватные деньги. Не пытаясь “пришить” сюда какую-то сверхидею и дополнительную стоимость.
Если ты хочешь просто купить платье в горошек, не сильно на него потратившись, тебе в принципе все равно, что там в него хотел вложить автор – всё честно.
Но когда ты продаешь это китайское платье в горошек за 500 евро, рассказывая, что это дизайнерская вещь, в которую ты вложил всю душу, ночей не спал – каждый горошек рисовал от руки… Ну, это вызывает вопросы. Уникальное и “с душой” в контейнере из Китая не привозят.
А покупатель, когда он выбирает дизайнерскую вещь, платит не только за качество, но и за идею, историю, собственные ощущения. За уважение к бренду и его создателю, за свое желание быть к ним причастным. За мощный фундамент, на котором стоит это платье в горошек. А если фундамента нет, это обман того, кто отдал вам свои деньги и доверие.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.