На самом деле, бренда Versia (а значит, и этого интервью) могло и не случиться: у его основательницы Ирины Холяковой была вполне успешная карьера в найме. Уходить с должности, а уж тем более становиться производителем одежды Ирина не собиралась. Но, как отмечает сама героиня, не всегда жизнь идет по плану. О том, как Ирина все-таки оказалась в fashion-бизнесе и почему не считает себя дизайнером – в нашем интервью.
Ирина Холякова
“Понимая, что теперь придется жить в больницах, я ушла с руководящей должности”
– В декрет уходила с позиции руководителя компании, – вспоминает Ирина. – Долго отдыхать не планировала: в четверг провела собрание директоров, в пятницу уехала в роддом, а через 2-3 месяца собиралась полноценно вернуться к своим обязанностям.
Но, как часто бывает, хотим мы одного, а получается иначе. Дочка была очень беспокойной, почти не спала, и порой я была не в состоянии отличить день от ночи. Вернуться к работе смогла лишь когда ей было 4 месяца – и то лишь частично.
А потом малышка заболела, мы попали в больницу. Сначала врачи поставили диагноз “астма с осложнениями”. Позже – подтвердили серьезную легочную патологию.
Понимая, что теперь моя жизнь серьезно изменится, и в больницах буквально придется жить, я пришла к учредителям компании и попросила освободить меня от должности. Не было смысла тешить себя надеждами: я стала неликвидным специалистом.
Уйдя из найма, Ирина решила открыть собственное дело – и занялась сначала мягкой, а затем корпусной мебелью.
– Работала с компанией Tvilum, которая производила мебель для IKEA, – поясняет собеседница. – Но, когда в России резко подскочил курс рубля, закрылось их московское представительство – и мне тоже пришлось закрываться.
Чем заниматься дальше, я не знала. Определиться помогла подруга: она тогда занималась фурнитурой, работала с белорусскими и российскими производителями одежды. И предложила мне развиваться в этом направлении: мол, ты же девочка, тебе должно быть интересно (улыбается).
Я приехала к ней в Москву, и мы отправились на CPM – это крупная выставка индустрии моды. Там познакомились с владельцами популярных сегодня брендов – например, Private Sun. Честно говоря, я была очень удивлена: они рассказывали, как строят бизнес в Instagram – а я даже не знала, что это (смеется). И в целом к таким историям отнеслась со скепсисом. Люди зарабатывают деньги, развивая аккаунт в соцсети… Мне казалось, это просто не может быть правдой.
Но все же, отмечает Ирина, fashion-бизнес ее заинтересовал. И вскоре после возвращения в Беларусь она создала бренд Versia.
Спустя 4 месяца инвестор сказал: “Я все обдумал и понял, что мне не очень интересна эта тема”
Правда, настоящим брендом – с собственными моделями и производством – Versia стала лишь спустя несколько лет. А тогда, в 2017-м, когда свои двери открыл первый шоурум в Минске на Неманской (район станции метро Каменная Горка – Прим.редакции), это было скорее мультибрендовое пространство.
– Я не дизайнер, я коммерсант, – без стеснения признается Ирина. – И рассматривала работу с одеждой исключительно как бизнес. Который, кстати, открывала на инвесторские деньги.
План был простой: заключить договоры с белорусскими и российскими фабриками и взять их одежду на реализацию. Тогда локальных брендов было в разы меньше, чем сегодня, и развивать эту нишу казалось мне интересной идеей.
Поначалу так казалось и моему бизнес-партнеру: в развитие проекта он вложил $20 тысяч. А спустя 4 месяца внезапно сказал: “Ты знаешь, я тут все обдумал и понял, что мне не очень интересна эта тема”. Возвращать вложенное он не требовал, однако и продолжать инвестиции не собирался. А без них не на что было покупать товар, оплачивать рекламу (только на таргет уходило около $1 тысячи в месяц) и съемку контента.
– Было желание все бросить?
– Конечно. Я вообще не представляла, что делать дальше, и собиралась закрыть шоурум. Но поняла, что не готова отпустить эту историю. Она ведь так непросто мне далась! На первую съемку, на открытие шоурума, даже на саму работу (я тогда выступала в том числе в роли консультанта) – я ездила из реанимации, где мы с ребенком буквально жили.
До сих пор не понимаю, как мне удавалось все это совмещать… Наверное, дело в упорстве. Я была мамой – и одновременно была продавцом, бухгалтером, юристом, маркетологом. Тяжело? Очень. Но от этого мое дело стало для меня еще важнее.
