Казалось бы, пандемия давно закончилась, и на смену комфортным домашним образам должны прийти нарядные. Но, судя по соцсетям локальных брендов, белорусы все еще предпочитают спорт-шик – и продолжают пополнять гардеробы костюмами из футера. Есть такие костюмы буквально у каждой марки. Неужели футер популярен настолько, что шить из него может каждый, не уходя в минус? И как заполучить своего клиента при такой высокой конкуренции? Решили поговорить с брендами и выяснить.
CERBER: “Сделаешь костюм, которого нет ни у кого – и выстрелишь”
Основатель Cerber Максим
Один из самых заметных на рынке костюмов из футера – бренд Cerber. Работает марка в среднем ценовом сегменте – стоимость классической “двойки” (свитшот/худи с брюками) стартует от 165 рублей, и существует уже 10 лет.
– Начинали мы с моим партнером Никитой с перепродажи вещей, – рассказывает один из основателей Cerber Максим. – Потом занялись 3D-принтами – в 2013 году это был вирусный тренд, мы на нем здорово “поднялись”. А позже решили, что нужно делать что-то свое – и создали Cerber.
Названием бренда Максим гордится: говорит, оно яркое и звучное. Но признается, что такой нейминг по душе не всем.
– Первые партии мы отшивали в Украине, – вспоминает собеседник. – Так вот, директор производства чуть не отказал нам в сотрудничестве, потому что Цербер – это пес, охраняющий врата в мир мертвых (улыбается). Но в итоге договориться удалось.
Позже работу по пошиву перенаправили на отечественные аутсорс-фабрики (по словам Максима, с точки зрения стоимости вышло даже выгоднее). А сегодня у Cerber уже собственное производство.
– Это позволяет справляться с высоким клиентским спросом – костюмы все еще на пике, – поясняет Максим. – У нас широкая сетка – до 6XL, потому что на большие размеры тоже много желающих. В каждом размере отшиваем сразу 15-20 единиц, итого всего одна модель в одном цвете – это около 200 костюмов.
Моделей у нас много. А цветов в сезон – минимум 15. Представляете, какие это объемы?
У Cerber можно найти не только костюмы, но и верхнюю одежду
Кроме того, мы постоянно устраиваем различные акции – и в подарок за покупку предлагаем клиентам брендированные шапки, варежки, носочки. Это мы также можем позволить только благодаря наличию производства.
Если работаешь с аутсорсом, приходится подстраиваться и под заказы других брендов, ведь им тоже нужно получить товар в срок. А в своем цеху мы сами выстраиваем все процессы и никого не ждем.
– Что насчет цветовой гаммы? Неужели все 15 оттенков популярны?
– На каждый цвет находится свой клиент. Например, осенью у нас не так уж и редко покупали костюмы в мятном и небесно-голубом оттенках. Но, действительно, чаще побеждает практичность. Люди предпочитают черный, графит и хаки, они самые ходовые.
В ассортименте Cerber много ярких цветов, но клиенты предпочитают практичный черный
– В этом вопросе наш народ не победить. Но, справедливости ради, весной люди все равно придут за ярким – к примеру, за той же фуксией. Настроение будет другим.
По мнению Максима, в производстве костюмов важен не столько цвет, сколько посадка (над ней производство работает особенно тщательно) и интересный крой.
– Брендов сегодня много. Ты либо удивишь чем-то крутым – сделаешь костюм, которого нет ни у кого – и выстрелишь, либо вряд ли останешься на этом рынке.
UNO MAS UNO: “Хотелось дать возможность прикоснуться к люксу”
Основательница Uno Mas Uno Татьяна
Найти костюмы из футера сегодня можно и в ассортименте популярного миддл-бренда Uno Mas Uno. Хотя начиналась история марки вовсе не с них.
– Я раньше работала стилистом и часто бывала в Италии, – рассказывает создательница Uno Mas Uno Татьяна. – Тогда одним из самых модных направлений был оверсайз, многие бренды там его предлагали. А вот в нашей стране такого еще никто не делал. Поэтому я решила создать качественные вещи свободного кроя сама – чтобы мировые тренды стали доступны и белорускам.
С нишей девушка не прогадала: первый запуск бренда – классические оверсайз костюмы – разошелся в момент. Но длился период эйфории от удачного старта недолго: вскоре грянула пандемия, а за ней – и переход многих компаний на “удаленку”.
– В один день классика стала неактуальна, – вспоминает Татьяна. – Поэтому мы с командой решили сменить направление – и начать шить из футера.
Тогда тренд на подобные костюмы только зарождался, их еще мало кто продавал. Так что мы опять попали с нужным предложением в нужное время: пробная партия – около 20 костюмов – ушла буквально за неделю. А дальше спрос лишь нарастал. Ведь у нас, девочек, как: у нее есть – и я тоже хочу! (смеется).
– Вот только теперь “костюмных” брендов много – и ценник у большинства из них ниже, чем у вас.
– Во-первых, футер бывает разным: в одном больше синтетики, в другом – высокое содержание хлопка, – парирует собеседница. – Мы изначально были ориентированы только на качественный, натуральный материал: изделия из такого футера априори не могут стоить дешево.
Во-вторых, сейчас мы уже почти не используем футер от популярных поставщиков. Не только потому, что не хотим пересекаться по оттенкам с другими брендами. Вы знаете, мы славимся своими неоновыми цветами – а в Турции качественный неон никто не делает.
Мы пробовали сотрудничать с турецкими фабриками в этом направлении, даже получили крутые образцы и заказали партию. Отшили костюмы, я взяла один на тест… И пока дошла до машины, он весь “скатался”. Одна партия – это 300 кг ткани, понимаете? И эту ткань уже не вернуть, она вся в изделиях. Плюс были вложены деньги в растаможку, фурнитуру, работу швей, брендирование… Одна ошибка обошлась нам в 25 тысяч рублей.
В ответ на мои претензии фабрика предложила лишь “продать партию со скидкой в 50%”. Но я не для того 4 года нарабатывала репутацию, чтобы в один день с ней попрощаться. Поэтому теперь неоновый футер заказываем в Европе, с индивидуальным окрашиванием. Чтобы добиться нужного цвета, у нас ушло полгода! Но оно того стоило.
Еще недавно получили итальянский 100% хлопок с начесом – стриженый. Такой используют только высокие бренды. Он, конечно, еще дороже (свитшот из стандартного футера стоит 250 рублей, в то время как из стриженного – 330 рублей). Но нам очень хотелось дать людям возможность прикоснуться к люксу.
Так выглядят изделия из того самого люксового футера
– А чем “люксовый” футер отличается от обычного?
– Это совсем другое качество ткани. Он очень теплый, но при этом достаточно тонкий, струящийся. Из обычного футера вы сможете сделать разве что джоггеры на резинке. А сейчас в моде брюки свободного кроя – и вот из стриженного футера их пошить можно.
Татьяна отмечает, что, несмотря на перенасыщенность рынка, в Uno Mas Uno продажи по-прежнему “делает” в первую очередь футер.
– Благодаря ему мы можем развиваться в других нишах – создавать нарядную одежду, классный трикотаж, поэтому мы продолжим это направление поддерживать. Конечно же, в своем, уникальном стиле.
Благодаря футеру, отмечает Татьяна, бренд может развиваться и в других нишах
TAKE: “Пока растешь, нужно создавать то, что в тренде”
Создательница бренда Take Екатерина
Основательница бренда Take Екатерина признается: то, что в топе продаж именно костюмы, ее немного расстраивает.
– Честно говоря, я зарекалась шить из футера. Говорила: что угодно, лишь бы не костюмы, – с улыбкой вспоминает собеседница. – А потом поняла: пока ты растешь, нужно создавать не только то, что “для души”, но и то, что в тренде. Иначе просто не будет ресурсов для развития.
Изначальной задумкой было создание одежды с намеком на сексуальность – но такой, чтобы можно было и в офис носить. Поэтому первым дропом стали боди. Партия планировалась небольшая: 4 модели в двух размерах, и всего по 5 единиц на один размер. По словам Екатерины, пришлось обзвонить около 50 производств – никто не хотел работать с такими скромными объемами. Лишь одно согласилось взяться за заказ.
– Мы разработали лекало, отшили пробный экземпляр. Я была в восторге: получилось именно так, как я себе представляла. Нужны были лишь доработки по застежке. Я дала задание технологу, а когда получила партию и примерила, пришла в ужас: застежка получилась такой неудобной, что боди невозможно было носить.
Исправить ошибку подрядчиков Екатерине помогла швея-надомница. Правда, первые боди практически не продались – не было спроса. Но со временем эта позиция вошла в постоянный ассортимент бренда.
Боди вошли в постоянный ассортимент бренда
А настоящим хитом стали те самые костюмы, которых изначально даже в планах не было.
– Как говорится, от чего убегали – к тому пришли, – смеется девушка. – Причем я понимала, что товар ходовой, и если не выйду в эту нишу, просто потеряю часть аудитории. Но не рассчитывала, что они станут настолько популярны – ведь, казалось бы, костюмы шьют все. А в итоге у меня организовался целый лист ожидания, и пришлось дозаказывать партию.
Сейчас у бренда уже несколько костюмных опций: Take&Go – он есть как с шортами, так и с брюками, а также утепленный S&W. На вопрос, в чем “фишка” костюмов Take, Екатерина смело отвечает: точно не в дизайне.
– Я предпочитаю простые модели, – поясняет она. – Стараюсь привлекать клиентов качеством тканей и пошива, приятной стоимостью – до 200 белорусских рублей.
Но основа успеха, по мнению Екатерины, – сервис.
– Можно сделать идеальный продукт, но никто не захочет его купить – потому что на том конце провода отвечают заготовленными скриптами. Я сама общаюсь с девочками в директе, спрашиваю, с чем они будут носить костюм – чтобы подсказать, какой цвет подойдет лучше. И вижу, что такой подход работает: клиенты возвращаются.
Автор: Анастасия Величко, фото Смартпресс и из личного архива героев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.