“Буквально в один день я осталась вообще без товара”
Искать дизайнеров, которые могли бы зайти в шоурум, пришлось заново.
– Из российских брендов удалось заполучить Top Top. Также согласились сотрудничать белорусы – например, Sorochinskaya и SWAN, и украинцы – BetrendyWear. С этим пулом Versia и стала развиваться.
Позже я познакомилась с дизайнером украшений YOU ARE Кариной – она захотела разместить свои изделия в моем пространстве. Через некоторое время она рассказала, что на Кальварийской сдается помещение. “Давай вместе арендуем!” Сначала я хотела отказаться – это же траты, риски. А потом стало… стыдно. Вот есть девочка с небольшим брендом, и она не боится. Почему боюсь я? В общем, так появился тот шоурум (его адрес: ул. Кальварийская, 21), который существует до сих пор.
Казалось бы, теперь все должно пойти как по маслу: уже есть наработанная клиентская база, постоянные партнеры, собственное пространство в центре города. Но жизнь опять внесла коррективы.
– Весной 2021-го случилось все и сразу. Сначала бренд Top Top резко изменил позиционирование, взвинтил цены – и стал неликвидным для нашего рынка. Потом белорусские дизайнеры, с которыми мы работали, открыли свою розницу. Плюс появилось пространство Trend Park – и наши бренды получили возможность без каких-то гигантских вложений представлять себя там.
В общем, буквально в один день я осталась вообще без товара. Как быть? Строить бизнес в том же формате я уже не могла – индустрия изменилась. Поэтому пришлось… стать производителем.
– А как удалось в короткие сроки создать собственные модели? Ведь обычно, как я понимаю, на это уходит несколько месяцев.
– Можно сказать, повезло. Пока Versia существовала в формате мультибрендового шоурума, я уже отшивала свои модели. К примеру, у меня были прекрасные шелковые топы. И продавала я их практически по себестоимости. Согласна, это коммерческая глупость. Но мне правда хотелось, чтобы наши девочки могли прикоснуться к “люксу” за приемлемые деньги.
В общем, какие-то наработки уже были. Но этого было мало: у меня же теперь большой шоурум, его нужно заполнять. И тут мой технолог рассказывает, что у нее остались отличные лекала – один из брендов заказал пошив одежды… и не рассчитался за работу. Согласна, не то, чем можно гордиться, но вариантов не было: или я беру себе эти лекала, или закрываюсь.
Я взяла – и больше так никогда не делала.
– Как клиенты отнеслись к тому, что теперь Versia – бренд?
– По-разному. С одной стороны, вещи быстро раскупались. С другой стороны, были и те, кто приходил и спрашивал: а где Top Top? А когда появится? Так что часть аудитории пришлось завоевывать заново. Было нелегко. Но, мне кажется, нам удалось выделиться.
– И что помогло?
– Важно понимать, что клиент сегодня требовательный, а конкуренция – высокая. Поэтому все должно быть на уровне. Сервис, упаковка, стоимость, модели… Качество, конечно же. И какие-то моменты, по которым вас будут узнавать.
К примеру, у нас есть пальто из премиальной шерсти на подкладке Max Mara. К каждому пальто идет фирменный чехол для хранения и транспортировки, а также специально сконструированная вешалка – чтобы не оставалось заломов. Такой же состав и индивидуальная упаковка есть разве что у Massimo Dutti. Но там пальто будет стоить 1-1,5 тысячи рублей. А наше стоит 690.
Еще одна “фишка” бренда – свитера-паутинки и ажурные кардиганы. Их больше никто не делает, и оно понятно: процесс сложный – это ручное вязание, и дорогостоящий – мы используем суперкидмохер с примесью шелка. Эти изделия нас выделяют.
В основном Versia сконцентрирована на базовой одежде. Но появляются в ассортименте бренда и сезонные позиции. Сейчас, к примеру, в продажу поступила новогодняя коллекция.
– К праздникам мы выпустили новую модель корсетов, брюки палаццо с шиммером, юбку-карандаш и совершенно потрясающие платья, – делится Ирина.
Несмотря на то, что это новогодний запуск, вещи достаточно универсальные, и их легко будет вписать в гардероб после корпоратива.
– Я все же остаюсь практиком, – улыбается собеседница. – Для меня важно создавать то, что будет актуально всегда.
Автор: Анастасия Величко, фото: Смартпресс и из архива героини
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.